14
15
Так выглядит по одному из последних проектов типовой коллективный гараж-стоянка на 250 автомобилей. Рис. архитектора Е. СинявскойГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИСпециалисты подсчитали, что автомобиль автолюбителя в среднем находится в движении не больше двух часов в сутки. Остальное время он стоит. Не удивительно поэтому, что размещение машины в городе — одна из главных забот и владельца автомобиля, и градостроителей. Когда-то решить гаражный вопрос было несложио. Поставил в свободном углу двора металлическую коробку или соорудил сарайчик, и дело с концом. Ныне собственных автомобилей стало так много, что одиночные гаражи грозят занять площадь, для которой и городской территория не хватят. Выход из положения — в строительстве крупных. коллективных гаражей-стоянок. Они появляются все чаще н все больше привлекают внимание автолюбителей. И в редакцию приходит много писем с вопросами, как организовать гаражно-строительный кооператив, где строить, по какому проекту, каково правовое положение кооператива. Мы обратились с ними к начальнику отдела подготовки законопроектов Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР Николаю Зиновьевичу ОНИПКО. Вот что он рассказал в беседе с нашим корреспондентом В. Индиным. Первый вопрос, видимо, предопределен и неизбежен: с чего начать, к ак создается гаражный кооператив? Для образования кооператива требуется объединение не менее десяти владельцев автомобилей, а в Москве и Ленинграде — не менее пятидесяти. На общем собрании они принимают решение об организации кооператива и возбуждают ходатайство перед исполкомом местного Совета депутатов трудящихся об утверждении этого решения. После решения исполкома об организации кооператива общее собрание принимает устав, который регистрируется в исполкоме, а затем избирает правление кооператива и ревизионную комиссию. Со времени регистрации устава в исполкоме кооператив приобретает право юридического лица и может пользоваться печатью с обозначением своего наименования. Число членов кооператива не должно превышать количества боксов или мест стоянки строящегося гаража. Понятно, что .эксплуатация построенных гаражей-стоянок осуществляется на правах кооперативной собственности, при полной самоокупаемости, без государственной дотации. А из чего складываются денежные средства кооператива? Из вступительных взносов его членов и паевых взносов на содержание и эксплуатацию гаража. Размер пая вновь принятого члена кооператива не может быть меньше балансовой стоимости гаражного помещения (бокса, места стоянки). Как эти средства могут расходоваться? Правлению кооператива предоставлено право распоряжаться всеми наличными средствами и имеющимися на текущем счете в банке в соответствии с финансовым планом, утвержденным общим собранием членов кооператива. Правление может нанимать и увольнять рабочих и служащих для обслуживания гаражного хозяйства. Кем и на какой срок отводится земельный участок для коллективного гаража? Земельный участок кооперативу отводится исполкомом местного Совета депутатов трудящихся в бессрочное пользование. В редакцию поступили жалобы о том, что некоторые исполкомы меняют впоследствии свои планы, отводят этот же участок для другой цели и выносят решение о сносе гаража. Допустимо ли это по существующим законам? Допустимо, во в исключительных случаях. Земельный участок может быть изъят только в связи с отводом земель для государственных и общественных надобностей, в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 4 марта 1929 года. Это и понятно. Если по новому плану прокладывают автостраду или строят проспект, приходится сносить целые кварталы, а не только один гараж. Оценочная стоимость гаража с учетом его износа, а также расходы по его сносу возмещаются местным исполкомом или это возлагается на учреждение (предприятие), которому отводится освобождаемый земельный участок. Противоречащие закону решения исполкома могут быть опротестованы •Прокурором. И еще одни вопрос о земельном участке/ Часто автолюбители жалуются, что отводят его слишком далеко от места жительства членов кооператива, за несколько километров, на неудобной площади. Можно ли обжаловать решение об отводе земельного участка под коллективный гараж и куда? Обжаловать решение исполкома об отводе неудобного для кооператива зе-14 мельного участка или об отказе в организации кооператива можно в этот же или в вышестоящий исполком Совета депутатов трудящихся. Совет Министров РСФСР определил, что в городах и рабочих поселках земельные участки под строительство кооперативных гаражей-стоянок следует отводить, как правило, в районах, обеспеченных благоустроенными подъездами и дорогами, сетями водопровода, канализации и электроснабжения. Конечно, исполкомы должны учитывать интересы членог кооператива и стараться предоставлять им земельный участок вблизи места жительства. Но не всегда это возможно. Например, в Ленинграде, Москве п других крупных городах в районах их старой застройки найти площади для сооружения гаражей очень трудно. Вот и приходится исполкомам искать земельные участки для кооперативных гаражей за .границами старой, плотной застройки. Получается далековато, но ничего другого тут не придумаешь. Иное дело в новых жилых районах. При их проектировании и строительстве исполкомы обязаны заранее предусматривать места для коллективных гаражей и открытых стоянок. Кто может быть членом гаражностроителького кооператива? Все совершеннолетние граждане СССР, проживающие в данной местности и являющиеся владельцами автомобилей, зарегистрированных в местных органах автоинспекции. Можно ли вступить в кооператив заблаговременно, рассчитывая приобрести автомобиль к моменту завершения строительства? Пока такая возможность законом не предусмотрена. Какими правами располагает члеи кооператива? Его право пользоваться предоставленным ему боксом или местом стоянки в течение всего времени существования кооператива. Он может выйти из кооператива в любое время как до начала или во время строительства гаража, так и после его окончания. При этом ему возвращается его пай (без вступительного взноса) с учетом