10
11
В тот день в Центральном доме журна ­ листов было многолюдно. Советский моторный спорт отмечал свое пятидесятилетие, и здесь, в старинном здании на Суворовском бульваре состоялась прессконференция, посвященная юбилею. Она была созвана Московской журналистской организацией и редакцией журнала «За рулем». На встречу со спортивными журнали ­ стами пришли ветераны автомотоспорта, сильнейшие гонщики , конструкторы, тренеры, спортивные судьи. Заместитель председателя ЦК ДОСААФ А. Н. Скворцов познакомил собравшихся с историей советского автомотоспорта, отметил его растущую массовость, большое оборонно-прикладное значение. В грозные годы Великой Отечественной войны многие мотоспортсмены доблестно и умело действовали в разведке, отлично водили боевые машины . ...Включается пленка звукозаписи. Раздается сдержанный, мужественный голос: «Ледовая «дорога жизни » была единственным путем, по которому снабжался осажденный фашистами Ленинград».К 100-летию со дня рожденияВ. И. ЛЕНИНАШИРИМВСТРЕЧА С МИРОМ СКОРОСТЕЙ...Мастер спорта бывший военный мотоциклист Сергей Максимович Сергеев ведет из города Ленина свой короткий рассказ о том, к ак ему довелось одним из первых отнрывать и «осваивать» легендарную ледовую трассу, об отваге и мастерстве своих фронтовых побратимов — водителей. На вопросы участников конференции отвечали вице-президент ФИМ Б. Трамм, председатели федераций автомобильного и мотоциклетного спорта Л . Афанасьев и В. Рогожин, рекордсмен мира заслуженный мастер спорта Э. Лорент, член бюро федераций по техническим видам спорта В. М аржецкий . С большим интересом была просмотрена подготовленная редакцией «За рулем» и Государственным архивом кинофотодокументов подборка хроникальных кинолент — «Летопись автомотоспорта». Н аша печать уделяет еще мало внимания моторным видам спорта порой просто из-за недостаточной информированности. На конференции журналисты получили справочные материалы, ознакомились с фотовыставкой И. Бахтина «Автомотоспорт» и стендами литературы, выпущенной на эту тему за 50 лет. Большой интерес вызвала выставка образцов гоночной техники . Внимание участников конференции привлекла и экспозиция многочисленных кубков, ваз, медалей, вымпелов — их завоевали наши автомотоспортсмены на международных соревнованиях. Жаль только, что все эти почетные трофеи хранятся обычно под замком. Право, следовало бы создать постоянную выставку международных наград, которых удостоены наши спортсмены, и периодически экспонировать ее. Воспеть романтику мотоспорта, его энтузиастов, дать этой увлекательной теме еще более приметное место на газетных ижурнальных полосах — такова была основная идея пресс-конференции. М ожно надеяться, ч тоэта боевая, а кту ­ альная тема станет желанной для многих тружеников пера. Вл. ГУСЕВ, заведующий творческими секциями Московской журналистской организации«Все на продовольствие и на транспорт!» Этот лозунг провозгласил глава Советского государства В. И. Ленин 17 января 1919 года в Большом театре на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов, созванном в связи с тяжелым продовольственным положением в стране. Заканчивая свою рочь, В. И. Ленин произнес: «Товарищи, я повторяю еще раз этот лозунг: «Все на продовольствие и на транспорт!» Тут нужно сделать то, что мы сделали с армией, куда шли политические комиссары и где мы добились своего. Я уверен, что... мы победим голод и разруху!» С первых дней Октября партия, лично В. И. Ленин придавали огромное значение продовольственному положению молодой Советской республики, снабжению промышленных центров, обеспечению Красной Армии хлебом и другими продуктами. В ленинском наследии мы найдем десятки документов — статей, проектов постановлений, выступлений, докладов, записок, в которых Ильич борьбу за хлеб расценивал как борьбу за Советскую власть. По его личному указанию из рабочих, беднейших крестьян, красноармейцев и краснофлотцев создавались продовольственные отряды, мобилизовывался железнодорожный и автомобильный транспорт и отправлялся в сельскохозяйственные районы для заготовки, закупки хлеба. Участники отрядов вели большую массово-политическую работу среди населения, укрепляя союз рабочего класса и крестьянства. Значение продовольственного