Главной задачей ДОСААФ и впредь должно быть активное содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, подготовке ее к военной службе... Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР „О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)'\В. С ЫСОЕВПленум ЦК ДОСААФ обсуждает важнейшие вопросы работы ОбществаВООРУЖЕННЫМ ОТЛИЧНЫХСейчас, пожалуй, не найдется ни одной воинской части, в которой не было бы шоферов, получивших подготовку в автомотоклубах ДОСААФ. В этом году мне довелось быть в некоторых соединениях Сибирского, Московского, Киевского военных округов и, как говорится, видеть в деле воспитанников учебных организаций оборонного Общества. Многие из них уверенно водят транспортные и боевые машины, в хорошем состоянии содержат закреплённую за ними технику. И в большинстве случаев командиры довольны их службой. Офицеры рассказывают, что молодые солдаты, которые прошли обучение в клубах ДОСААФ, сравнительно быстро осваиваются с воинским укладом жизни, легко вливаются в боевую семью. Пройдя краткосрочную дополнительную подготовку, они мастерски овладевают вверенной им техникой, и после двух-трех месяцев их уже трудно отличить от старослужащих. Правда, так бывает не везде и не со всеми. Встречаются и такие факты, когда выпускники автомотоклубов не имеют достаточных практических навыков по обслуживанию и эксплуатации автомобилей, по устранению простейших неисправностей. В таких случаях, естественно, приходится больше заниматься с новобранцами и, самое главное, требуется значительно больше времени на их специальную подготовку. Между тем в связи с сокращением сроков действительной военной службы фактор времени становится более весомым. Интересы боеготовности войск теперь требуют, чтобы призванные в Вооруженные Силы юноши быстрее овладевали современным оружием и боевой техникой, быстрее становились полноценными воинами. А это означает, что в учебных организациях ДОСААФ качество подготовки специалистов из призывной молодежи и, в частности, шоферов должно быть отличным. Для этого в оборонном Обществе имеются необходимые условия и возможности. За последние годы заметно окрепли автомотоклубы ДОСААФ, улучшилось руководство подготовкой специалистов со стороны комитетов Общества и соответствующих органов военного ведомства. Неизмеримо обогатилась учебно-материальная база. Многие клубы в Узбекской, Украинской, Грузинской ССР, в ряде областей и краев Российской Федерации размещены в просторных благоустроенных зданиях с хорошо оборудованными классами и мастерскими; оснащены необходимой учебной техникой, имуществом, наглядными пособиями; имеют добротные гаражные помещения. В большинстве учебных организаций сложились работоспособные, высококвалифицированные коллективы инструкторско-преподавательского состава. Иначе говоря, в ДОСААФ есть кому и на чем учить призывную молодежь. Что же касается обучающихся, то сейчас просто было бы грешно сетовать по этому поводу. В клубы приходит все более грамотная молодежь, часто со средним образованием. Ребята эти, как правило, занимаются с большим желанием и увлечением. И нужно сказать, что в подавляющем большинстве клубов умело используются все эти слагаемые успеха и потому своевременно выполняются плановые задания по подготовке специалистов для Вооруженных Сил. За высокие показатели в работе, образцовый порядок и создание хорошей учебно-материальной базы лучшие автомотоклубы награждены Красными Знаменами военных округов, двадцати клубам Центральным комитетом ДОСААФ присвоены звания образцовых. К сожалению, наряду с этими передовыми клубами, в Обществе есть еще немало учебных организаций, которые с трудом справляются со своими обязанностями и подчас выпускают слабо подготовленных специалистов. В некоторых клубах ДОСААФ значительное число курсантов не в состоянии сдать выпускные экзамены с первого раза и вынуждено заниматься дополнительно, сверх установленного срока. Например, в Россошанском клубе Воронежской области в весеннем выпуске число таких курсантов составило 26 процентов. Бывают случаи и более неприятные. Отдельным выпускникам Ивановского автомотоклуба, прибывшим в войска, нельзя было доверять управление автомобилем — так слабо они были подготовлены,Ш пленум ЦК ДОСААФ СССР обсудил важнейший в жизни Общества вопрос: «О ходе выполнения организациями ДОСААФ Постановления ЦК КПСС н Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)». Докладчик, председатель