МОТОНАРТЫ НАМИМотонарты НАМИ-095БА сконструированы и испытаны работниками Всесоюзного научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Они предназначены для перевозки людей и грузов по снежной целине, льду рек, тундре и редколесью. Двигатель мотонарт — двухтактный одноцилиндровый, воздушного охлажде3 ния, рабочим объемом 293 см . Его мощность 7 л. с. Этого достаточно, чтобы перевозить до 200 кг полезного груза и развивать скорость до 30 км/час. Топливо для «снежного мотоцикла» — смесь бензина А-72 с маслом АК п -10 (четыре процента). Запас хода по топливу — около 150 километров. Двигатель расположен спереди, и теплый воздух от него обогревает водителя и пассажира. Автоматический клиноременный вариатор делает управление мотонартами максимально простым.Ш IP^Ш|* ilQS Щ Ш1ш дшпрпяйпшфьАкадемик М. ЛАВРЕНТЬЕВ, вице-президент Академии наук СССР Е. КУЩЕВ, ученый секретарь Научного совета по проблеме «Создание машин, работающих в условиях низких температур» На VIII съезде партии в 1919 году Владимир Ильич Ленин говорил: «Горные богатства Сибири представляются совершенно необъятными...» В то крайне тяжелое для Советской республики время вождь революции мечтал о будущем этого великого края, который царское самодержавие превратило в огромную тюрьму. Сразу же после освобождения Сибири от армий Колчака и интервентов В. И. Ленин подписывает декрет о создании Иркутского государственного университета. В 1920—1921 годах он выступает инициатором разведки и исследований Крайнего Севера и Северо-Востока страны. В марте 1921 года выходит ленинский декрет об использовании богатств Севера. Великая Октябрьская революция сбросила оковы, препятствовавшие развитию производительных сил, экономики и культуры этой далекой российской окраины и пробудила ее исполинские силы. Геологи утверждают, что в таблице Менделеева нет таких элементов, которых не было бы в недрах Сибири и Дальнего Востока. На этой громадной территории содержится почти две трети известных в мире запасов каменного угля, и многие его мощные пласты залегают у самой поверхности земли. На огромной площади Западно-Сибирской низменности открыто одно из самых крупных месторождений нефти и газа. Колоссальные залежи железорудных, полиметаллических и нерудных ископаемых, неисчислимые гидроэнергетические ресурсы и лесные запасы — все эти богатства Сибири известны сегодня всему миру. Трудно найти другие районы, где можно так широко, так эффективно и комплексно развивать почти все отрасли народного хозяйства. Пятилетним планом предусмотрено еще более широкое наступление на Север, вовлечение в хозяйственный оборот наиболее перспективных его ресурсов. Нефтяные, газовые и лесные базы продвигаются в ранее недоступные районы, где создается мощная индустрия.Руль мотоциклетного типа связан с двумя опорными лыжами из нержавеющей стали. Движитель мотонарт — гусеница из двух резино-тросовых лент. скрепленных поперечными стальными планками. Тормоз — колодочный. Он смонтирован на валу ведущих звездочек и приводится в действие педалью. В передней части кузова, под ветровым стеклом, установлена фара. Остается сказать, что мотонарты рассчитаны на буксировку саней или нарт с грузом.ЗИМНЯЯ МАСЛОКОЛОНКАЧереповецкий завод (Вологодская область), выпускающий маслораздаточные колонки, спроектировал установку с электроподогревом. Главное отличие новой модели в том, что шестеренчатый насос погружен в масло, вследствие чего сведена до минимума протяженность всасывающей магистрали. Мощность двигателя насоса увеличена с 1,0 до 1,7 квт. Система нагрева воздуха внутри колонки создает нормальные условия для работы контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры. Масло может подогреваться в специальном бане до плюс 30 градусов, система нагрева включается при поступлении в бак холодного масла. Вообще все системы колонки — подачи масла, нагрева масла и воздуха — после их включения работают автоматически. К тому же кран с раздаточным рукавом убирается внутрь нолонки, что очень удобно в зимнее время. Новая колонка позволяет подавать масло для заправки автомобилей и при минусовых температурах онружающего воздуха. Выдержав государственные испытания, нолонна «получила добро» на серийный выпуск. М. КОМАРОВ, инженер г. ЧереповецШина из морозостойкой резиныс шипами противоскольжения. Пульсирующий отопитель ПО-2. Образцы шин для северных автомобилей.10