фронта не ослабло ик концу гражданской войны. На этих страницах журнала мы рассказываем об одном из эпизодов, связанных с решением этой проблемы в то трудное для молодой Советской республики время. В летние дни 1921 года жители южноуральских, сибирских сел и деревень, казахских кишлаков в далекой глубинке были свидетелями необычного для той поры движения автомобилей, конных обозов, караванов верблюдов. Колонна за колонной тянулись они по степи. В жаркие дни облака пыли, поднимавшиеся из-под колес и копыт, подолгу висели в воздухе. В дождь машины часто застревали в грязи. Тогда «всем миром» вытягивали их — и опять в путь. В каждой деревушке треск моторов поднимал на ноги всех жителей. Выходили за ограду мужчины, крестились старушки, махали платками девчата. Шустрые ребятишки бежали по дороге, пока автомобили не скрывались из виду. Так продолжалось день за днем. Лишь поздними вечерами останавливались колонны на ночлег. Усталые, запыленные водители осматривали машины, ужинали, отдыхали, по очереди несли охрану. Гражданская война еще полностью не закончилась. Интервенты и белогвардейцы предпринимали всяческие попытки, чтобы задушить молодую Советскую республику. Их зловещими союзниками были разруха и голод. Засуха, недород в основных хлебных районах легли тяжелым бременем на рабочий класс, на Красную Армию. Бойцы на фронте, рабочие на заводах получали мизерный паек — 100—200 граммов хлеба, и то не каждый день. По предложению Владимира Ильича Ленина был проведен ряд важнейших мероприятий для преодоления продовольственных трудностей. К этому времени значительно укрепился союз рабочего класса и крестьянства. Партия и Советское правительство стремились расширить товарообмен между городом и деревней. В своем выступлении 9 апреля 1921 года В. И. Ленин говорил: «...мы хотим и должны прийти к тому, чтобы крестьянские продукты поступали рабочему государству не как излишки по разверстке, и не как налог, а поступали бы в обмен на доставляемые крестьянству все необходимые ему продукты, перевозимые средствами транспорта». С весны 1921 года идет активная мобилизация автомобильного и гужевого транспорта для заготовки хлеба в отдаленных районах Сибири и Казахстана. Красная Армия выделила сразу двенадцать автоотрядов из сибирских, московских, петроградских частей, хотя автомобили позарез были нужны в войсках. Одиннадцать автомобильных и два тракторных отряда сформировал Наркомпрод.Почетные трофеи, завоеванные советскими автомотоспортсменами в международных соревнованиях.10 ОН ИЗ ГОРОДА МЕТАЛЛУРГОВНикто, пожалуй, не станет возражать, что такси — очень удобный и быстрый вид транспорта. Нынче автомобиль с «шахматной» полосой на капоте и приветливым зеленым глазком нередко увидишь в отдаленных рабочих поселках Урала. В Нижнем Тагиле, городе металлургов и машиностроителей, сегодня таксомоторный парк насчитывает сотни автомобилей «Волга». Среди шоферов есть свои ветераны, работающие с основания таксомоторного парка. Около двадцати лет за рулем Анатолий Яковлевич Павлов. Это уважаемый в коллективе человек. Он любит и знает технику, готов всегда помочь брату-шоферу. Кроме основной обязанности водителя, на него возложены ремонт и настройка автомобильной радиоаппаратуры. Анатолий Яковлевич — ударник коммунистического труда, отличник социалистического соревнования работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. А. МЕРКУШЕВ, рабкор городской газеты г. Нижний ТагилОдин из автомобильных отрядов, направленных за хлебом, остановился на окраине г. Пензы. За рулем первого слева «Уайта» — В. Е. Михайлов. Другое ведомство — Наркомтруд — укомплектовало их кадрами специалистов. Для охраны автомобилей и обозов направляли красноармейцев. Сотни рабочих делегатов выделили фабрики, заводы для изыскания хлебных резервов. Автомобили загружались всевозможными товарами, в которых нуждалась деревня. Так снаряжалась Сибирская экспедиция, получившая 600 машин, — это была крупнейшая автомобильная организация молодой Советской республики, если учесть, что весь парк страны насчитывал менее двух десятков тысяч автомобилей, большая часть которых была неисправна. Одним из участников экспедиции был молодой шофер Василий Михайлов. Сейчас Василию Емельяновичу за семьдесят. Он еще бодр, охотно рассказывает о своей молодости, о времени далеком, суровом и героическом. За рулем автомобиля воевал Михайлов с белогвардейцами в годы гражданской войны, потом работал на вывозке хлеба в районах Северного Кавказа, а летом 1921 года его отрядили с пятитонным «Уайтом» для поездки в Сибирь. ...