С этим связано строительство новых городов и рабочих поселков. В текущем пятилетий сбъем капитальных вложений в районы Севера составит миллиарды рублей, в следующие годы эта цифра возрастет в полтора-два раза. К рупнейшаявмире Красноярская ГЭС мощностью в6 миллионов киловатт, Саяно-Шушенская, Назаровская и другие гидроэлектростанции Енисейского каскада пошлют в энергосистему Сибири невиданный по мощности поток энергии. О ни обеспечат мощные индустриальные комплексы: Красноярско-Ачинский, М аклако во-Енисейский, Абакано-Минусинский и другие. В полной мере сбываются слова Ломоносова отом , что «российское могущество прирастать будет Сибирью». Освоение богатств Севера настоятельно требует создания высокопроизводительных машин, способных работать в условиях низких температур. О собое значение это имеет для транспорта. Автомобиль и другие транспортные машины на его базе жизненно важны для этих районов, потому что вечная мерзлота делает крайне затруднительным, а порой иневозможным строительство железнодорожных путей. Обеспечение потребностей народного хозяйства, все виды материального снабжения, перевозка пассажиров и грузов почти целиком ложатся здесь «на плечи» автомобиля. В настоящее время промышленность дает Северу машины и материалы в стандартном исполнении. В то же время условия эксплуатации их на Севере выдвигают ряд особых требований к конструкциям и материалам, и такая «универсальность» приводит к снижению работоспособности и долговечности техники. Автомобиль на Севередолжен защищать водителя и пассажиров от жестокогоморозаи 'ветра, быть приспособлен к работе в длительном отрыве от базы, на тя желых дорогах. Это непременные требования, к аки способность всех конструкционных и эксплуатационных материалов обеспечивать нормальную работу агрегатов при температуреокружающего воздуха до минус 60 градусов. Известно, что при таких низких температурах обычные марки стали становятся хрупкими, резиновые изделия ломаются и разбиваются как стекло, ряд сортов масел и дизельное топливо теряют текучесть, многие смазки и жидкости становятся непригодными. Автотранспортные организации накопили большой опыт эксплуатации автомобилей в высоких широтах. Здесь уже давно приспосабливают машины к суровым условиям Севера. Конечно, делают в основном примитивные приспособления, не всегда отвечающие требованиям эксплуатации и техники безопасности. Вместе с отсутствием соответствующих эксплуатационных материалов такие паллиативы приводят к простоям, п реждевременным износам, внеплановым ремонтам машин и механизмов, что удорожает себестоимость перевозок на Северев3 — 5 раз в сравнении со средней полосой страны. В соответствии с перспективным планом многие научно-исследовательские организации и заводы занимаются проектированием, испытанием и внедрением северных модификаций автомобилей и эксплуатационных материалов для них. Это бортовые машины различной грузоподъемности и самосвалы, такие, как ЗИЛ-130С, ГАЗ-53С, М АЗ - 5 00С , «Урал-375К», «КрАЗ-256ВС, автобусы ЛиАЗ - 1 58АС , ЛиАЗ-677А, ПАЗ-672С, санитарный автобус УАЗ - 4 52С . Разработаны и проверены в эксплуатации пусковые жидкости, масла и консистентные смазки, топлива для карбюратор ных и дизельных двигателей, резино-технические изделия и полимерные материалы, обеспечивающие нормальную работу машин при температурах до минус 60 градусов. А для производства северных модификаций автомобилей потребуется строительство сборочного завода. П ри Государственном Комитете Совета Министров СССР по науке и технике организован Научный совет по проблеме «Создание машин, работающих в условиях низких температур». Этот совет принял активное участие в организации на ВДНХ СССР тематической выставки «Техника для Севера», на которой был собран иобоб щен опыт 27 министерств и ведомств. Лучшие образцы, отобранные жюри , должны быть поставлены на серийное производство. Работа по созданию новых типов транспортных средств продолжается. В ближ айшие годы научно-исследовательские институты и КБ заводов должны направить все силы на дальнейшее совершенствование выпускаемых и разработку принципиально новых моделей большегрузных автомобилей и автопоездов для Севера, перспективных энергоустановок для них, в частности газовых турбин, системы