чается: что бы ни сказал человек — все безошибочно. Нет, конечно, и автоинспектор может ошибаться, как и любой другой работник. Способность к безошибочным решениям не присваивается какими-либо ди пломами или свидетельствами, она приобретается в постоянной учебе, в настойчивой работе по повышению квалификации, она растет по мере накопления производственного опыта. Конечно, надо делать все, чтобы не впасть в ошибку, но не менее важно вовремя обнаружить ее и вовремя исправить. Н е менее важно для установления хороших товарищеских отношений между людьми на дороге. Кстати, и шоферу, и мотоциклисту тоже не стоит мнить себя этаким мэтром в вопросах вождения, а по чаще бросать критический взгляд на свои действия. Потому что, как по казывает анализ, самонадеянность какой-то части водителей — одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий. А что такое самонадеянность, как не слепая вера в собственную непогрешимость? М ногое изменилось за последнее время в работе автоинспекции. И по форме, и по содержанию. Можно было бы рассказать здесь, с кажем , о начинании ГАИ Грузии, где прием посетителей и разбор конфликтов перенесли прямо в автохозяйства. Или об институте общественного мнения, созданном при Госавтоинспекции Туркмении, который объединил в работе на общественных началах по повышению безопасности движения специалистов различных областей науки и отраслей производства. Без всякого сомнения, быстро найдет многочисленных последователей инициатива ГАИ Эстонии, организовавшей радиокурсы для шоферов-любителей и телевизионные конкурсы по правилам движения. Рождаются новые критерии и оценки работы автоинспекции, но это уже тема для другого разговора. Органы Госавтоинспекции начали сейчас широкие исследования причин дорожных происшествий, условий безопасного движения транспорта. Создана первая в стране проблемная лаборатория по безопасности движения, образованы межве домственные комиссии по безопасности движения при правительствах союзных республик, к участию в них привлечены крупнейшие научные силы. В том, что аналитическая работа становится основой всей деятельности ГАИ, яркая примета времени. Д вижение транспорта в СССР до стигло такого уровня, когда ни одно решение, ни одна транспортная схема не могут приниматься волевым способом, наугад. За всем должен стоять трезвый расчет, экономические обоснования, научные предвидения. М ы надеемся, что в сочетании с высокой требовательностью ко всем, как принято говорить, участникам движения эти усилия помогут успешно справиться со многими проблемами. О т укрепления деловых товарищеских отношений между водителями и сотрудниками Госавтоинспекции в конечном счете выиграет весь наш автомобильный транспорт.Вели верить статистике службы регулирования движения, то в большей части дорожно-транспортных происшествий виновен водитель. Он либо выехал в рейс на неисправном автомобиле, либо с непозволительной лихостью, небрежно управлял машиной, либо не был внимательным, не успел вовремя отреагировать на опасную ситуацию. Особенно часто шофера обвиняют в том, что был недостаточно внимательным. Конечно, за рулем нужно быть предельно собранным, бдительным, готовым мгновенно принять меры, диктуемые обстановкой на дороге. Но при возросших скоростях и неуклонно повышающейся интенсивности движения это нелегкая задача, требующая большого нервного напряжения. Чтобы облегчить работу водителя, привлечь и направить его внимание, Правилами движения и предусмотрена целая система дорожных знаков и указателей. Более того, Государственный стандарт строго регламентирует условия их расстановки. Скажем, увидел водитель знак, предупреждающий о том, что впереди пересечение дорог или поворот, — он знает, что до опасного участка 160—250 метров, и спокойно готовится принять необходимые меры. Теперь представьте себе его положение, когда вдруг оказывается, что от знака до опасного участка всего 30—50 метров. Если это пересечение, то с бокового выезда может выскочить машина, столкновение с которой предотвратить будет уже трудно. На поворотах же авария назревает от того, что автомобиль, не успев затормозить, грозит опрокинуться. В обоих случаях трудно упрекнуть водителя: он обязан верить дорожным знакам. Виновников, видимо, следует искать в другом месте.3 а поздалые предупрежденияВот мы обследовали дорогу, соединяющую аэропорт города Минеральные Воды с Кисловодском. На этом 67-километровом шоссе из 108 дорожных знаков только 9 запрещающих, остальные — предупреждающие, указательные и другие. Как будто бы все хорошо. Но как же бестолково стоят порой эти знаки! Знак «Пересечение со второстепенной дорогой» на 39-м километре маршрута установлен всего за 30—40 метров до перекрестка, он дезориентирует водителей и может стать причиной аварий. На 52-м километре знак «Прочие опасности» стоит в двух десятках метров от крутого спуска и ответвления полевой дороги. Какую пользу может принести это запоздалое предупреждение об опасном участке? Перечисление таких несуразностей можно было бы продолжить. В полутора километрах от аэропорта, за 1800 метров до автозаправочной станции, установлен знак «Обгон запрещен» с дополнительной табличкой «2000 м». А между тем он совершенно не соответствует обстановке движения на ровном, без пересечений участке шоссе с хорошей обзорностью, делающей обгон вполне безопасным. Простые подсчеты показывают, что непродуманное применение знаков узаконило бессмысленную потерю времени и сил. Знак «Обгон запрещен», установленный на 30-м километре вне населенного пункта, вообще лишен указателя зоны действия, нигде за ним нет и знака «Конец ограничений». На водителей такая неопределенность действует угнетающе. Что и говорить, ненормальности с расстановкой знаков на этой дороге часто приводят в недоумение, подрывают доверие к ним. В центре Кисловодска, при выезде с площади на одну из прилегающих улиц, красуется знак «Подача звукового сигнала запрещена» с дополнительной надписью «Уважай тишину!» Но ведь подача звуковых сигналов в городах вообще запрещена. Зачем же понадобился знак, отвлекающий внимание водителя, дезориентирующий его? Вообще зоны действия запрещений и ограничений к месту и не к месту стали указывать лишь на дополнительных табличках. Как это неудобно на дороге при больших скоростях! Трудно различить цифры, а ведь надо еще заметить и запомнить показания спидометра в начале зоны, а затем два-три раза отвлечься от наблюдения за дорогой, чтобы по спидометру определить конец зоны. А куда проще и безопасней было бы не раздваивать внимание между дорогой и показаниями километража на счетчике спидометра, а спокойно ехать до знака «Конец ограничений». Ведь для этого он и предусмотрен Правилами движения. Конечно, мы не будем первооткрывателями, если скажем, что правильная и грамотная установка дорожных знаков существенно повышает безопасность движения и никакие вольности и отклонения от нормы, от государственных стандартов здесь недопустимы. Но почему же мы так часто сталкиваемся с ними? • П. БУШНЕВ, В. КИТАЕВ, инженеры г. Минеральные Воды Отредакции . С небрежностью и непродуманностью в расстановке дорожных знаков, к сожалению, можно столкнуться не только на дороге Кисловодск — Минеральные Воды. Многочисленные письма наших читателей свидетельствуют о неблагополучии в этом смысле ив других районах, с чем никак нельзя мириться. Ведь в условиях возрастающей интенсивности и скоростей движения водителю порой остается очень мало времени на раздумья, и роль своевременных предупреждений в этих условиях трудно переоценить. Неплохо было бы сейчас в любой области или крае самым взыскательным образом еще раз проверить, всегда ли правильно мы пользуемся дорожными знаками, и привести их установку в соответствие с государственными стандартами. Это одна из важных задач исполкомов Советов депутатов трудящихся, работников автоинспекции и дорожно-эксплуатационной службы.22<