ПЕР£Д СЕРЬЕЗНЫМ ЭКЗАМЕНОМСпустя неснолько дней после возвращ ения из Новосибирскаяпрочиталв «Неделе» и нтервьюс заместителем министра охраны общественного порядка СССР Б. Ш умилиным . В беседе опутяхповышения безопасности движения заместитель министра заметил с сожалением, что среди части водителей и пешеходов живут еще представления об инспенторе ГАИ какосуровомстаршине , тольно-де истремящемсяпостроже наказать нарушителя. А что сназали бы этилюди , подумалось мне тогда, если бысмогли побывать в Новосибирске на кустовом совещании-семинаре по организации движения, созванном Госавтоинспекцией СССР? Они убедились бы здесь, к акнепохож сейчас работник ГАИ на того постового, у которогодесятки лет назад, к роме надзора за движением , д ругих забот действительно не было; с кольразнообразные требования предъявляет к нему его нелегкая служба. Как прогнозировать интенсивность транспортных потоков? К акиевопросы ставить перед градостроителямипри разработке генеральных планов рекон с трукцииипроектирования городов? Каким требованиям должна удовлетворять современная автомобильная дорога? К акрассчитать «зеленую волну»? К ак применять счетно - р ешающиеустройства для регулированиядвижения ? Вот лишь нек оторыеиз вопросов, в ключенныхв прог раммусеминара . Да, м ного должен знать сегодня автоинспектор , чтобы успешносправлятьсяспорученным ему делом. Подобного масштаба иуровня совещание-семинар Министерствоохраны общественного порядка СССР созвало впервые. И в этом тожепримета времени. У студентов-заочников, например, с уществует таное понятие — «установочная сессия». Это обязательный сбор перед труднымиэкзаменами , для того чтобысориентироватьсяи определить главныевопросыитемы , на которых следует сосредоточить силыивнимание . То, что происходилов течение четырех дней семинара вНовосибирскев Клубе имени Дзержинского , делает это сравнение вполне правомерным . В лекциях , к оторыепрочли работникам ГАИ республик Средней Азии , краев и областей ДальнегоВостокаиСибиринаучныесотрудники Всесоюзного НИИ охраны общественного порядка , Московс кого автомобильно-дорожного института , НИИ автотранспортаидругихнаучныхучреждений , были всесторонне рассмотрены многообразные вопросы организации движениятранспортаи пешеходов на современном этапе автомобилизациистраны , определены прогрессивные методы ипутиповышения безопасности движениявгородахи на дорогах . Эти «предметы» на семинаре вели А. Шалотов и М. Афанасьев (ВНИИООП), В Сильянов (МАДИ), Ю. С тавничий (Моспроект), Г. Сердюнов ( У крдортрансНИИ ) , Л . Стецюк (НИИАТ), В. Р ушевский (ОРУД ГАИ Москвы ) . Заместитель начальника Управления ГАИ Министерстваохраны общественного порядка А. К ормилицынговорило необходимости учитыватьэффективностьмероприятий по безопасности движения . О сновную мысль его выступлениямож но сформулироватьтак : п оменьше непрод уманныхограничений , побольше действенных шагов к увеличению пропускной способности улици дорог. Ч етыре дня семинара предметно показали , какими средствами можнодостичь этого. Совещание вНовосибирске завершало « у чебный семестр», к оторый начался в Киеве и Волгограде такимижесборами работников ГАИ Европейской части СССР иреспубликЗакавказья . Перед серьезнымиэкзаменами , к оторые предстоят не толькоГосавтоинспекции , но и всем, от когозависитпорядоки нормальная жизньулици дорог, з начение этой учебы труднопереоценить . Н аучныеосновыорганизациидвижения — залог того , что нелегкиезадачи , к оторые ставит намеченное пятилеткойрезкое увеличение транспортного парна страны, б УДУт успешнорешены . Г. ЗИНГЕРкаждым годом увеличивается внимание к проблемам безопасности движения. Постоянно совершенствуются конструкции автомобилей, усиливается служба автомобильной инспекции, улучшается подготовка водительского состава. Все чаще всем этим вопросам посвящаются газетные и журнальные статьи. Однако речь в них почти всегда идет о транспортных проблемах городов и очень редко о том, что происходит на загородных дорогах. Эта односторонность заметна ив деятельности работников ГАИ. Они отлично классифицируют происшествия на городских улицах, редко ошибаются, устанавливая степень виновности нарушителя, ведут успешную профилактическую' работу. А вот расследованиям происшествий на загородных шоссе такой исчерпывающей полноты обычно не достает. Здесь среди причин несчастья вы найдете и нетрезвое состояние водителя, и нарушение правил обгона, превышение скорости, а в иных случаях и техническую неисправность автомобиля. И Почти никогда не обращается внимание на качество дороги, ее соответствие условиям движения и требованиям, предъявляемым современными быстроходными автомобилями. По статистике дорожно-транспортных происшествий получается, чтс дорожники почти никогда ни в чем не виноваты, а это совершенно яе соответст* вует действительности.ftКОГДА ВИНОВАТА ДОРОГА...