гЮЗЕФ ВОЙЦЕХОВСКИЙ, магистр, директор департамента автомобильного транспорта Министерства путей сообщения ПНРАвтомобильный парк Народной Польши быстро и непрерывно растет. Если перед началом второй мировой войны автомобиль имел один из каждых 611 жителей, то сейчас уже на 13 человек приходятся один автомобиль и два мотоцикла. Развивается и улучшается, правда, не такими стремительными темпами, дорожная сеть. Сейчас на каждые 100 квадратных километров территории страны около 40 километров дорог с твердым покрытием. Движение на дорогах и улицах становится все напряженнее, интенсивнее. Оно имеет свои специфические особенности: в наших транспортных потоках преобладают крупногабаритные автобусы, грузовики, тягачи. Вместе с ними курсируют свыше 5 миллионов мотовелосипедов и велосипедов и сравнительно большое количество конных экипажей. В связи со всем этим все более насущной становится проблема обеспечения безопасности движения. Статистика показывает, что количество дорожно-транспортных происшествий в стране не превышает среднюю европейскую «норму», но утешением это служить не может. В 1967 году произошло около 30 тысяч аварий, столкновений, наездов; в результате 2997 человек погибли, а 27 290 — были ранены. Итоги печальные. Почти половину всех погибших составляют пешеходы, а в крупных городах и того больше — около 70 процентов. Тщательный анализ средних цифр иПлощадь с кольцевым движением в центре города Катовице. Движение четко регламентируется разметкой. Трамвайная остановка устроена в центре площади. Она связана подземными переходами сразными сторонами площади. Это перекресток улиц Рыночной и Сверчевского в Варшаве. Трамвайная остановка оборудована подземными переходами, а специальные барьеры не позволяют выходить с посадочной площадки. Автострада на Хожув с зеленой разделительной полосой проходит через Катовице, пересекая улицы вразных уровнях. Машины могут двигаться безостановочно. Все меньше на дорогах Народной Польши остается скользкой базальтовой брусчатки. Старое покрытие скрывается под слоем асфальта с повышенным коэффициентом сцепления.конкретных особенностей дорожнотранспортных происшествий, изучение наиболее характерных причин и типичных ситуаций, при которых они случаются, позволили наметить срочные меры для исправления положения на опасных участках и спланировать перспективные мероприятия по улучшению организации движения, повышению его безопасности, усовершенствованию дорог. Страну пересекают 23 тысячи километров главных, так называемых международных дорог и дорог, соединяющих воеводские центры. На иих концентрируется две трети транспорта всех видов. Именно эти дороги улучшаются и модернизируются нами в первую очередь. Их проезжая часть расширяется и, где требуется, одевается в усовершенствованное шероховатое покрытие с высоким коэффициентом сцепления. Крутые повороты и уклоны делаются более плавными и пологими, устраняются мешающие обзорности препятствия и близко растущие деревья, строятся объезды населенных пунктов и путепроводы над железными дорогами. Улучшается конфигурация уличной сети и местных дорог. Где это можно, их спрямляют. Для пешеходов строят подземные переходы, а вдоль сельских улиц — тротуары. В крупных городах на главных магистралях устраивают разделительные полосы и направляющие островки. Улучшается освещение городских и сельских улиц, по которым проходят автомагистрали с интенсивным движением. На узких параллельных улицах вводится одностороннее движение. Все больше внимания мы уделяем и четкой разметке улиц :и дорог, усовершенствованию световой сигнализации, в частности отчетливо выделяем улицы с правом преимущественного проезда, в особенности транзитные, продолжающие главные автомобильные магистрали. На них в часы наиболее интенсивного движения запрещаются стоянка и даже остановка. Наряду с этим в центральных кварталах городов ив местах отдыха устраиваются охраняемые и неохраняемые стоянки. На загородных туристских маршрутах они представляют целый комплекс, с крышей для защиты от непогоды, с кафе и санитарно-гигиеническими узлами.22 Д орожные знаки в Польше соответствуют международному стандарту. М ы стремимся не злоупотреблять ими, но уж если знак нужен, стараемся, чтобы днеми ночью он был хорошо виден. Поэтому все шире вводятся знаки, покрытые светоотражающим составом на дорогах и освещаемые в городах. С октября 1968 года в стране введен в действие новый Дорожный Кодекс, соответствующий европейским правилкам движения. По сравнению с предыдущим в него внесен ряд изменений, подсказанных жизнью. В старом Кодексе обязанности водителей по отношению к пешеходам были сформулированы недостаточно четко. Теперь эти положения выделены в отдельный параграф, точно определяющий поведение шофера в отношении пеше ходов. Так, если пешеход переходит до рогу в специально предназначенном для этого месте, водитель обязан со блюдать особую осторожность и снизить скорость до такой