ЦК ДОСААФ генерал армии А. Л. Гетман, выступившие в прениях участники пленума от имени всех членов оборонного Общества выразили горячее одобрение внутренней и внешней политике Коммунистической партии и Советского правительства и заверили Коммунистическую партию, что под руководством ее ленинского Центрального Комитета многомиллионное патриотическое Общество будет и впредь направлять свои усилия на дальнейшее повышение экономического и оборонного могущества Родины, подготовку трудящихся к ее вооруженной защите. Вместе со всей страной, с воодушевлением говорили участники пленума, члены патриотического Общества активно готовятся достойно встретить 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. С именем Ленина неразрывно связано рождение Советских Вооруженных Сил, их героическая история. Ему принадлежит историческая заслуга в обосновании военной программы пролетарской революции, учения о защите социалистического Отечества. Оборонное Общество сделает все, чтобы ознаменовать подготовку к 100-летию со дня рождения Ильича широкой пропагандой его военно-теоретического наследия, деятельности Партии и Правительства по укреплению обороноспособности страны, дальнейшим повышением уровня оборонно-массовой работы, улучшением военно-патриотического воспита- Резонно спросить: в чем же дело? Почему некоторые автомотоклубы не обеспечивают нужного качества подготовки шоферов? На эти вопросы, разумеется, однозначно не ответишь. Ознакомление с работой учебных клубов в Воронежской области, Красноярском крае, на Украине убеждает, во-первых, в том, что в ряде автомотоклубов грубо нарушаются организационные и методические основы учебного процесса. В Красноярском, Воронежском, Луганском клубах отдельные учебные группы непомерно велики — по 40—45 курсантов вместо положенных 30. В некоторых клубах произвольно сокращают программу практического обучения, не проводят занятий по ряду тем разборочно-сборочных работ и техническому обслуживанию автомобиля. Серьезные нарушения допускаются в обучении практическому вождению: кое-где не отрабатываются упражнения по вождению в сложных дорожных условиях, в ограниченных проездах, ночью, а также с грузом и прицепом. А в Красноярском клубеСИЛАМСПЕЦИАЛИСТОВв текущем году по сути дела вообще сорвали планомерную подготовку по вождению. Там курсанты в последнюю неделю обучения водили автомобиль по 4—6 часов в день. В результате такого штурма программа, конечно, была выполнена. Но обучающиеся едва ли приобрели прочные навыки. В этом же клубе были представлены экзаменационной комиссии две учебные группы, курсанты которых наездили лишь по 14—17 часов и неполностью отработали темы по техническому обслуживанию автомобиля и правилам движения. Во-вторых, недостаточно уделяется внимания вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров учебных организаций. В результате на ряде должностей оказываются слабо подготовленные работники, плохие организаторы. Отмечается большая текучесть кадров, особенно среди инструкторов практического вождения. В Луганской области, например, в прошлом году сменилась четвертая часть штатного состава учебных организаций, почти ежегодно назначается новый начальник областного автомотоклуба. Это объясняется тем, что обком ДОСААФ , руководители учебных организаций мало изучают деловые качества людей, слабо их воспитывают. Особенно плохо обстоит дело с подготовкой и переподготовкой работников учебных организаций. Существующая в Обществе система сборов перед началом учебного года оправдывает себя лишь по отношению к наиболее опытным работникам. Что же касается молодых преподавателей и инструкторов, то для них, видимо, было бы целесообразным создать постоянно действующие двух-трехмесячные курсы. Это тем более необходимо теперь, когда расширяется сеть учебных организаций и повсеместно возрастает потребность в инструкторах и преподавателях. Думается, что опыт Украинского республиканского комитета ДОСААФ мог бы послужить хорошим примером в этом отношении. В прошлом году на Украине создали постоянно действующие месячные республиканские курсы, на которых повышают квалификацию и работники автомотоклубов. Очевидно, было бы целесообразно создать такие курсы ив других республиках, а может быть, межреспубликанские, а также в определенных зонах России. Нельзя забывать и такой важной формы повышения знаний, как самообразование. Не приучив специалистов