Несколько слов о скоростных результатах, показанных на минувшем первенстве. В этом году скорости сильно выросли. Я возьму для примера такую обжитую трассу, как «Невское кольцо». На автомобилях третьей формулы средняя скорость поднялась по сравнению с 1967 годом со 119 до 130 км/час. Результат же лучшего круга, показанный Э. Гриффелем, составляет 1.30,4, что лучше абсолютного рекорда трассы (1.32,4), установленного в 1966 году гонщиком ГДР Г. Мелькусом. Но особенно резкий скачок произошел в классе V-B (автомобили «Волга»). Если в прошлом году (когда разрешалось ставить два карбюратора и применять другие переделки двигателя) лучшие гонщики этого класса проходили круг с результатом 1.58,5, то нынешний чемпион Э. Мирзоян на машине с одним карбюратором показал 1.55,31 К сожалению, я должен заметить, что все эти достижения не являются официальными. С тех пор, как положениями о Соревнованиях не предусматривается начисление дополнительных очков гонщикам, показавшим в своем классе «лучший круг», хронометраж прохождения отдельных кругов вообще не ведется. Аналогично обстоит дело сейчас ив кольцевых мотогонках, но там на каждом первенстве страны тем не менее регистрируются «лучшие круги». Нам надо последовать этому примеру — в противном случае я боюсь, что в будущем многие рекорды трасс останутся незамеченными. Думаю, что в следующем чемпионате страны будет исправлен не только этот "недочет. Я говорю о назревшей необходимости разыгрывать первенство не в два, а в три, четыре этапа. В связи с этим нашей Федерации автоспорта надо активнее вести поиски подходящих трасс. Было бы желательно в дополнение к двум «северным» этапам (скажем, в Риге и Ленинграде) добавить два «южных»,—может быть, в Донецке и Тбилиси. С вопросом о трассах связана проблема безопасности гонок. Но дело здесь не в одних трассах. Мне, например, представляется рациональным вновь ввести в соревнования на серийных автомобилях старт типа «Ле-Ман». Поясню почему. Это позволит обеспечить большее рассеивание машин сразу после старта, что особенно важно для класса V-Б. Там нередко стартует 25—27 автомобилей (может быть даже и 30—35), и на первом повороте первого круга часто возникают опасные ситуации, когда в него входит одновременно большое количество машин. Пора, я считаю, ввести (хотя бы на первенствах страны) синий флаг. По существующим международным правилам показанный на повороте синий флаг сигнализирует спортсмену, что его готовится обойти другой участник, и обязывает его быть осторожным в маневрировании. Нам надо думать о том, как повысить дисциплину гонщиков. И в заключение — несколько слов о внимании к зрителям. Содержательные программы со схемой трассы и списком победителей прошлых лет, демонстрационные щиты, рассказывающие о ходе гонки, наконец, высокоэрудированные радиокомментаторы — вот о чем мы частенько забываем, проводя большие соревнования. Надо хорошо отдавать себе отчет в том, что самоокупаемость не приходит сама собой, а только с десятками тысяч заинтересованных (!) зрителей.Результаты соревнованийСоветские спортсмены на зарубешных трассах КУБОК ДРУЖБЫ У НАШИХ КАРТИНГИСТОВТысячные толпы зрителей окружили плотным кольцом нартинговую трассу, размеченную на асфальте центральной площади Сегеда. В этом венгерском городе проходил заключительный этап розыгрыша Кубка дружбы социалистических стран по картингу . В соревнованиях участвовали спорстмены Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза на картах класса 125 см 3 . В 15-круговой командной гонне уверенно победили советские спортсмены. Это позволило им набрать наибольшую сумму очков s трех зачетных этапах и впервые завоевать переходящий приз «Кубок дружбы», учрежденный в 1965 году. Напомним, что в прошлом году наша сборная была на втором месте. Прошлогодний победитель в личном зачете Александр Сафонов перед стартами в Сегеде был лидером, но его преимущество перед гонщиком из ГДР К. Ш ури гом составляло всего одно очко. Невелик был разрыв в очках у тех, кто претендовал на четвертое и пятое места. Благодаря этому все три заезда (по 15 кругов каждый) на личное первенство отличались исключительно острой спортивной борьбой. Клаус Шуриг выиграл два