День за днем двигаются автомобильные колонны. Первая длительная остановка в Петропавловске — глухом городишке, заброшенном в степях. Представители Наркомпрода тут же, на месте составили план действий. Колонны автомобилей направлялись в глухомань на кокчетавские и акмолинские земли, за 200260 километров. С помощью местных Советов надлежало изыскать хлеб. Для обмена на зерно был привезен «ширпотреб» — одежда, обувь, предметы домашнего обихода. Палящее солнце, едкая пыль, ни кустика вокруг. Ночью продвигались буквально на ощупь. Иногда встречались на пути почти вымершие деревни. Здесь прошла холера. Не хватало воды. Ее подвозили издалека в цистернах. Автомобили в пути ломались. Запасных частей не было. Как-то под вечер у машины, которую вел Михайлов, заглох двигатель. Попытки запустить его ни к чему не привели. Время шло. В степи посвежело, отчетливее стали прорисовываться отлогие холмы, уходящие к горизонту. Шофер курил цигарку за цигаркой, ж дал : не могли ведь не вспомнить о нем? Неожиданно на вершине холма, освещенного заходящим солнцем, показался всадник, рядом другой, третий. Рука шофера, привычная к рулю, потянулась к нагану. В памяти отчетливо встала встреча с бандитами в донских степях. Но тогда в кузове был пулемет и пятеро продармейцев. Сейчас — он один. А сколько тех? Кто они? Он уже не сомневался, что это кочующая банда налетчиков. И о счастье! С другой стороны мчится группа красноармейцев. Заготовка хлеба в Сибири и Казахстане шла успешно. Автомобилисты едва управлялись с вывозкой. В помощь им на местах мобилизовали 60 тысяч конных подвод и 25 тысяч верблюдов. До глубокой осени непрерывным потоком к железной дороге тянулись автомобили, подводы, верблюды, навьюченные грузом. Н аказ Ленина, Советского правительства был выполнен. И от этого каждый участник экспедиции испытывал чувство гордости и большого удовлетворения. Водитель Михайлов и многие его товарищи по экспедиции вернулись в Москву. Столица молодого Советского государства в это время как раз готовилась к Новому году. Правительство высоко оценило работу мужественных шоферов: многие из них были награждены и премированы. Сибирская автомобильная экспедиция сыграла важную роль в борьбе с тяжелым продовольственным кризисом в Москве, Петрограде и других крупных промышленных центрах. Всего было вывезено из глубинок 3 миллиона пудов хлеба, из них 2,5 миллиона автомобилями. Вместе с тем экспедиция укрепила связь города и деревни, веру крестьян в Советскую власть и ведущую его силу — рабочий класс. ...Теперь, вспоминая события полувековой давности, ставшие историей, с волнением думаешь: как далеко ушли мы вперед! К ак сильны и богаты мы стали. Современной техникой оснащены все отрасли народного хозяйства. Тысячи автомобилей с хлебом идут сегодня по дорогам Украины, Кубани, Заволжья, Сибири. В закрома Родины текут миллионы и миллионы тонн золотого зерна нового урожая. В. ГОГИШ, участник гражданской и Великой Отечественной войнАнатолий Яковлевич Павлов перед выездом на линию.ЗАВОД НАБИРАЕТ МОЩНОСТЬК утаисский автомобильный завод имени Орджоникидзе известен не только В Грузии. Самосвалы итягачи «Колхида» работают на всех стройках и дорогах страны. Чтобы увеличить выпуск этих автомобилей, повысить их качество, на заводе вводят в строй новые цехи и поточные линии, автоматизируют трудоемкие процессы. Сдай в эксплуатацию корпус прессового цеха площадью 6000 квадратных метров. В нем идет монтаж оборудования. Семь мощных прессов введено в строй с начала года. Двадцать пять автоматических и полуавтоматических станков и установок заменили пятьдесят устаревших. В кузовном цехе заканчивается монт аж полуавтоматической линии сборки иокраски рам, в кузнечном — 600-тонного пресса, в прессовом — 800- и 1000-тонных прессов, линии резки стального листа. Все это позволит увеличить выпуск КАЗов на 15 процентов по сравнению с прошлым годом и улучшить качество автомобилей.11