к этому делу, трудно рассчитывать на их успешную работу. Однако и самообразование дает положительные плоды только в тех случаях, когда оно не брошено на самотек, когда и тут имеются какие-то организационные начала. Практика показывает: наиболее действенными являются методические совещания, конференции, семинары, индивидуальные беседы. Жаль, что во многих клубах они забыты или используют их крайне редко. Обращает на себя внимание и тот факт, что на руководящую, преподавательскую работу слабо выдвигаются молодые люди, так сказать, комсомольского возраста. Среди начальников клубов, например, их насчитывается немногим больше одного процента. Конечно, у пожилых работников за плечами богатый опыт, с этим нельзя не считаться, но порой они утрачивают чувство нового, интерес к живому творческому делу, учат молодежь по старинке. Как это ни анекдотично, но есть факты, когда перед курсантами выступают преподаватели с конспектами, составленными еще в тридцатые годы. И не потому ли в некоторых клубах новые технические средства обучения, такие, как кинофильмы, диафильмы, тренажеры, электрифицированные стенды, почти не внедряются; некоторые преподаватели теории не проявляют интереса к практическому обучению или, как, например, в клубах Красноярского края, много драгоценного времени тратят на диктовку излагаемого материала. В-третьих, не все комитеты и клубы ДОСААФ проявляют необходимую настойчивость и заботу о совершенствовании учебно-материальной базы. Если в целом по Обществу при активной поддержке партийных и советских органов проведена и проводится большая работа в этом направлении, то в ряде мест состояние учебной базы вызывает глубокое разочарование. Даже на Украине, где в последние годыния молодежи, подготовки ее к воинской службе. В работе пленума приняли участие заведующий отделом ЦК КПСС Н. И. Савннкин, заместитель заведующего отделом ЦК КПСС С. И. Грачев, заместитель Министра обороны СССР генерал армии И. Г. Павловский, секретарь ЦК ВЛКСМ А. Ю. Чеснавнчус, начальник Центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР генерал-полковник А. С. Бур-' дейный, представители ВЦСПС, министерств и ведомств. Выступившие участники пленума глубоко проанализировали деятельность ДОСААФ по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года. Они отметили успехи, достигнутые Обществом, подвергли критике недостатки, внесли конкретные предложения по их устранению. Большое внимание пленум уделил вопросам всемеряого укрепления первичных организаций ДОСААФ, повышения их роли как центров оборонномассовой работы. Пленум потребовал, чтобы каждая первичная организация занималась конкретными практическими делами: активно участвовала в военно-патриотическом воспитании населения, обучала молодежь основам военно-технических знаний, развивала военно-технические виды спорта. Добиться этого, как отмечалось на пленуме, можно лишь при том условии, что первичные организации будут укреплены инициативными, опытными кадрами руководителей, во всей своей деятельности станут опираться на широкие слои общественности, развивать творческую активность н самодеятельность всех членов Общества. В центре внимаиия пленума были также задачи дальнейшего пазвертываиия учебной и спортивной работы, повышения качества обучения технических специалистов для Вооруженных Сил, подготовки молодежи к военной службе, внедрения военно-прикладных элементов в технические виды спорта. Пленум предложил комитетам Общества развернуть социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, усилить идейно-политическое воспитание молодежи, широко знакомить будущих воинов со славной историей и сегодняшней жизнью армии и флота. Систематически проводить вечера молодежи. посвященные военно-патриотической теме, походы, автомотопробеги ло местам боевой и трудовой славы. Использовать многие другие активные формы для идейной закалки будущих воинов. Пленум выразил твердую уверенность в том, что комитеты, учебные и первичные организации, все члены ДОСААФ по-деловому отнесутся к дальнейшему совершенствованию оборонно-массовой работы в стране. Они приложат все силы к тому, чтобы оправдать доверие Партии и Правительства новыми успехами в укреплении оборонной моши нашего государства, в подготовке советских людей к защите Родины. Помешенной на этих страницах статьей В. Сысоева мы начинаем публикацию материалов по проблемам, обсуждавшимся на ГО пленуме ЦК ДОСААФ.