амортизации основных фондов, а освободившееся гаражное помещение предоставляется по решению общего собрания другому лицу, принятому в члены кооператива. Паевой взнос возвращается не позднее трехмесячного срока после утверждения общим собранием годового отчета за операционный год, в течение которого пайщик выбыл из кооператива. А может ли пайщик, выбывая из кооператива, передать свое место в гараже избранному им самим человеку, согласившемуся возместить ему паевые взносы? Нет. Новых членов принимает только обшее собрание кооператива. Оно вправе принять или отклонить кандидатуру, рекомендованную пайщиком вместо себя. В случае смерти члена кооператива его пай переходит к наследникам — членам его семьи. Они имеют преимущественное право на дальнейшее пользование гаражным помещением при условии вступления в кооператив одного из членов семьи владельца автомобиля, зарегистрированного в установленном порядке. Наследникам, отказавшимся от дальнейшего пользования гаражом, выплачивается стоимость наследуемого ими пая или доли его, за Вычетом амортизации основных фондов. За что член кооператива может быть исключен из него? За неподчинение уставу, невыполнение обязательств, установленных общим собранием членов кооператива, порчу или разрушение гаража. Исключенный лишается права пользования гаражом. Его пай возвращается ему с учетом амортизации основных фондов. Кто и по каким проектам строит кооперативные гаражи? Как правило, кооперативные гаражистоянки должны строиться по типовым проектам. Лишь в виде исключения может быть принят индивидуальный проект, после его утверждения архитектурно-планировочным управлением горисполкома. Но ив этом случае обязательно применение типовых конструктивных элементов. В столицах автономных республик, административных центрах краёв и областей и крупных промышленных городах строительство одноместных и многоместных нестандартных гаражей запрещено, а в Москве и Ленинграде вообще нельзя строить одноместные гаражи, даже по типовым проектам. Каждое исключение из этого правила должно быть разрешено соответствующим горисполкомом, а в Москве и Ленинграде — соответствующим райисполкомом. После утверждения проекта и внесения в банк полной суммы стоимости строительства кооператив получает разрешение на строительство и заключает договор с подрядной организацией, а также, если потребуется, и другие договоры, связанные со строительством и эксплуатацией кооперативного гаража. Подрядную организацию может рекомендовать местный исполком. Кто занимается типовым проектированием гаражей, к кому обращаться за проектами? Госстрою РСФСР и Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог республики было поручено подготовить и представить в Госстрой СССР предложения по разработке шести — восьми серий типовых проектов гаражей-стоянок легковых автомобилей и трех — четырех серий типовых проектов сборно-разборных одноместных гаражей для автолюбителей. Местные архитектурно-планировочные управления могут рекомендовать наиболее подходящие для конкретных условий проекты. Кто икак обеспечивает гаражностроительный кооператив необходимыми строительными материалами?Эти вопросы решаются через исполком, зарегистрировавший устав кооператива. Каков порядок ликвидации кооператива, если в этом возникает необходимость? Деятельность- кооператива прекращается, а его имущество ликвидируется, если это сочтет необходимым общее собрание пайщиков. Кроме того, деятельность кооператива может быть прекращена по решению суда, если суд признает его несостоятельным или уклонившимся от цели, указанной в уставе. Решение общего собрания о ликвидации кооператива утверждается исполкомом местного Совета депутатов трудящихся. Гражданско-правовые споры между кооперативом и его членами подлежат разрешению в судебном порядке. Мы подробно ознакомились с правовым положением гаражно-строительного кооператива в Российской Федерации. Так ли решаются эти вопросы ив других союзных республиках? Приблизительно так же, с некоторыми дополнениями местного характера. Во всех союзных республиках примерные уставы кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок разрабатывались в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 320 от 20 марта 1958 года об организации кооперативов. Этим и определяется их сходство. Не скажете ли Вы в заключение, какими законодательными актами определено все то, о чем шла речь в нашей беседе? Правовое положение гаражных кооперативов на территории Российской Федерации регулируется целым рядом нормативных актов. Это Постановление Совета Министров РСФСР № 1475 от 24 сентября 1960 года-«Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражейстоянок для автомобилей индивидуальных владельцев» и утвержденный им примерный устав кооператива. 29 января 1966 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 105 «Об улучшении обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих гражданам», а год спустя Постановлением № 63 утверждены дополнения к нему. При организации гаражно-строительного кооператива его будущие члены должны ознакомиться с этими нормативными актами. Их можно найти в местном Совете депутатов трудящихся. Перечисленные постановления публиковались в официальных сборниках постановлений правительственных органов РСФСР.О тредакции . На мысль о необходимости дополнить, уточнить нормативные акты, касающиеся гаражных кооперативов, наводят письма автолюбителей. Близится у человека очередь на приобретение в магазине автомобиля. Самое время подумать, куда его можно будет поставить. Почему бы заблаговременно не вступить в гаражно-строительный кооператив? Скажем, по справке магазина. Пока строится коллективный гараж, и машина будет получена. А как быть огромной армии владельцев мотоциклов, мотороллеров, которых в год продается около миллиона штук? Двухколесная машина еще больше нуждается в месте под крышей, да ив охраняемой стоянке. Мотоциклисты могли бы вступить в гаражно-строительный кооператив, хотя бы из расчета две-три машины на один бокс. Думается, что пора поставить в повестку дня решение этих и других вопросов, настойчиво выдвигаемых процессом «моторизации» населения.