В блокнот любителям спортаДвигатель советского мотоцикла С-565 (4 цилиндра, 494 смЗ. 80 л. с , 138 кг, 250 км/час) (слева). Двигатель и девятиступенчатая коробка передач мотоцикла «Яматю* (справа).ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ,Заметки о техническом развитии гоночных мотоциклов, ЭКЗОТИКАКольцевые мотогонки по праву считаютсяклассическим видом мотоспорта. Объяснение не только втом , что история их насчитывает шесть десятилетий. Работа над гоночнымимашинами является для заводов своеобразным поиском новых решений , к оторые со временем смогут быть внедрены и на серийныхмотоциклах . Т аким образом, соревнования на первенство мира практическипревращаютсяв состязание между мотоциклетными заводами, состязание различныхшкол технической мысли. Создание машин , способных одержать верх на мировом чемпионате, — задача, т ребующая немалых финансовых затрат. Именно по этой причине две крупнейшиеяпонскиефирмы «Хонда» и « С узуки » , известные в прошлом своими победами, отказались от участияв первенстве мира 1968 года. В результате соотношение сил в ряде классов, особенно в младшем, п ятидесятикубовом , где господствовали машины « С узуки » , р езко изменилось. В новой обстановке повысились шансы на успехтаких заводов, к ак «МЦет» — ГДР, «Аэр-Макки» — Италия, «Осса» — Испания, не считающих целесообразным затрачивать большие средства на разработкуэнзотическихмногоцилиндровых конс трукций . Их гоночныемотоциклы обладают достаточно высокойдинамикой , сравнительно недороги и значительно более близки по устройствукдорожныммашинам , нежели, н апример , ш естицилиндровыеуникумы «Хонды». Показательно, что прошедший чемпионат привлен уже 16 мотоцинлетных заводов — несравненно больше, чем в последние годы . Н акласс 50 смЗ три-четыре года назад возлагали большие надежды. Ожидали, что машиныокажутсянесложнымии сравнительно дешевыми и это будет способствовать популяризации , у совершенствованию наиболее распространенных легких мотоциклов массового производства. Однано соперничество японских фирм привело здесь к появлению такихже сложн ыхидорогихв изготовлении и доводке конструкций , к акивдругих нубатурах. За последние годы именно в этом классе наблюдалась наибольшая разница вдинамике (снорости, приемистости) г оночных мотоциклов, п оступающихвпродажуи построенных специально для заводских спортсменов. После решения осеннего конгрессаФИМ 1967 года положение в классе 50 смЗ существенно изменится . С нынешнего года на гонки будут допускатьсятолько мот оциклы весом не менее 60 нг с одноцилиндровыми двигателями, не более чем сшестью передачами, ч то , несомненно, п риблизит их ксерийныммашинам . У жев прошедшем сезоне были заметны результаты подготовкикгонкам по новым правилам. Голландские конструкторы Я. Тиль и М. Мийваарт изготовили мотоц икл «Ямати», к оторый принес им победу в Большом призе Голландии. Его одноцилиндровый двухтактный двигатель снабжен дисковымзолотникоми охлаждается водой, ц иркуляциякоторой поддерживается насосом. Мощность двигателя — 13 л. с. при 14 000 об/мин — позволяет «Ямати» развивать 165 км/час. У испанского мотоцикла «Дерби» (50 смЗ), к оторый был первым вгонках «Турист Трофи», двигатель — т акогожетипа , но своздушным охлаждением. Он развивает максимальную мощность 14,5 л. с. п ри 14 000 об/мин, правда, диапазон чисел оборотов у него всего лишь 1500 об/мин, что вынудило конструкторовприменить восьмис тупенчатуюкоробку передач. Вследствие регулировкикарбюратора на богатую смесь расход горючего на «Дерби» — 7 л/100 км . Т аким образом, класс 50 смЗ вступает вновую стадию развития . Этот момент является удобной отправной точкой для разработки новых конструкцийи их успеш ­ ного примененияв соревнованиях. Думается, что и наша промышленность , в частности ВНИИмотопром, могла бы использовать благоприятнуюситуацию , чтобы актив ­ но включитьсяв борьбу за первенство мира.Четырехцилпндровый V-образный двигатель «Ява» (350 см 3 ). Вид сбоку.Новые шины с лем протектора.полукруглымпрофиНа двигателе УРС применены по два впускных канала и две свечи на цилиндр, а также впрыск топлива.iМотоцикл «Осса» с хребтовой алюминиевой рамой.30