Почему же дорогам не уделяется должного внимания? По-видимому, потому, . что автоинспектор, участвующий в расследовании происшествия, в лучшем случае инженер-механик по образованию и не имеет достаточных знаний по части дорог. Сплошь и рядом он не может квалифицированно оценить состояние дороги и его влияние на конкретное происшествие. Например, на всю Львовскую областную автоинспекцию нет ни одного специалиста-дорожника. Такая односторонность обходится дорого. В городе, где скорость движения ограничена, влияние дорожных факторов не так дает о себе знать. Другое дело за городом. Здесь современной машине предоставляется возможность использовать свои скоростные качества, легко перейти стокилометровый рубеж на шкале спидометра. Поэтому последствия дорожно-транспортных происшествий тяжелее, чем на городских улицах. Во многих ли случаях в происшествии виновата бывает дорога? Этот вопрос исследовался специалистами ряда зарубежных стран, и они пришли к выводу, что причиной почти половины происшествий является плохое качество дороги, ее несоответствие установленным нормативам, плохая информация о состоянии и особенностях дорожного покрытия. К сожалению, наши дорожные организации — проектные, строительные, эксплуатационные — слабо контролируются службой госавтоинспекции; специалисты-дорожники не привлекаются к расследованию -транспортных происшест^ вий и не несут ответственности, если несчастья случаются по их вине. Легче всего обвинить водителя в превышении скорости движения и тем самым объяснить несчастье. Конечно, за городом он сам избирает скорость, и, вроде бы, если дело плохо кончилось, сам виноват: ехал быстрее, чем можно было. Но ведь и водителю далеко не всегда удается правильно оценить состояние дороги, а следовательно, и определить безопасную скорость движения. Чаще всего водители разделяют дорожные покрытия на «асфальт» и «неасфальт». Однако покрытие, по внешнему виду похожее на асфальтобетонное, может быть и на дороге пятой технической категории, где скорость не должна превышать 40—60 км/час, и на дороге второй категории, допускающей скорость 120 км/час. В таком случае решающее значение приобретают дорожные указатели, информирующие водителей о безопасной скорости движения. Но и они нередко расставляются безответственно. Думается, что необходимо повысить требовательность к соблюдению норм и стандартов при проектировании новых дорог, к строгому выполнению их при строительстве, улучшить содержание действующих дорог. Конечно, нельзя требовать, чтобы все существующие дороги были приведены в состояние, соответствующее первой или второй категориям, но добиться удовлетворительных условий движения, организовать четкую и достоверную информацию о состоянии дороги, о безопасной скорости — вполне посильная задача для дорожно-эксплуатационных участков. На наш взгляд, в системе службы ГАИ необходимо создать специальный отдел, который должен квалифицированно рецензировать проекты строительства новых и реконструкции старых автомобильных дорог, инспектировать состояние действующих дорог, привлекая к ответственности руководителей дорожно-эксплуатационных участков за плохое состояние дороги. Работники такого отдела ГАИ — инженеры-дорожники — должны участвовать в расследовании причин дорожных происшествий, потому что пока еще ответственность за них несут все участники движения, кроме тех, кто непосредственно отвечает за состояние дороги. Следовало бы расширить знания в области дорог у специалистов, занимающихся вопросами эксплуатации автомобилей. Элементарные сведения о взаимодействии автомобиля с полотном, об элементах дороги, особенностях движения на закруглениях, на горных дорогах должны занять место в программах подготовки шоферов. Все это нельзя откладывать в долгий ящик. Теснее становится на загородных шоссе, и интенсивность движения на них будет расти еще быстрее. Нужно своевременно позаботиться, чтобы дорога не таила опасностей для автомобиля. В. АСТАФЬЕВ, доцент кафедры «Автомобильные дороги» Политехнического института, Львов кандидат технических наукНовосибирск—Москва22