первых заезда. Поскольку а зачет идут два лучших результата из трех, он обеспечил, себе первое место на этапе. Л ишь немногим уступил ему Сафонов. Последующие три места заняли Ю. Кох (ГДР), В. Бортниекс (СССР) и Р. Вернер (ГДР). Остальные наши гонщики — В. Л ыткин , О. Шаев и В. Гончаров — соответственно на шестом, восьмом и девятом местах. По сумме очков, набранных в трех зачетных этапах, победителем соревнований 1968 года стал Шуриг . Второе и третье места — за нашими картингистами Сафоновым и Бортниексом. Четвертым был Кох, а пятое и шестое места заняли Лыткини Шаев. Таним образом, если в 1967 году в шестерке сильнейших было три советских гонщика (Сафонов, Л ыткин , Шаев), то теперь к ним присоединился Бортниекс. Н. ГЛУМОВ, судья всесоюзной категорииг. Сегед, ВНРЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ. Формула 3 (1000 см3): 1. Э. Гриффель, Таллин (места на этапах2,1); 2. X. Саарм, Таллин (1,2); 3. В. Греков, Краснодар (3,4); 4. Т. Захаров, Тбилиси (4,5); 5. 3 Ш. Мамрикашвили, Тбилиси (9,6); 6. В. Глурджидзе, Тбилиси (7,10). Формула 4 (350 см ): 1. М. Ныммик, Таллин (1,1); 2. П. Лаансоо, Таллин (5,2); 3. Р. Зукакишвили. Тбилиси (2,5); 4. П. Евстафьев, Рига (6,3); 5. Э. Джербинов, Ташкент (8,4); 6. Ю. Адамсон, Таллин (4,9). Формула 5 (2500 см3): 1. М. Лайв, Таллин (1,1); 2. Г. Новожилов, Ленинград (3.2); 3. Н. Иванов, Ленинград (6,4); 4. Н. Шевченко, Москва (8,3); 5. А. Себейкин, Ленинград (4,8); 6. Э. Полозенко, Тбилиси (12,5). Класс III-A («Москвич-412»): 1. В. Ржечнцкий, Москва (1,3); 2. М. Балезин, Москва (2,4); 3. И. Астафьев, Москва (0 1)- 4. П. Гулбис, Рига (3,8): 5. А. Бруштейн, Москва (0.2); 6. Б. Ласицкий, Минск (4,0). Класс 111-Б («Москвич-408»): 1. А. Ламин, Москва (1,1); 2. С. Гессде-Кальве, Москва (3,2); 3. В. Землянский, Кишинев (4.3): 4. Л. Фомин, Москва (2.11); 5. В. Кулюкин, Москва (8.4); 6. Н. Змитрович. Минск (7.5). Класс V-Б («Волга» М21): 1. Э. Мирзоян, Баку (2,1); 2. Ф. Смуров. Ленинград (1,2); 3. В. Масленников, Рига (5,6); 4. Ю. Марков, Москва (8.4); 5. А. Якушев, Москва (4,8); 6. Г. Левицкий, Кишинев (9,5). 3. «Труд». Автомотоклубы и коллективы физкультуры: 1. Авторемонтный завод № 1 (г. Таллин); 2. Спортклуб «Москвич» (Москва); 3. Таксомоторный парк № 2 (Ленинград). Старт заезда автомобилей формулы 3 на «Невском кольце». Впереди X. Саарм (№ 63). Он лидировал пять кругов из двенадцати, уступив потом Э. Гриффелю. Фого Э. ПярнаметсаК ОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. Спортивные общества и ведомства: 1. «Спартак»; 2. «Калев»;КУРИЛЕНКО — СРЕДИ СИЛЬНЕЙШИХПятьдесят тысяч зрителей заполнили трибуны трека во Вроцлаве (ПНР). Там состоялся финал европейской зоны первенства мира по мотогонкам на гаревой дорожке. Десятка сильнейших получала путевку на финальные соревнования чемпионата. В нее вошли; 1. П. Валошен; 2. А. Ворына; 3. Е. Т решковский (все — ПНР); 4. И. Маугер (Новая Зеландия); 5. Е. Падевский (ПНР); 6 Б. Бриггс (Новая Зеландия); 7. Г. К уриленко (СССР); 8. 3. Я нцаж <ПНР); 9. Р. Эйде (Норвегия); 10. Н. Букок (Англия). К сожалению, в число финалистов не попал наш лидер И. Плеханов. В шведском городе Гетеборге были разыграны медали чемпионата мира. Золото впервые завоевал 30-летний новозеландец Иван Маугер, который выиграл все заезды. На три очка меньше у его земляка, четырехкратного чемпиона мира Барри Бриггса. На третье место претендовали два гонщ ика , набравшие по 11 очков, — Геннадий Куриленко (СССР) и Эдвард Янцаж (ПНР). В дополнительном заезде, который должен был решить судьбу бронзовой медали, нашего спортсмена подвел двигатель. В итоге призером первенства стал поляк. Тем не менее четвертое место Куриленко надо расценивать Как удачу. Этот способный гонщик был единственным советским участником , пробившимся в финал, где мог рассчитывать только на собственные силы. В то же время четырем польским гаревикам было легче вести борьбу в заездах. Напомним, что в 1964 году, когда Куриленко вышел в финал и занял восьмое место, там стартовали также опытные Плеханов и Самородов. Пятое место в чемпионате завоевал польский спортсмен Павел Валошек. Неоднократный чемпион мира О. Ф ундин занял только девятое место.