Вопросы повышения безопасности движения транспорта рассматриваются и решаются в различных аспектах, в том числе и чисто правовых. Меняются условия безопасности езды — совершенствуется и Закон. В середине этого года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил внести дополнения и изменения в Уголовный кодекс РСФСР и изложить статью об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в новой редакции. В этой связи корреспондент «За рулем» Г. Зингер встретился с Председателем Верховного Суда РСФСР Львом Николаевичем СМИРНОВЫМ и попросил его ответить на интересующие наших читателей вопросы.С НА ВЫ»В чем принципиальное отличие нового уголовного законодательства о преступлениях на транспорте от того, что действовало раньше! Прежде всего в том, пожалуй, что отныне не будет различий между профессиональным водителем илю ­ бителем. Ведь и тому, и другому правила безопасности движения должны быть известны одинаково хорошо. А потому и нет необходимости разграничивать их ответственность, как это делалось прежде. Неправильные действия и того, и другого одинаково опасны. Вот почему вместо двух статей 211 и 212 в Уголовном кодексе остается лишь одна — 211. Во-вторых, Закон предусматривает теперь и уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Таковы в общих словах отличительные черты нового законодательства. А изменились ли сами виды и меры наказания! Нет, виды наказания остались прежними: лишение свободы, исправительные работы или денежный штраф. Мера же наказания, которая избирается судом в зависимости от тяжести наступивших последствий, в некоторых случаях будет несколько строже. Если нарушение правил безопасности движение и эксплуатации транспорта повлекло причинение потерпевшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения или причинило существенный материальный ущерб, лицо, управлявшее транспортным средством, может быть лишено свободы до трех лет (прежд е — д о двух), наказано исправительными работами до одного года или оштрафовано на сумму до 100 рублей. В любом из этих случаев в качестве дополнительной меры наказания может быть избрано лишение права управлять транспортным средством до двух лет. Если же такие действия повлекли смерть пострадавшего или причинили ему тяжкие телесные повреждения, человек, управлявший машиной, лишается свободы сроком до десяти лет и может быть лишен права управлять транспортным средством на срок до пяти (прежде — до трех лет). Кроме того, статья 211 дополнена теперь и третьей частью, предусматривающей ответственность за гибель (в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта) несколько лиц. Эта ответственность выражается в лишении свободы на срок от трех допятнадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до пяти лет или без такового. А если, скажем, в дорожной катастрофе один человек погиб, а несколько ранены! В этом случае ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 211, то есть виновному может быть назначено лишение свободы до десяти лет. Третья часть вступает в силу, когда в происшествии погибло двое и более людей. Вы все время употребляете выражение «лицо, управлявшее транспортным средством», а не просто «водитель». Почему! Есть ли в этом определенный смысл! Есть. Этим же термином оперирует теперь и наше законодательство. И дело здесь не в литературном вкусе. Когда мы говорим «водитель», то имеем в виду человека, получившего водительское удостоверение. Однако для квалификации преступных действий по статье 211 Уголовного кодекса РСФСР в настоящее время не имеет значения, является ли человек, у п ­ равлявший машиной, работником транспорта (водителем автомобиля, трамвая, троллейбуса и т. п.), любителем и есть ли у него вообще водительские права. Сам факт управления транспортным средством при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации его, повлекший указанные выше последствия, является достаточным для привлечения этого человека к уголовной ответственности. Таким образом, как говорят юристы, субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет и фактически управлявшее транспортным средством, даже если у него и нет водительских прав. Вы заметили, вероятно, также, что я говорил об управлении не только автомототранспортом или городским электротранспортом, но и другими самоходными машинами. Это еще одно дополнение. Да, отныне ответственность по статье 211 несет лицо, управляющее не только автомобилем, мотоциклом, мопедом, трамваем и троллейбусом, но и трактором, дорожной и другой самоходной машиной. Стало быть, все эти лица должны хорошо изучить правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Статья 211 предусматривает ответственность всех водителей за причинение существенного материального ущерба. Что понимать лод этими словами! Каков должен быть этотущерб)Закон не определяет это понятие. Размер материального ущерба и его тяжесть по каждому конкретному делу устанавливают следствие и суд. За ориентир здесь нужно брать единые для всей страны правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР № 840. Согласно пункту 15 этих Правил в отчетности органов милиции не считается существенным материальный ущерб, составляющий менее 200 рублей. Причем сюда не приплюсовывают убытки от простоя транспортного средства, а также связанные с ремонтом накладные расходы. Так же подходят к вопросу о том, считать нанесенный ущерб существенным или нет, и в судебной практике. Суды прекращают уголовные дела при незначительных затратах на ремонт, то есть затратах в пределах 200 рублей. Вы сказали, что новый закон предусматривает уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В каких случаях и как будет наказываться пьяница за рулем! Известно, что человек, впервые замеченный в управлении автомобилем или мотоциклом в нетрезвом состоянии, лишается водительских прав на срок до одного года. Если в течение трех лет по истечении срока лишения прав он допустит подобное нарушение вторично, срок повторного лишения может быть увеличен до трех лет. Уголовная ответственность наступает в том случае, если человек, у же лишенный водительских прав, будет обнаружен за рулем снова пьянь(м. Или человек, вообще не имеющий водительских прав, если к нему в течение года применялись меры административного взыскания за аналогичные действия. Таким образом, суду предается водитель, задержанный за управление автомобилем или мотоциклом в нетрезвом состоянии до окончания срока лишения водительских прав за по ­ добное нарушение в прошлом. Или19