30
31
ГТехника за рубежомФИ АТ-125Пятиместный автомобиль ФИАТ-125 — своего рода гибрид лучших конструктивных решений, уже примененных на нескольких проверенных моделях этой фирмы. Основание и пол ФИАТ-1500 удачно сочетаются с панелями кузова ФИАТ-124 и оригинальной облицовкой радиатора, ф арамии задними фонарями. На автомобиле установлен модицифированный вариант верхнеклапного двигателя автомобиля «ФИАТ-124 спайдер». Различаются они конфигурацией трубопроводов и рабочим объемом (1438 смз против 1608 см 3 ). Камера сгорания — ш атроваяс овальным основанием. Свеча зажигания смещена назад по осевой линии двигателя относительно центра поршня. Карбюратор с падающим потоком снабжен двумя дросельными заслонками. Он монтируется на патрубке специальной камеры, имеющей водяную рубашку. Из этой камеры подогретая горючая смесь подается к каждому цилиндру по отдельному впускному трубопроводу. Отработавшие газы отводятся по двум выпускным трубопроводам, один из которых обслуживает первый и четвертый цилиндры, а другой — второй и третий. Два верхних распределительных вала приводятся при помощи нейлонового зубчатого ремня, армированного стекловолокном. Цилиндры расположены в блоке близко один от другого, без водяной рубашки между ними, что связано с технологией производства. Растачивание цилиндров двигателей моделей «125», «124S» и «124» осуществляется на одной производственной линии, поэтому у всех этих двигателей одинаковое расстояние между осевыми линиями двух смежных цилиндров. Для водяной рубашки у модели «125» просто не остается места. Вентилятор системы охлаждения имеет электромагнитную муфту, управляемую термостатом. Помимо полнопоточного масляного фильтра со сменным картонным элементом имеется центробежный фильтр, установленный на переднем конце коленчатого вала и подключенный в систему смазки параллельно. Техническая характеристика Двигатель Тип рабочий объем, см 3 диаметр цилиндра, мм ход поршня, мм мощность, л. с. при об/мин. Максимальный крутящий момент, кгм при об/мин. Габариты, мм длина ширина База, мм Колея, мм Вес в снаряженном состоянии, кг Максимальная скорость, км/час Разгон с места до скорости 96 км/час, сек. четырехцилиндровый, рядный 1608 80 80 90 5600 13 3600 4224 1613 2505 1313 950 160 — 165 13,5Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач, составной карданный вал и задний мост заимствованы у автомобиля ФИАТ-1500. Изменения есть лишь в коробке передач и заднем мосту, и то незначительные. В конструктивном отношении передняя подвеска такая же, к акиу модели «1500». Это — независимая пружинная подвеска рычажного типа. Верхний рычаг — вильчатый. снизу — два рычага: продольный и поперечный. Предусмотрен также стабилизатор поперечной устойчивости. По сравнению с базовой конструкцией изменены жесткость пружин подвески и конфигурация резиновых шарнирных втулок, установленных на переднем конце нижнего продольного рычага, фиксирующего колесо в продольном направлении. Задняя подвеска — зависимая, с фиксацией неразрезной задней оси при помощи двух продольных двухлистовых рессор и верхних продольных толкающих штанг. Так же, как и на модели «124», дисковые тормоза установлены на передних и задних колесах. Но в гидравлической тормозной системе отсутствует ограничитель давления, приводимый от элементов задней подвески и регулирующий тормозной момент на задних колесах. В то же время в систему добавлен вакуумусилитель. который воздействует непосредственно на тормозную педаль и выполнен в блоке с главным тормозным цилиндром. Конструкторы стремились улучшить рулевое управление. Трехзвенная рулевая трапеция с поперечной тягой все же сохранена. Однако все шарниры тяг и поворотных шкворней герметизированы и смазаны на весь срок службы. Картер рулевого механизма и его шестерня имеют теперь роликовые подшипники, уменьшающие трение. В результате к.п.д. рулевого привода повысился до 80 процентов — это высокий показатель для рулевых управлений подобного типа. В. приводе предусмотрен амортизатор. исключающий передачу обратных ударов на рулевое колесо. Рычаг управления стеклоочистителем имеет два рабочих положения, в одном из которых стеклоочиститель работает с полной скоростью, а в другомпрерывисто (полный цикл повторяется через каждые 5 секунд). Такая система очистки ветрового стекла применена впервые. Передние ковшеобразные сиденья оборудованы механизмом для изменения наклона спинки. Система вентиляции и отопления кузова отличается высокой эффективностью. Заслонка воздухозаборника дозирует поступление свежего воздуха. Расход горячей воды в радиаторе отопителя регулируется при помощи вентиля. В зависимости от положения заслонки в рас пределителе отопителя подогретый воздух направляется либо к ногам сидящих спереди, либо на обдув ветрового стекла. Небольшие вытяжные вентиляционные отверстия предусмотрены в стойках заднего стекла. Они оснащены откидными обратными клапанами, исключающими задувание воздуха в салон через выт яжные отверстия. Вентиляционные отверстия. расположенные по бокам переднего