Ченранов выиграл кубок БалтикиВ Ростоке (ГДР) проходили соревнования по мотогонкам на гаревой дорожке на Кубок Балтики. В них приняли участие спортсмены ГДР, Польши, Дании. Швеции и Советского Союза. Победу одержал советский гонщик Ю. Ч екранов . Последующие два места заняли А. Генрикссон (Швеция) и И. Геллерт (ГДР).Робер или Халльман?Перед десятым этапом первенства мира по мотокроссу, к оторый состоялся в югославском городе Тржич, б ельгийскийгонщик Робер был лидером чемпионата . От шведа Халльмана, з анимавшего второе место, его отделяли семнадцать очков. На этом этапе четырехкратномучемпионумира удалось сократитьраз рыв- 1. Т. Халльман («Хускварна»); 2. К. Конечный («Чезет»); 3. С. Гебейерс («Чезет»); 4. Л. Ш инкаренко («Чеяет»); 5. И. Стодолка («Чезет»); 6. Д. Виккерс («Чезет»). Но в Финляндии на одиннадцатом этапе Робер снова увеличил отрыв, х отя победу одержалфинн К. Вехконен. Последующие места заняли : 2. Ж. Р обео («Чезет»); 3. Р. Боом («Хускварна»); 4. О. Петерссон («СУЗУКИ»); 5. К. Конечный («Чезет»); 6. И. Ярвинен («Монтеса»). Кросс в шведском городе Хедемора зак ончился полным триумфом скандинавс кихгонщиковишведскихмашин «Хус кварна » — они заняличетыоепервых места: 1. Т. Халльман; 2. X. Миккола; 3. С. Петерссон; 4. И. Сторм. Пятым был Д. Б иккерсна «Чезете» и шестым — Б. Холмквист на «Хускварне». После этого этапа (напоминаем, в яач ет идут 8лучших результатов) у Робера — 50 очков. Халльман идет вторым с 48 очками, далее Гебейерс (30), Конечный (25) и Петерссон (21).р*_,.. -«• '' 'Тот, кто идет на менее мощной машине, пристраивается на прямом участке в хвост более быстроходному сопернику и следует за ним в двух-трех метрах. За передней машиной образуется разрежение, и, следуя в этом «вакуумном мешке», можно дождаться выгодного момента, «отцепиться» и пойти на обгон. И вот недавно, на одной гонке, выходя из «вакуумного мешка», Д. Оливер на «Лотосе» взял в сторону, чтобы совершить обгон. Половина «анти-крыла» вышла иа зоны разрежения, давление воздуха мгновенно прижало левую сторону машины к асфальту, та резко развернулась, и Оливер лишь чудом остался цел. Конечно, Чэпмен немедленно учел урок и через неделю, на следующем этапе чемпионата (в Брэнде Хэтч), поднял «анти-крыло» почти на двухметровую высоту, то есть вывел его из зоны действия «мешка». Сейчас на машинах «Лотос-49В» «предкрылки» и «крыло» позволили на скорости 240 км/час увеличить нагрузку передних колес на 28, а задних — на 88 процентов. Управляемые колеса сохраняют надежный контакт с дорогой, оадние же (на двух высших передачах) избавлены от буксования. Поскольку крыло создает довольно большое усилие (180—200 кг), на одних -машинах («Матра», «Феррари») оно жестко крепится на раме, на других же («Лотос», «Хонда», «Чаппараль») — поддерживающие его трубы смонтированы непосредственно на стойках подвески задних колес. В первом случае усилие от «крыла» передается на колеса через раму и пружины подвески, ненужным образом перегружая их. Во втором — оно передается непосредственно на стойки подвески колес. Жесткое. крепление тут совсем недопустимо — неизбежна поломка труб и раскосов крепления «крыла». Приходится идти на применение сложной системы кронштейнов со сферическими шарнирами, способной воспринимать перекосы, возникающие при работе независимой подвески. Переход на зависимую подвеску поможет упростить решение вопроса, и в связи с этим возможен возврат к мостам «Де-Дион». А что делать при разгонах и торможениях, прыжках на неровностях шоссе? Автомобиль «приседает» или «клюет носом», угол атаки «анти-крыла» резко меняется, а