22
23
гЮЗЕФ ВОЙЦЕХОВСКИЙ, магистр, директор департамента автомобильного транспорта Министерства путей сообщения ПНРАвтомобильный парк Народной Польши быстро и непрерывно растет. Если перед началом второй мировой войны автомобиль имел один из каждых 611 жителей, то сейчас уже на 13 человек приходятся один автомобиль и два мотоцикла. Развивается и улучшается, правда, не такими стремительными темпами, дорожная сеть. Сейчас на каждые 100 квадратных километров территории страны около 40 километров дорог с твердым покрытием. Движение на дорогах и улицах становится все напряженнее, интенсивнее. Оно имеет свои специфические особенности: в наших транспортных потоках преобладают крупногабаритные автобусы, грузовики, тягачи. Вместе с ними курсируют свыше 5 миллионов мотовелосипедов и велосипедов и сравнительно большое количество конных экипажей. В связи со всем этим все более насущной становится проблема обеспечения безопасности движения. Статистика показывает, что количество дорожно-транспортных происшествий в стране не превышает среднюю европейскую «норму», но утешением это служить не может. В 1967 году произошло около 30 тысяч аварий, столкновений, наездов; в результате 2997 человек погибли, а 27 290 — были ранены. Итоги печальные. Почти половину всех погибших составляют пешеходы, а в крупных городах и того больше — около 70 процентов. Тщательный анализ средних цифр иПлощадь с кольцевым движением в центре города Катовице. Движение четко регламентируется разметкой. Трамвайная остановка устроена в центре площади. Она связана подземными переходами сразными сторонами площади. Это перекресток улиц Рыночной и Сверчевского в Варшаве. Трамвайная остановка оборудована подземными переходами, а специальные барьеры не позволяют выходить с посадочной площадки. Автострада на Хожув с зеленой разделительной полосой проходит через Катовице, пересекая улицы вразных уровнях. Машины могут двигаться безостановочно. Все меньше на дорогах Народной Польши остается скользкой базальтовой брусчатки. Старое покрытие скрывается под слоем асфальта с повышенным коэффициентом сцепления.конкретных особенностей дорожнотранспортных происшествий, изучение наиболее характерных причин и типичных ситуаций, при которых они случаются, позволили наметить срочные меры для исправления положения на опасных участках и спланировать перспективные мероприятия по улучшению организации движения, повышению его безопасности, усовершенствованию дорог. Страну пересекают 23 тысячи километров главных, так называемых международных дорог и дорог, соединяющих воеводские центры. На иих концентрируется две трети транспорта всех видов. Именно эти дороги улучшаются и модернизируются нами в первую очередь. Их проезжая часть расширяется и, где требуется, одевается в усовершенствованное шероховатое покрытие с высоким коэффициентом сцепления. Крутые повороты и уклоны делаются более плавными и пологими, устраняются мешающие обзорности препятствия и близко растущие деревья, строятся объезды населенных пунктов и путепроводы над железными дорогами. Улучшается конфигурация уличной сети и местных дорог. Где это можно, их спрямляют. Для пешеходов строят подземные переходы, а вдоль сельских улиц — тротуары. В крупных городах на главных магистралях устраивают разделительные полосы и направляющие островки. Улучшается освещение городских и сельских улиц, по которым проходят автомагистрали с интенсивным движением. На узких параллельных улицах вводится одностороннее движение. Все больше внимания мы уделяем и четкой разметке улиц :и дорог, усовершенствованию световой сигнализации, в частности отчетливо выделяем улицы с правом преимущественного проезда, в особенности транзитные, продолжающие главные автомобильные магистрали. На них в часы наиболее интенсивного движения запрещаются стоянка и даже остановка. Наряду с этим в центральных кварталах городов ив местах отдыха устраиваются охраняемые и неохраняемые стоянки. На загородных туристских маршрутах они представляют целый комплекс, с крышей для защиты от непогоды, с кафе и санитарно-гигиеническими узлами.22 Д орожные знаки в Польше соответствуют международному стандарту. М ы стремимся не злоупотреблять ими, но уж если знак нужен, стараемся, чтобы днеми ночью он был хорошо виден. Поэтому все шире вводятся знаки, покрытые светоотражающим составом на дорогах и освещаемые в городах. С октября 1968 года в стране введен в действие новый Дорожный Кодекс, соответствующий европейским правилкам движения. По сравнению с предыдущим в него внесен ряд изменений, подсказанных жизнью. В старом Кодексе обязанности водителей по отношению к пешеходам были сформулированы недостаточно четко. Теперь эти положения выделены в отдельный параграф, точно определяющий поведение шофера в отношении пеше ­ ходов. Так, если пешеход переходит до ­ рогу в специально предназначенном для этого месте, водитель обязан со ­ блюдать особую осторожность и снизить скорость до такой степени, чтобы пешеход