щитка, служат только для подачи неподогретого воздуха, которая осуществляется за счет инерционного напора. Удобный и практичный ФИАТ-125 являет собой характерный пример наметившейся в западной автопромышленности тенденции к максимальному использованию при разработке новой модели узлов и агрегатов нескольких выпускаемых фирмой машин. Б. НЕФЕДОВ, инженерВЕНГЕРСКОЕ МАСЛО «МУЛЬТИСУПЕР»Комаромский нефтетрест (Венгрия) начал выпуск нового универсального автотракторного масла марки «Мультисупер». Оно относится к группе масел, известных в международной торговле как многоступенчатые. «Мультисупер» обеспечивает легкий пуск двигателя даже при температуре ниже 20 градусов мороза и хорошо смазывает узлы в летнюю жару. Специальные присадки придают маслу свойства. удовлетворяющие самым высоким требованиям. Например, сменять масло надо только после 5—10 тысяч километров пробега автомобиля (в зависимости от состояния двигателя и условий эксплуатации). Испытания на стендах показали, что «Мультисупер» не уступает лучшим марочным маслам.ПРИЦЕП-ЛАФЕТКонструкторы машиностроительного завода в Брандыс-на-Лабе (ЧССР) нашли оригинальный способ использовать при необходимости обычный автомобиль в качестве седельного тягача. Для этого они создали одноосный прицеп-лафет со сдвоенными колесами и стандартной площадкой для крепления седельного устройства. Грузоподъемность площадки 9,5 —10 тонн. Двухпроводная система пневматического тормоза с двойной магистралью позволяет подсоединять лафет к тягачу и включать в эту систему полуприцеп.30 ЛЕТАЮЩИЕ ДЖИПЫмоторизация в планах империалистических армийЯдерное, бактериологическое оружие, танни, самолеты, атомные подводные лодки, авианосцы — все поставлено американской военщиной на службу устрашению и порабощению свободолюбивых народов. В 75 странах в разных формах обнаруживают свое присутствие кровавые штыки Пентагона. Увеличение численности вооруженных сил, расширение закупок вооружения ведут к огромному росту военных расходов. За послевоенные годы они составили более 900 млрд. долларов, что почти в два раза превышает аналогичные затраты страны за всю ее историю до 1945 года, внлючая годы двух мировых войн. На грязную, разбойничью войну во Вьетнаме американские империалисты затратили уже более 90 млрд. долларов. Заказы на самолеты, танки, орудия, химические боеприпасы, крейсеры, подводные лодки и другие виды вооружения все увеличиваются. Ведутся разработки новых видов оружия и техники. Военщина США и ее партнеры по НАТО и другим агрессивным блокам стремятся моторизовать не только части и подразделения, но и каждого своего солдата в отдельности. Миниатюрные автомобили на воздушной подушке, индивидуальные летательные аппараты — все это изобретается за последние годы для того, чтобы вооружить пехотинца техническими средствами, повышающими его мобильность. Основные требования и такого рода техническим средствам: малые габариты, легкость, высокая проходимость и снорость. В качестве движителей используются, как правило, широкопрофильные шины или гусеницы. В некоторых образцах движитель комбинированный — колеса и гусеницы. Автомобили-малютки, получившие названия «триспассер», «егерь», «Го-девил», имеют грузоподъемность (с прицепом) — до '450 кг . Скорость — до 50 км /час на пересеченной местности. Разрабатываются также небольшие гусеничные транспортеры плавающих и неплавающих вариантов. Они обычно высокопроходимы — по глубокому снегу, заболоченным участкам передвигаются со скоростью 25—50 км/час, могут брать груз 500 — 1000 кг . Швейцарские промышленники, например, услужливо предлагают американцам гусеничные транспортеры легкого типа — «элпин» и «спрут». Сами американцы создают маленькие подвижные машины на гусеницах — ИМП и «карт», а также бронированные малогабаритные машины ХМ733, ХМ733Е1 и ХМ729, вооруженные гранатометами и пулеметами. Особое внимание уделяется созданию малогабаритных машин на воздушной подушке. Их обычные данные: удельное давление на опорную поверхность 70—300 кг/м2, скорость до 100 км/час и более над любыми поверхностями. Предпринимаются попытки изобрести индивидуальные летательные аппараты типа летающих платформ и бочек, автомобилей «джип», а также ранцевые летательные устройства. Французский журнал «Пари-Матч» сообщил, что в США демонстрировался полет человека при помощи аппарата с реактивным двигателем. Указывалось, что аппарат весит 51 кг , состоит из «летающего пояса» (или жилета) и баллонов с перекисью водорода. Человек, снабженный таким устройством, может произвести прыжок на расстояние до 260 м при высоте полета 25—30 м. Стремление заправил Пентагона повысить техническую оснащенность и вооруженность каждого солдата — это составная часть гонки вооружений, предназначенной для очередных кровавых авантюр, которыми тан богата история американского империализма. Полковник П. ПЛЯЧЕНКО, доцент Малогабаритный вездеход «триспассер».Плавающий транспортер ИМП.Гусеничный транспортер «карт». Автомобиль «егерь»Гусеничный транспортер «спрут».Общий вид ранцевого летательного аппарата.