В 1967 году соорудили гаражей боксового типа разной вместимости на полтораста машин. В прошлом году — на 250 автомобилей. Гаражи получались недорогими: в среднем по 400 рублей за отдельный бокс с небольшими вариациями в ту или другую сторону, в зависимости от сложности привязки к местности. Качество тоже не вызывало претензий: прочные стены из серого силикатного кирпича, бетонированный пол, шиферная кровля. Опираясь на статистику автоинспекции, стали строить не только по заказам кооперативов, но и про запас. Рассуждая, что гаражи все равно нужны, и без хозяина они не останутся. Вот тут и произошла единственная заминка. Пятнадцать готовых гаражей пустовало, а в стадии завершения было строительство еще 45 гаражей, на которые не находилось заказчиков. Тогда-то и появилась в «Советской Клайпеде» заметка, приглашавшая автолюбителей поторопиться, и недоразумение было ликвидировано. Правда, теперь строительство начинают только-по договорам с кооперативами. Но не из боязни опять попасть впросак, а просто потому, что недостатка в заказах не бывает. Сроки строительства невелики. КомНа месте выяснилось, что автолюбиплекс на 120 машино-мест сдается в тетели в Клайпеде ничем не отличаются чение года, а блоки на 20—30 автомобиот своих многочисленных коллег во всех концах страны нашей. И здесь все они лей — за три—пять месяцев. Однако такова уж человеческая натура, и эти не прочь упрятать машину под крышу. И здесь долгое время действовали по темпы нетерпеливых заказчиков не устраивают. Они торопят строителей, жалупринципу кто во что горазд. Сваривали ются на «волокиту». угловатые металлические коробки, напоминающие сильно увеличенные железВ нынешнем году комбинат планируные печки давних времен. Строили обиет построить еще триста гаражей, больРазными путями жизнь наводит журналиста на тему для выступления. На сей раз подсказкой послужила заметка в газете «Советская Клайпеда». Сначала как будто ничего особенного: речь шла о строительстве гаражей. Ну что ж, пришло время заниматься этими вопросами в масштабах города, строят у нас гаражи и многоэтажные, и подземные, и поскромнее. Да и пишут об этом. Правда, строят еще мало, а в .редакцию, признаться, приходят преимущественно писыма-жалобы о всевозможных трудностях, испытываемых автолюбителями. Но вот в газетной заметке из Клайпеды говорилось совсем о другом, некоторым образом удивительном. О том, что гаражи для машин индивидуальных владельцев здесь строят про запас, не дожидаясь заявок автолюбителей, что привело это даже к «затовариванию»: 60 новеньких гаражей пустуют и ждут же лающих получить ключи от квартиры для своей машины. В заметке чувствовалась и укоризна: не спешат, мол, люди, а у строителей средства замораживаются. Все это, согласитесь, выглядело необычно. Может быть, гаражи обходятся баснословно дорого? Или автолюбители в Прибалтике такие оригиналы — считают, что под дождем и снегом машина целее будет? Словом, было из-за чего отправиться в Клайпеду, посмотреть на все своими глазами.тые жестью сарайчики. Сооружали и кирпичные или шлакоблочные боксы собственной конструкции. Но это состязание в личной предприимчивости и изобретательности приводило к сомнительным результатами. Уродливые шеренги разномастных творений самодеятельных зодчих никак не вписывались в пейзаж новых микрорайонов. Между тем индивидуальных машин в городе»' все прибавлялось, и строители гаражей, как «дикие», так и кооперированные, доставляли городским организациям все больше хлопот. И тогда в горисполкоме, прикинув, к чему это может привести в ближайшие годы, когда выпуск легковых автомобилей увеличится в несколько раз, решили пойти на радикальные меры. Меры эти были разработаны и приняты в позапрошлом году и, надо прямо сказать, заслуживают всяческого уважения и подражания. Здесь решили не подавлять гаражно-строительные инстинкты автолюбителей, что еще, к сожалению, бывает, а пойти им навстречу, организовать и направить в приемлемое для города русло. Дело решили поставить на плановую, индустриальную основу. С этой целью при комбинате бытового обслуживания «Данге» был создан специализированный ремонтно-строительный участок со штатом в 50 человек. Ему и поручили строить гаражи. Несколько подходящих простых типовых проектов рекомендовал городской отдел по делам архитектуры и строительства. Министерство бытового обслуживания выделило из внутренних ресурсов кирпич, шифер, пиломатериалы; нашли и цемент, хотя с ним было потруднее. Утвердили земельные участки, заключили договоры с гаражностоительными кооперативами, и работа закипела.шую часть которых — комплекс на 240 машино-мест — в южной части города, у проспекта Балтия. По желанию заказчиков в гаражах может быть устроено центральное отопление, подведена холодная и горячая вода, заасфальтированы подъездные пути. По расчетам, стоимость одного места в гараже увеличится до 1000—1100 рублей, и строителям пока неясно, много ли найдется желающих пойти на повышенные расходы. Сейчас в Клайпеде свыше 1200 легковых автомобилей индивидуального пользования. Если учесть имевшиеся раньше пригодные гаражи и приплюсовать к ним вновь построенные, то можно убедиться, что подавляющее большинство автолюбителей к концу года обеспечит свои машины «жилплощадью». Однако это не значит, что все хорошо образовалось и беспокоиться больше не о чем. Острые проблемы еще остались. Одна из них — мотоциклисты, которых в Прибалтике великое множество, а в Клайпеде — около четырех тысяч. Лишь мизерная часть их успела вселиться по двое-трое в пустовавшие боксы новых гаражей. Это значит, что в планах на будущее настала пора брать в расчет и нужды многочисленной армии мотолюбителей. Между тем, заглядывая в будущее, озадаченно вздыхают и директор клайпедского объединения предприятий службы быта «Паюрис» А. Ю. Сонгайла, и директор входящего в это объединение комбината «Данге» Е. К. Лаукис, Многое хотелось бы сделать. Пора переходить на поточный метод строительства, по-современному механизировать его, строить не только простейшие боксовые гаражи, но и двухэтажные, по лучшим типовым проектам. Нужда в них будет возрастать все больше по мере увеличения темпов выпуска легковых автомобилей и мотоциклов. Но возможности пока расходятся с желаемым. До сих пор специализированный строительный участок лишь мечтает о подъемных механизмах. Все построенные им гаражи покрыты только шифером, потому что нет обыкновенного автокрана, чтобы устанавливать плиты железобетонного перекрытия. Да и фондов на материалы для гаражей выделяется недостаточно. Все зависит от директорской изобретательности в манипулировании имеющимися ресурсами. А если в какой-либо сложный момент и эта изобретательность окажется не всемогущей, что тогда? Свертывать хорошо налаженное дело? Хочется надеяться, что планирующие органы республики найдут возможность помочь предприятию, поддержат у строителей уверенность в завтрашнем дне. А от завтрашнего дня ожидается многое. В горисполкоме, например, обсуждаются планы создания многоэтажного гаража-гостиницы для туристов, недостатка в которых Прибалтика не знает. На очереди и новые предприятия по техническому обслуживанию машин авто- и мотолюбителей. ...Не совсем обычная газетная заметка напомнила о весьма злободневной для каждого городского хозяйства теместроительстве гаражей. По-разному мудрствуют над решением этой проблемы. А решить ее, оказывается, можно просто: начать строить, не откладывая в долгий ящик. В. ИНДИИ, спец. корр. «За рулем» г. Клайпеда