22
23
ОДИНГОД ИОДИНЧАСИ. Вихров (V место).Л. Смирнов (VI место).Между номером нашего журнала, в котором читателям были предложены первые конкурсные задания, и днем финальных соревнований минул год. А сам финал, для которого Центральное телевидение не поскупилось предоставить 26 ноября минувшего года всесоюзный экран, занял ровно час. Сначала —об этом самом часе. 26 ноября 1968 года, Москва, Шаболовка, 53, Телецентр. 22.15. Наша викторина получает приставку «теле». Начало передачи для многих, может быть, и неожиданное. Однако ситуация, снятая операторами, — из тех, что и придумывать не надо. Легкомысленный пешеход, перемахнув через ограждение, бросается наперерез автомобилям. К счастью для него рискованный эксперимент оканчивается легким испугом: водитель «Москвича» успевает затормозить. Так происходит «знакомство» Бориса Чунаева (водитель) и Игоря Шувалова (пешеход) — ведущих нашей телевикторины. И хотя весь эпизод придуман сценаристом и режиссером, а играют его актеры московского театра имени Ленинского комсомола, прозвучавший в нем диалог «водитель — пешеход» всем нам, к сожалению, слишком хорошо знаком. Все же мы решили воспроизвести его вновь. Во-первых, чтобы еще раз привлечь внимание всех, а не только водителей, к простой и неоспоримой, к ак аксиома, истине — безопасность движения зависит от каждого из нас, и человека за рулем, и тех, кто на улице с ним рядом. Не хотелось бы здесь прибегать к статистическим выкладкам автоинспекции, но позвольте все же напомнить одну цифрукак минимум половина дорожных происшествий в городах лежит на совести пешеходов. Пусть задумаются! Во-вторых, легкомысленное отношение к условиям безопасности часто берет начало от ошибочных представлений, будто вся шоферская наука «красный — стой, зеленый — езжай!», а автомобиль, якобы, можно остановить мгновенно. Каждый, кто смотрел передачу, воочию смог убедиться в том, к ак мчого должен знать и уметь водитель, чтобы ездить быстро и безопасно, накую сложную «программу» выполняют во время работы глаза, руки, мозг водителя. 22.19. Слово об участниках финала. Телевизионное время коротко, и наши ведущие успели назвать лишь фамилии и города, откуда они прибыли. Сегодня мы представим финалистов полнее. Участник № 1 - й по жеребьевке, и по итогам конкурсов, первый призер викторины — Василий Алексеевич Сергеев. Он автолюбитель и мотоциклист, инженер из Подольска. Ему 31 год. Второй номер — Леонид Александрович Смирнов. Вот уже восьмой год преподает Правила движения в Петрозаводской автошколе Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. С юношеских лет водит мотоцикл, а в армии получил и права шофера. Рядом с ним за столиком волею жребия оказался тоже преподаватель. Игорь Борисович Вихров из далекого киргизского города Ош. Ведет в автомотоклубе ДОСААФ все шоферские дисциплины. На экзаменах среди его воспитанников «провалившихся» не бывает. К следующему участнику — Борису Федоровичу Гурикову подходит эпитет «умудренный опытом». В городе Дятьково Брянской области он уже 15 лет работает инспектором дорожного надзора, конечно, имеет права шофера и мотоциклиста. В автоинспекцию пришел после службы в армии, а прежде работал и шофером, и механиком, и преподавателем. Эдуард Васильевич Титаренно отрекомендовался сам таким образом: окорен нон кубанский казак». Работает в автотранспортном хозяйстве города Горячий Ключ Краснодарского края. И учится. Стартовал в викторине водителем 1-го класса, на финал приехал уже шофероминструктором, а впереди — дипломная работа в политехническом техникуме. Кайдалов Борис Леонтьевич из Белгорода тоже шофер 1-го класса. В рабочее время водит «Волгу», на дверцах которой надпись -"Медицинская помощь». На досуге — управляет собственной «Вяткой». Эдуард Вениаминович Малышевский, хоть и невелик его автолюбительский стаж, в вопросах безопасности движения эрудит. Говорит, что правила движения для него предмет постоянного интереса. Вероятно, поэтому инженер из Красноярска стал и общественным автоинспектором. Маргарита Владимировна Заварыкина по профессии инженер-конструктор, живет в Арзамасе. Сейчас автолюбитель, а в прошлом и мотоциклистка, прошедшая выучку в одной из организаций ДОСААФ. Завзятая автопутешественница. Вилнис Ансович Нейланд в свое обычное время принимает экзамены у будущих водителей. Потому что служит в Госавтоинспекции Латвийской ССР. А вот на досуге, в нашей викторине сам оказался в роли экзаменующегося. Гунарс Янович Дзенис работал на всяких автомобилях, и грузовиках, и легковых. А сейчас сел за руль «рафика» в латвийском городе Ауце. Как иу других водителей-профессионалов, участников финала викторины, у него 1-й класс. Агу Аугустович Кютт вот уже девять лет водит такси в эстонском городе Тарту. Обладатель 1-го разряда по автомобильному спорту. В ралли он защищает честь Тартуского автомотоклуба ДОСААФ. 22.24. Первое финальное задание. Член жюри, представитель Госавтоинспекции СССР Юрий Иванович Ржехин называет его легкой разминкой. В самом деле, куда уж проще, казалось бы, назвать год, когда вошли в жизнь действующие правила движения, и количество статей в них. Однако некоторых такой вопрос застает врасплох: вместо 1965-го называют и 1961-й, и 1962-й, правда, число статей (175) вспомнили все. 22.30. К ак проэкзаменовать финалистов в знании шоферского кодекса? Билеты из ГАИ? Для финалистов это мало. И вот они смотрят фильм, специально снятый прямо в толчее большого города. Найти22 Фото И. Бахтина и А. Неожиданный «техосмотр».