степени, чтобы пешеход мог спокойно перейти дорогу. З апрещено обгонять на переходах и перед ними, объезжать машины, з адер жавшиеся, чтобы пропустить пешеходов. Введены и некоторые другие измене ния. Водители обязаны соблюдать особую осторожность при приближении к пересечениям улиц и дорог, тогда как раньше говорилось лишь о преимущественном праве проезда, в результате чего многие получившие такое право вели себя неосторожно. Введено право преимущественного проезда на перекре стках с кольцевым движением. Еще одно новшество — р азрешение ставить автомобиль весом до 2,5 тонны колесами одной стороны на тротуар. У тверж ден ряд дополнительных дорожных знаков и их вариантов. По новому Кодексу водители и пассажиры мотоциклов в любую поездку мо гут отправиться лишь в защитных шлемах, тогда как прежде это требовалось только на загородных дорогах. Безопасности движения служат име ры по улучшению технического состояния машин. Так, автотранспортные тре сты и крупные автохозяйства обязаны создать посты контроля за автомобильными узлами, особо важными для без опасности движения. Разработан план строительства сети ведомственных кон трольно-измерительных станций для периодического обследования машин при помощи диагностических приборов. Н е сколько таких диагностических станций уже работают, другие — строятся. К он трольные посты имеются на государственных станциях технического обслуживания и станциях Польского союза транспортников. Наконец, по действующим правилам все легковые автомобили полагается выпускать с замками для рем ней безопасности, а в дальнейшем все новые машины будут продаваться лишь с такими предохранительными поясами. Безопасность движения зависит не' только от дорожных условий и состояния техники. В конечном счете все ре шают люди — участники движения. Поэтому их подготовке, и в первую очередь тех, кто управляет машинами, уделяется самое пристальное внимание. Чтобы стать водителем, необходимо пройти обязательное обучение и сдать экзамен по программам , установленным Министерством путей сообщения. Основные требования, предъявляемые к шоферам-любителям, — х орошее знание Правил движения и умение применять их на практике, уверенно водить машину в самых сложных условиях. Гораздо более обстоятельную подготовку получают шоферы-профессионалы. Они обучаются на трех-четырехмесячных курсах и дальше в двух- и трехгодичных школах шоферов-механиков. Профессионалы могут повысить свою квалификацию и при наличии определен ного стажа работы стать водителем более высокого класса. Таких классов два. Высший — дает право водить автобусы и тяжелые автопоезда. Х орошоибез аварийно работающие профессионалы награждаются знаком «Образцовый шо фер». О н имеет три степени: бронзовый вручает председатель воеводского Народного совета, серебряный и золотой — министр путей сообщения. Награжденным серебряным и золотым знаками, как правило, вручается иде нежная премия Государственного страхового общества. Подготовка самых массовых участников движения — пешеходов — начинается ещев детских садах и школах. Элементы обучения правилам движения включены в преподавание польского языка, географии, физкультуры. Постоянно увеличивается число специальных учебных площадок сдорожными знаками и транспортными средствами для детей. Школьников 10—12-летнего возраста в обязательном порядке обучают езде на велосипеде. В школах имеются кабинеты транспорта с учебными столами для занятий. М олодежная служба движения, насчитывающая свыше 100 тысяч членов, присматривает за младши ми по дорогев школу и домой, обучает их правильному поведению на улицах. Воспитание взрослых пешеходов ведется постоянно при помощи печати, радио, телевидения и кино. Всей пропагандистской работой руководит Коорди национный комитет то вопросам без опасности уличного движения, существующий в рамках Совета по транспорту. при Совете Министров. Председателем этого совета является министр путей сообщения, а председателем Координа ционного комитета — его заместитель. Наконец, надо сказать, об организаторах движения, обеспечивающих порядоки безопасность на улицах и дорогах страны. Эта функция возложена « а ор ганы гражданской милиции, с которой сотрудничают отделы транспорта прези диумов Народных советов воеводств и повятов (районов). К роме того, к он троль за движением на дорогах осуществляют также штатные и нештатные инспектора отделов транспорта президиумов Народных советов иДо бровольного резерва гражданской ми лиции. Сотрудникам милиции предоставлено право штрафовать на месте нарушителей правил движения на сумму до 100 злотых. Если проступок заслуживает более строгого наказания, дело передается в экспертную комиссию при прези диуме Народного совета. Есть основания рассчитывать, что комплексная работа по улучшению до рожных условий, организации движения, технического состояния транспорта, по подготовке и воспитанию водителей, всех граждан даст положительные ре зультаты.23