электропривода ведущих колес, вездеходов на пневмокатках, шнековых и гусеничных движителях и других машин. Н ужны люди, которые смогут овладеть этой техникой и организовать правильную ее эксплуатацию. С этой задачей справятся любящие свое дело энергичные молодые специалисты, и надо шире привлекать их. Север ждет знающих, образованных энтузиастов, которые раскрыли бы его богатейшие кладовые. Это в интересах всего нашего народа. Предпусковой подогреватель для карбюраторных двигателей. ПЖБ-6 Предпусковой подогреватель для дизельных двигателей. ПЖД-44ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙБольшое признаниеушироких кругов читателей получают в последние годы иллюстрированные пособия для массовых профессий. Книга, состоящая из многокрасочных рисунков и поясняющего текста, помогает человеку освоить технику. Одно из таких пособий, в ыпущенных издательством «Транспорт», было удостоено диплома второй степени на всесоюзном конкурсе 1967 года. В нынешнем году издательство наметило выпустить подобное издание и для юных автомобилистов. Около 70 красочных иллюстраций будет помещено в небольшой книге Ю. В. Плотникова «Учитесь управлять автомобилем». Автор — руководитель Московского клуба юных автомобилистов—главное внимание уделяет устройству современного автомобиля и приемам управления им. Кроме того. в книге популярно рассказывается об истории развития конструкции автомобиля. даются рекомендации по изучению правил .движения, а также приводятся сведения по автомобильному спорту. Учебники шоферов всех трех классов получат те, кто избрал эту профессию или решил повысить квалификацию . Они переработаны в соответствии с новыми программами и имеют одно общее название — «Автомобиль». По просьбе читателей вновь допечатыпается «Пособие по правилам движения автомобилей» Г. И. Клинковштейна, Г. М. Соловьева и Н. Н. Юмашева. Кроме учебников и учебных пособий, тематическим планом предусмотрено издание ряда книг для массовых читателей. Среди них «Правила движения по улицам городов, населенных пуннтов и дорогам СССР», книга А. И. Азарха и П. 3. Белкина «Упражнения по правилам движения транспортных средств». Это уже третье издание популярного пособия, переработанное и дополненное новыми материалами. Оно предназначено в помощь учащимся автомобильных школ и курсов. а также водителям, заочно повышающим свою квалификацию . Для водителей и автомехаников готовится к изданию книга А. А. Зубарева «Регулировка автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131». В 1968 году редакция журнала «За рулем» познакомила издательство «Транспорт» с письмом читателя М. Г. Пильнова из Башкирии . Ему очень нужна литература о «Запорожце» и справочник автомеханика. Можем обрадовать Михаила Григорьевича и других автолюбителей — в издательском плане на 1969 год намечена к выпуску книга К. С. Фучалжи и Ш. М. Кауфмана «Автомобиль ЗАЗ-965А «Запорожец». В 1969 году можно будет приобрести также «Справочник автомобильного механика». Многих водителей могут заинтересовать и некоторые издания, предназначенные для инженерно-технических работников. Например, небольшие книжки М. Г. Лазебникова и Ю. Л. Б акуревича «Эксплуатация автомобилей в условиях жаркого климата и пустынно-песчаной местности» и Н. В. Семенова «Эксплуатация автомобиля зимой». Внимание читателей могут привлечьтакже практические пособия по отдельным маркам автомобилей. Эти книги знакомят с их устройством и техническим обслуживанием, методами выявленияи устранения неисправностей. В числе таких книг коллективная работа «Автомобиль ГАЗ-21 «Волга», «Автомобили УАЗ-451М и УАЗ-452» II. А. Давыдова и .'). Н. Орлова. «Автомобиль БелАЗ» 3. Л. Сироткина и других авторов. Из учебников для автомобильно-дорожиых техникумов следует упомянуть книгу Н. М. Ильина «Электрооборудование автомобилей», в которой помимо традиционных разделов большое место занимают новые модели аппаратуры . Как приобрести все эти книги? Напомним, что заказывать транспортную литературу следует в местных магазинах книготоргов ив отделениях издательства «Транспорт», которые есть при всех чправлениях железных дорог. З аказы на книги можно также направлятьи непосредственно в издательство по адресу: Москва. К-92, ул. Сретенка, д. 27/29. В. Д ОБРУШИН2*11