Анискина<ВИКТОРИНЫ„ЗАРУЛЕМ"запланированные постановщиками нарушения оказалось не так-то легко. Самый зоркий глаз — у Сергеева, Вихрова, Гуринова и Малышевского. 22.35. Викторина набирает темп. Если в первых заданиях счет шел на минуты и сенунды, то в новом — на десятые и сотые доли секунды. Кто быстрее среагирует на красный сигнал светофора? У специального стенда «судья» — доцент МАДИ Винтор Николаевич Иванов. Лучший результат показывает кубанский шофер Титаренко — 0,44 секунды! За ним вплотную В. Сергеев — 0,47. 22.42. Начальник ОРУД — Г АИ Москвы Николай Степанович Мыриков подводит первые итоги: бесспорный лидер Сергеев, за ним Гуриков, Титаренко, Малышевсний, Нейланд — все вместе. 22.45. В студию въезжает «Москвич». За рулем — один из «ассистентов» ведущ их викторины — юный водитель 1-й детской автотрассы Сережа Сорокин. Маш ина тормозит прямо перед столиками участников. Минута всего отпущена на осмотр. Но нашим знатокам хватает ее, чтобы установить: на автомобиле нет правого поводна стеклоочистителя, декоративного колпака, разбито стекло подфарника и нет одной гайки на шпильке колеса. Соревнующимся предстоит на этот раз выступить в роли общественного автоинспектора и ответить на вопрос: может ли такой автомобиль оставаться на линии? Да или нет? И почему? Первый «прокол» у Эдуарда Титаренко. Он говорит «да». Явная ошибка . Все остальные участники правильно относят отсутствие гайки на одной из шпилек колеса н неисправности, угрожающей безопасности движения. Похоже, что число претендентов на главный приз сокращается до четырех. 22.50. На экранах телевизоров и студийных мониторов 530-метровая игла Останкинской телебашни. В следующую секунду ее перекрывает в кадре флаг стартера. Взмах — и с места срывается «Москвич-408». Через несколько мгновений, пройдя всего 50 метров, он резко тормозит у финишной черты, где натянутое полотно имитирует стену. Опускается финишный флаг, и судья Всесоюзной категории С. Иванов останавливает секундомер. Но фиксировалось не только время. М ашину надо было остановить, не коснувшись «стены» и. не далее чем в 15 сантиметрах от нее. Таким было пятое задание, предложенное нашим финалистам. Благополучие на дорогах зависит ведь не только от того, насколько твердо водитель усвоил правила движения, но и от его глазомера, мастерства управления автомобилем. Конкурс этот был проведен накануне . А на энранах зрители иучастники увидели его фрагменты. Л учшим оказался Смирнов. Вторым был Сергеев, оставшийся лидером. 23.00. И вот последнее задание. Снова взгляды финалистов прикованы к мониторам. На экранах новый телесюжет. Ситуация, в которой надо проявить благоразумие, умение предупредительностью смягчить обстановку на дороге.На затяжном подъеме ваш легковой ЗИЛ обгоняет грузовик. Ш ирина проезж ей части шоссе позволяет сделать это, не выходя за осевую линию. К ак будто все идет хорошо. Однако, перевалив перелом, вы вдруг видите несущийся на вас «Москвич». До него метров 150, скорость — порядна 70 км/час, к ак , впрочем, и вашего автомобиля. Что делать? Финалистам предлагается на выбор четыре решения: мигнуть «Москвичу» фарами и выждать 2 — 3 секунды; подать звуковой сигнал и принять насколько возможно правее; не сбрасывая газ, выехать на обочину, чтобы разминуться; сбросить газ и начать притормаживать. Девять финалистов из одиннадцати выбрали верный, последний ответ. 23.05. Первая всесоюзная викторина по безопасности движения финиширует. Председатель жюри член Международной автомобильной федерации Виктор Владиславович Маржецкий объявляет результаты. Главный приз, учрежденный ЦК ДОСААФ и редакцией журнала «За рулем», — мотоцикл «Иж-Юпитер» с коляской — получает автолюбитель Василий Сергеев. Мотоцикл «Восход» достается автоинспектору Вилнису Нейланду, занявшему второе место. Третий призер автоинспектор Борис Гуриков стал обладателем мотоцикла М-105. Оба эти приза учредило Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Остальным финалистам вручаются памятные призы Госавтоинспекции СССР, НТО городского хозяйства и автомобильного транспорта, ж урнала «За рулем». Итан, победители выявлены, призы вручены. Пора подвести н другие итоги. Один час финала доказал, что в заключительный этап викторины вышли действительно достойные и сильнейшие. Автолюбители, не уступающиев эрудиции наставникам будущих водителей, и работники автоинспекции, владеющие водительским мастерством не хуже профессиональных шоферов. Глубокое знание законов улиц и дорог, отчетливое понимание всех условий безопасности, хороший глазомер, отличная реакция и многие другие качества убедительно продемонстрированы нашими финалистами. И другое. Многочисленные отклики телезрителей — свидетельство того, что подобные передачи могут иметь успех не тольно у автомобилистов и мотоциклистов. Телевикторина вызвала интерес иу тех, кто на языке правил движения именуется пешеходами. Думается, она многим помогла понять, что безопасность движения — и их забота, что не от одного водителя зависит здесь успех. А те, кто принял участие в финале, и вместе с ними сотни тысяч других наших читателей смогли обновить багаж своих знаний по самому главному шоферскому предмету — безопасности движения. Это был своеобразный и добровольный годичный семинар, который завершился своеобразными и занимательными экзаменами. Г. ЗИНГЕР, __l.lI П11ПИ1-Юсмотрнм: кто впереди?23