с ним и нагрузка на колеса. Это сильно затрудняет управление. Французский завод «Матра», чья основная продукция — управляемые ракеты, создал автоматический регулятор наклона крыла. Но он был очень чутким — реагировал на малейший рывок машины, и езда на гоночной «Матре» стала утомительной тряской. Встроили в регулятор реле запаздывания — теперь он откликался только на основные «команды», и все встало на свои места. Еще дальше пошли заводы «Порше» (ФРГ) и «Ниссан» (Япония). Они уже работают над «анти-крылом», расчлененным на две части. На повороте они получают различные углы атаки, перераспределяя нагрузку с наружного колеса на внутреннее. Этим удается существенно повысить сцепление колес с дорогой. Предвижу, что иной скептик возразит: ну что ценного дают для автостроения эти эксперименты на десятке гоночных машин? Шестьдесят три года назад французский журнал «Ла Ви Отомобиль», доказывая, что на автомобиле не превысить скорости 214 км/час, приводил расчеты. Не так давно многие видные специалисты автостроения с подозрением смотрели на дисковые тормоза, недоверчиво косились на системы непосредственного впрыска топлива: «Они не найдут широкого распространения, ну разве только see на тех же гоночных машинах!» Развитие техники в нашем веке идет чрезвычайно быстро. Смежные отрасли «перекрестно опыляются», рождаются новые конструкции, синтезированные из достижений областей, на первый взгляд далеких одна от другой. Автомобили кое-что заимствовали в свое время от паровозов; авиация, переняв шестьдесят лет назад много полезного от автомобиля, теперь возвращает ему свой долг. Многое, что лишь недавно представлялось мифом, ныне уже прочно вошло в нашу жизнь. И может быть, лет через пятнадцать — двадцать воздушные замки •анти-крыла» станут реальностью и для обычного дорожного автомобиля? Л. ШУГУРОВ, инженерПервенство Европы по „многодневке"В этом году впервые проводился чемпионат Европы по многодневным мотоц иклетнымсоревнованиям . В отличие от хорошоизвестной «шестидневки» ФИМ здесь разыгрывалось не командное, а личное первенство. Чемпионат включал четыреэтапав городах: Цшопау (ГДР), Земмеринг (Австрия). Горни Мисецка (ЧССР) и Закопане (Польша). По сумме трехлучших результатов, п оказанных на этих этапах, з вания чемпионов Европы завоевали: в Классе 50 см33 — Ф. Крамер. ФРГ. «Цюндапп»; 75 см 3Г. Тринкнер, ФРГ, «Пюндапп»; 100 см — 3. Гингер, ФРГ, «Цюндапп»; 125 ем 3 — Р. Виттгэфт, ФРГ, «Пух»; 175 см 3 —П. Улиг, ГДР, «МЦет»; 250 см ' — В. З алевски , ГДР, «МЦет»; 350 см 13 — К. Машита, ЧССР. «Ява»; с выше 350 см — Э. Шмидер, ФРГ, «Ява». В этихсоревнованияхпринимали участие и советские мотоциклисты . На первом этапе лучшиерезультаты среди них показалистартовавшие на ИЖ-М12 (класс 3свыше 350 см ) А. Дежинов и В. Иванов. Они заняли соответственно пятое и шестое места. В Австрии нашспортсмен В. Тюрин на машине Ковровского завод 3а вышел на пятое место вклассе 250 см . В третьем этапе советские спортсмены не выступали , а вчетвертом 5добились следующихрезультатов : 175 см — В. Горулько 3 (К-175 СМ), л евятое место; 350 см — Г. Ч ирцев (ИЖ-М12), т ретье место; с выше 350 см 3 — А. Дежинов (ИЖ-М12), ч етвертоеи Р. Р ешетнике (ИЖ-М12), пятое место. В итоге по сумме очков среди советских гонщиков наилучшего результата вчемпионате побился А. Дежинов. В классе свыше 350 см 3 он занял пятое место.Еще на годМеждународная спортивнаякомиссия ФИА приняларешение продлить срок действия гоночной формулы3 (автомобили с 1000-кубовыми двигателями , одним карбюратороми весом неменее 400 кг) до 31 декабря 1969 года, то есть на год.29