мог спокойно перейти дорогу. З апрещено обгонять на переходах и перед ними, объезжать машины, з адер ­ жавшиеся, чтобы пропустить пешеходов. Введены и некоторые другие измене ­ ния. Водители обязаны соблюдать особую осторожность при приближении к пересечениям улиц и дорог, тогда как раньше говорилось лишь о преимущественном праве проезда, в результате чего многие получившие такое право вели себя неосторожно. Введено право преимущественного проезда на перекре ­ стках с кольцевым движением. Еще одно новшество — р азрешение ставить автомобиль весом до 2,5 тонны колесами одной стороны на тротуар. У тверж ­ ден ряд дополнительных дорожных знаков и их вариантов. По новому Кодексу водители и пассажиры мотоциклов в любую поездку мо ­ гут отправиться лишь в защитных шлемах, тогда как прежде это требовалось только на загородных дорогах. Безопасности движения служат име ­ ры по улучшению технического состояния машин. Так, автотранспортные тре ­ сты и крупные автохозяйства обязаны создать посты контроля за автомобильными узлами, особо важными для без ­опасности движения. Разработан план строительства сети ведомственных кон ­ трольно-измерительных станций для периодического обследования машин при помощи диагностических приборов. Н е ­ сколько таких диагностических станций уже работают, другие — строятся. К он ­ трольные посты имеются на государственных станциях технического обслуживания и станциях Польского союза транспортников. Наконец, по действующим правилам все легковые автомобили полагается выпускать с замками для рем ­ ней безопасности, а в дальнейшем все новые машины будут продаваться лишь с такими предохранительными поясами. Безопасность движения зависит не' только от дорожных условий и состояния техники. В конечном счете все ре ­ шают люди — участники движения. Поэтому их подготовке, и в первую очередь тех, кто управляет машинами, уделяется самое пристальное внимание. Чтобы стать водителем, необходимо пройти обязательное обучение и сдать экзамен по программам , установленным Министерством путей сообщения. Основные требования, предъявляемые к шоферам-любителям, — х орошее знание Правил движения и умение применять их на практике, уверенно водить машину в самых сложных условиях. Гораздо более обстоятельную подготовку получают шоферы-профессионалы. Они обучаются на трех-четырехмесячных курсах и дальше в двух- и трехгодичных школах шоферов-механиков. Профессионалы могут повысить свою квалификацию и при наличии определен ­ ного стажа работы стать водителем более высокого класса. Таких классов два. Высший — дает право водить автобусы и тяжелые автопоезда. Х орошоибез ­ аварийно работающие профессионалы награждаются знаком «Образцовый шо ­ фер». О н имеет три степени: бронзовый вручает председатель воеводского Народного совета, серебряный и золотой — министр путей сообщения. Награжденным серебряным и золотым знаками, как правило, вручается иде ­ нежная премия Государственного страхового общества. Подготовка самых массовых участников движения — пешеходов — начинается ещев детских садах и школах. Элементы обучения правилам движения включены в преподавание польского языка, географии, физкультуры. Постоянно увеличивается число специальных учебных площадок сдорожными знаками и транспортными средствами для детей. Школьников 10—12-летнего возраста в обязательном порядке обучают езде на велосипеде. В школах имеются кабинеты транспорта с учебными столами для занятий. М олодежная служба движения, насчитывающая свыше 100 тысяч членов, присматривает за младши ­ ми по дорогев школу и домой, обучает их правильному поведению на улицах. Воспитание взрослых пешеходов ведется постоянно при помощи печати, радио, телевидения и кино. Всей пропагандистской работой руководит Коорди ­ национный комитет то вопросам без ­ опасности уличного движения, существующий в рамках Совета по транспорту. при Совете Министров. Председателем этого совета является министр путей сообщения, а председателем Координа ­ ционного комитета — его заместитель. Наконец, надо сказать, об организаторах движения, обеспечивающих порядоки безопасность на улицах и дорогах страны. Эта функция возложена « а ор ­ ганы гражданской милиции, с которой сотрудничают отделы транспорта прези ­ диумов Народных советов воеводств и повятов (районов). К роме того, к он ­ троль за движением на дорогах осуществляют также штатные и нештатные инспектора отделов транспорта президиумов Народных советов иДо ­ бровольного резерва гражданской ми ­ лиции. Сотрудникам милиции предоставлено право штрафовать на месте нарушителей правил движения на сумму до 100 злотых. Если проступок заслуживает более строгого наказания, дело передается в экспертную комиссию при прези ­ диуме Народного совета. Есть основания рассчитывать, что комплексная работа по улучшению до ­ рожных условий, организации движения, технического состояния транспорта, по подготовке и воспитанию водителей, всех граждан даст положительные ре ­ зультаты.23