12
13
АМОРТИЗАТОРАМ ДОЛГУЮ ЖИЗНЬР ис . 1. Съемник с амортизатором, В передней подвеске многих «Побед» и «Волг» стоят рычажные амортизаторы. Когда они исправны, машина «чувствует себя» ничуть не хуже, чем с телескопическими, которые в последние годы устанавливаются на «Волге». Такое мнение сложилось у автомобилистов. Но... вот сальники износились (всему приходит срок), начали пропускать жидкость. Ухудшается плавность хода, устойчивость, сильнее изнашиваются шины. Больше того, эксплуатация автомобиля с плохо работающими из-за утечки жидкости амортизаторами неизбежно ведет к перегрузке пружин подвески и даже к их поломкам. Что делать? Купить новые? Но они в последнее время не всегда есть в продаже, да и не так приятно выбросить практически годные амортизаторы только из-за течи. Перейти на телескопические с переборкой «передка», установкой новой стойки, рычагов и других деталей? Это большая работа. А без конца добавлять жидкость (многие так и поступают) — не выход из положения; кроме того, при таком «решении» передний мост всегда залит маслом и грязью. К сожалению, многие автолюбители вынуждены избирать именно такой путь. Некоторые из них прислали нам чертежи и описание специальных подпитывающих бачков. Но их предложения не нашли поддержки в «Клубе». А что если отремонтировать амортизаторы? Попробовать обеспечить работоспособность сальниковых уплотнений валика? Это наиболее рациональное решение «проблемы рычажных амортизаторов» найдено автолюбителями. С их разработками мы и познакомимся на сегодняшнем заседании.Р ис . 2. Крышка сальника. Р ис . 3. Круглый съемник для рычагов амортизатора.Первое слово предоставляется М. М. Ермолаеву из Красноярска. Он предложил способ ремонта (и модернизации) амортизаторов самых первых выпусков, у которых крышки сальников нельзя повернуть для подтягивания уплотнения. Ресурс работы рычажного амортизатора первых выпусков, как показывает практика, ограничивается в основном тем, что конструктивно не обеспечивается возможность затягивать сальники по мере их износа. Чтобы восстановить герметичность сальникового гнезда, сначала надо выпрессовать рычаги с шлицевых концов валика амортизатора при помощи съемника, показанного в сборе с амортизатором на рис. 1. Перед этой операцией рычаги (по месту сварки) разрезаем ножовкой. А избежать перекоса при выпрессовке поможет шарик диаметрам 12 мм, который следует установить между торцами винта съемника и валика амортизатора. Разборка не вызовет затруднений, если граненую головку винта съемника ( S = 3 6 мм) поворачивать ключом с удлиненной рукояткой. Поскольку разборка ведется без нагрева, характер посадки рычагов с шлицевыми концами валика амортизатора сохраняется. Чтобы получить возможность ив дальнейшем подтягивать сальники, рекомендую нарезать на цилиндрических заточках корпуса амортизатора, когда рычаги будут сняты, резьбу М 38 X 1,5 на длине 19 мм. Затем изготовляем стальную крышку, показанную на рис. 2. Фиксировать ее после подтягивания сальника можно, например, резьбовым стопором и контргайкой, которые видны на рисунке. А чтобы не сминалась резьба на корпусе амортизатора, стопор следует изготовить из «мягкого» металла. Добившись необходимой герметичности в сальниковых гнездах, фиксируем крышки и напрессовываем рычаги, которые по окончании сборки свариваем. Корпус съемника (рис. 3) и винт можно изготовить из стали 45 и термически обработать до твердости 28 — 32 по Роквеллу. Рычажные амортизаторы, восстановленные таким способом, «ходят» вдвое дольше стандартных.ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВОЕ12 Теперь давайте ознакомимся с работой Ю. Г. Панафутина и В. И. Соломыкина из г. Серпухова Московской области. Они решают вопрос «с дальним прицелом» — предлагают конструкцию, которая позволяет в последующей эксплуатации при необходимости заменять сальники без применения сварки. Полностью, как говорится, в домашних условиях. Кроме этого, они разработали технологию и приспособления для изготовления сальников достаточно высокого качества.•it Чдауш/чвзувцгЩ, „Мы предлагаем способ продлить «жизнь» рычажных амортизаторов «Победы» и «Волги» и некоторое их усовершенствование — вместо сварки механическое скрепление рычагов. На таком измененном амортизаторе (рис. 4) к каждому рычагу приварен угольник. Это надо сделать (изготовить угольники и приварить) до того, как разрезаем рычаги. Кроме того, перед сваркой оба угольника каждого амортизатора следует плотно стянуть болтом. Все необходимые детали делаем из стали по размерам, показанным на рис. 5. На головках рычагов и торцах валиков наносим метки, фиксирующие их взаимное расположение. Это пригодится при последующей сборке. Теперь можно разрезать место сварки и приступить к выпрессовке рычагов с шлицевых концов валиков. Для этого используем плоский съемник (рис. 6). Он годится также для работы с амортизаторами задней подвески. Технология разборки такая. Укрепляем на одном из рычагов съемник и зажимаем его в тиски. Зажимать сам амортизатор не следует ни в коем случае. К порче его приведут и попытки сбить рычаги молотком. Теперь надо заменить изношенные сальники. Для их изготовления мы применили 5—6-миллиметровую пластинчатую бензомаслостойкую резину. Дальше — очень просто,. если_ под рукой есть комбинированный пробойник (рис. 7). Он необходим потому, что концы валика амортизатора имеют разную толщину и соответственно этим диаметрам приходится делать разными внутренние отверстия сальников. Если при осмотре концов валика амортизатора перед сборкой вы обнаружите следы коррозии — удалите ее, а места установки сальников отполируйте. Это увеличит срок их службы. Очень хорошо установить между сальником и крышкой («гайкой») латунные шайбы, которые предотвратят смятие и выдавливание резины при затяжке. Конструкция и размерышайб (для разных концов валика) приведены на рис. 8. Напрессовываем рычаги в тисках в соответствии с поставленными метками. На своих автомобилях мы после такой переделки прошли уже более 27 тысяч километров. Р ис . 4. Амортизатор рычагами. с разъемнымиИ* хУ ei Го"\ /Г-|r*rJJ/ \•и иР ис . 5. Левый (а) и правый (б) угольники и стяжной болт (в).Р и с. 8. Предохранительные шайбы.Р ис . 6. Плоский съемник: 1 — основание; 2 — болт; 3 — подкладное кольцо. Р ис . 7. Комбинированный пробойник.Поскольку бензомаслостойкая резина пока еще в какой-то степени «дефицит», стоит попробовать применить обыкновенную. Это предложение обосновано. На такой риск пошел автолюбитель Г. Алексеев из Ташкента (см. заседание 38-е — «За рулем», 1967, № 2), хотя в фильтрах тонкой очистки температура масла намного выше, чем в амортизаторах. А теперь перейдем к способу, который предлагает Ф. Н. Сущинский из г. Люберцы Московской области. Здесь в принципе все иначе, но лучше пусть расскажет он сам. Я даже не снимал амортизаторы. Для переделки сальников и установки новых пришлось демонтировать только передние колеса. На рис. 9 видно, как я «вышел из положения». Сначала удалил крышки и сами сальники, для чего высверлил несколько отверстий диаметром 3 мм (рис. 9,а). Делал это осторожно, чтобы не повредить шейку корпуса. У амортизаторов первых выпусков напрессованные крышки тонкие — 1,5—2 мм.13