МОЩНЕЕ НА ДВЕ СИЛЫР ис 1. Изменение диаметра карбюратора. диффузора Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали [«За рулем», 1967, № 1], как увеличить мощность «ИЖ-Планеты» до 18 л. с. Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы) повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова м Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ-56 и «ИЖ-Планета» даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности двигателей ИЖ-56 и «ИЖ-Планета» ( к аки любого двухтактного двигателя) — это улучшение процессов наполнения, продувки, выпуска, уменьшение механических и гидродинамических потерь, повышение степени сжатия для более эффективного использования топлива. Улучшение процесса впусна достигается увеличением диаметра диффузора карбюратора и впускного патрубка до 27 мм (рис. 1). Расточить патрубок и корпус карбюратора (в сборе с вставкой смесительной камеры) можно на токарном станке. Обработанные поверхности надо тщательно зачистить, острые кромки притупить. Перед сборкой обратите особое внимание на состояние и чистоту всех каналов, особенно входного отверстия канала холостого хода. Увеличение диаметра диффузора на регулировку карбюратора не влияет. Специальные заглушни , установленные на маховики ноленчатого вала (рис. 1), уменьшают объем кривошипной камеры на 160 смз. От этого увеличивается давление в начале ив конце продувки, что благоприятно сказывается на наполнении цилиндра. З аглушки можно сделать из листовой стали толщиной 1,8—2 мм. Для герметичности посадочные места перед сборной обильно смазывают бакелитовым лаком. З аглушки закрепляют не менее чем пятью винтами, которые закернивают, чтобы не отвинчивались. Подрезание посадочного торца головки цилиндра на 0 , 8 — 1 мм увеличивает степень сжатия двигателя до 6,7 — 6,9. Дальнейшее повышение ее при эксплуатации на бензине А-72 вызовет детонацию, перегрев двигателя и снижение его мощности. Подрезать торец головни цилиндра можно на токарном станке в специальном приспособлении (рис. 3). Струбцины 2 для крепления головки должны располагаться с четырех сторон. После этого надо притереть плоскость торца на контрольной плите. Для уменьшения механических и гидродинамичесних потерь рекомендуется тща тельно отполировать маховики коленчатого вала, внутреннюю поверхность кривошипной камеры, головку поршня, сферическую поверхность камеры сгорания и поверхности впускного, выпускных и перепускных (продувочных) каналов. Влияние каждого из предложенных здесь изменений на параметры двигателя хорошо видно на графике (рис. 4). Увеличение диаметра диффузора карбюратора дает прирост мощности на 0,7 л. с ; уменьшение объема кривошипной камеры увеличивает ее на 0,4—0,5 л. с ; повышение степени сжатия прибавляет еще 0,7 — 0,9 л.с. Следует заметить, что обороты ноленчатого вала при максимальных мощности икрутящем моменте не растут, а это очень важно для дорожного мотоцикла. Для улучшения динамических и эксплуатационных параметров мотоцикла с форсированным двигателем следует установить ведущую звездочку главной передачи с 18 зубьями. Максимальная скорость мотоцикла при этом достигает 105 — 110 км/час; минимально устойчивая скорость на первой передаче составит 12 им/час, на второй передаче — 16,5 — 18 км/час, на третьей — 2 7 — 2 8 нм/час, на четвертой — 37 — ! 39 км/час. Если мотоцикл используется с боковым прицепом, рекомендуем установить ведущую звездочку главной передачи с 16 зубьями. Время и путь разгона мотоцикла до определенной скорости с двигателем мощностью 15 л. с. значительно сокращаются. Например, на ровном шоссе с асфальтовым покрытием разгон до снорости 60 км/час. занимает 6,2 сек. на участке 80 м, а с серийным двигателем «ИЖ-Планета» соответственно 8,8 сен. при 100 м. Расход топлива на 100 нм пути при движении по такой же дороге при скорости в пределах 60 км/час не меняется и составляет 3,5 — 3,6 литра. В. ч -5! АБРАМЯН,Р ис . 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала.Р ис . 3. Приспособление для подрезкиторца головки цилиндра на токарном станке: 1 — основание; 2 — струбцина.3 I0го toА. МАКСИМОВ, Р ис . 4. Скоростная характеристика двигателя «ИЖ-Планета»: I — к рутящий момент; II — э ффективная мощность; III — удельный расход топлива. Условные обозначения: о — с ерийный двигатель; • • — двигатель сдиффузором карбюрат орадиаметром 27 мм; Д — двигатель сдиффузором диаметром 27 мм изаглушками на маховиках: — — двигатель сдиффузором диаметром 27 мм, з аглушкамии увеличенной степеньюсжатия (6,7 — 6,9).Б- ЛЕЖНЕВ. инженеры. г. Ижевск5003;а-4000СКОРОСТЬ ВРАШШЯ ШЕИЧДТПГП ВИД /п/^/мт.5000 KI