НОВАЯ «ВОЛГА»Передняя подвеска и рульСоздавая новый автомобиль, конструкторы стремятся сделать «се его узлы надежнее, долговечнее, снизить трудоемкость их обслуживания а эксплуатации, используя в то же время удачно найденные ранее решения. Схема передней подвески новой «Волги» (рис. 1) в основном Та же, что у ГАЗ-21: независимая, рычажная на ви тых цилиндрических пружинах с телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Теперь об отличиях от старой конструкции. Кованая балка поперечины стала значительно прочнее, устойчивее к деформациям. Это придает стабильность углам установки передних колес ипоз воляет значительно реже их контролировать. Необходимость регулировки возникает не раньше чем через 30 тысяч километров пробега. Внутренние концы рычагов 6и 25 соединяются с поперечиной 12 через сайлент-блоки, зажатые на верхних осях 13 гайками, а на нижних пальцами 23 с самотормозящей резьбой. Усилие затяжк и должно быть таким, чтобы рычаг ка чался лишь за счет деформации резиновых втулок, иначе это соединение быстро изнашивается. Наружные концы рычагов соединены с головками стойки 5. Как иу ГАЗ-21, в каждой головке установлены по две резьбовые втулки 1и 30, но у мих существенно увеличена рабочая резьбовая поверхность. П ри сборке резьба смазывается специальной смазкой (с дисульфидом мо либдена), что обеспечивает хорошую приработку .поверхности. Наружные стойки запрессованы -в головки стойки. Внутренние ввертываются в мих и стягиваются между концами рычагов пальцем 32 и гайкой с самотормозящей резьбой. Резиновые кольца-уплотнители 31 защищают втулки от влаги и грязи. Поворотный кулак и стойка соединены шкворнем 3. Игольчатые подшипники 2, установленные в ушках стойки, защищены от грязи кольцевыми уплотнителями. Штифт 4 ограничивает перемещения шкворня. Между верхними ушками стойки 5и кулака установлен упорный шариковый подшипник. Это позволило уменьшить усилие, .нужное для поворота ко лес, и увеличило долговечность шкворня. На шкворне сделаны две лыски под стопорный штифт и вырез под ключ. В журнале уже были помещены общее описание новой «Волги» (1968. № 3). статьи о ее двигателе (1968. № 10) и трансмиссии (1968. J* 12). Когда люфт а соединении шкворня с игольчатыми подшипниками увеличится до 0,15 мм , нужно выбить штифт,-повернуть ключом шкворень до появления второй лыски в отверстии -ушка и поставить штифт на место. Подшипники вновь будут работать по неиэношенным участк ам шкворня. Такая конструкция позволила свести число точек смазки передней подвески ГАЗ-24 до шести (по три на каждой стойке) вместо четырнадцати на ГАЗ-21. Смазывать ее на новой машине можно через 6 тысяч километров пробега. Регулировка развала колес и продольного наклона шкворня достигается изменением количества специальных проклад ок 14, ставящихся между осью верхних рычагов и кронштейном поперечины. Равное количество прокладок в передней и задней частях крепления оси влияет только на развал (одна прокладка толщиной 1мм меняет угол развала на 12 минут). Чтобы изменить наклон шкворня, прокладки ставят только сзади или спереди. При этом каждая изменяет угол наклона на 25 минут. Сходимость колес регулируется, как и раньше, специальными трубками на боковых тягах рулевой трапеции. Телескопические двухсторонние амортизаторы не отличаются по характеристике и установочным местам от предыдущей модели. Улучшено только уплотнение штока, что повысило долговечность и надежность амортизатора. Стабилизатор поперечной устойчивости, уменьшающий крен машины на поворотах, аналогичен стабилизатору ГАЗ-21. Рулевое управление Глобоидальный червяк 4 ( р ис 2) в ларе с' трехгребневым роликом 7 обеспечивает угол поворота колес на 40 градусов. Ролик установлен в головке вала сошки на двух радиально-улорных подшипниках, причем сам он служит их наружным кольцом. Среднее передаточное число такой рабочей пары рулевого механизма 19,1. Вал 14 сошки ставится иа двухигольчатых подшипниках 17, а червяк — на радиально-улорных 3и 12. Это значительно повышает к.п.д. рулевого механизма и уменьшает усилие на рулевом колесе, нужное для поворота колес. Зацепление ролика и червяка первоначально регулируется установкой про кладок 1и 13 между нижней 2и верхней 11 крышками и картером 15 рулевого механизма. В дальнейшем эту регулировку поддерживают при помощи специального винта. Детали рулевого механизма изготовлены с большой точностью и длительное время не требуют регулировки. К лонжерону рулевой механизм кре пится четырьмя болтами. Рулевая трапеция (рис. 3) расположена сзади поперечины и управляемых ко л ес Ее детали — три тяги (две боко вые 18 и тяга 17 сошки), два поворотных рычага 24, крепящихся к поворотным кулакам передней подвески, сошка 19 и маятниковый рычаг 14. Все тяги трапеции соединены самоподтягивающимися герметичными шарнирами, которые не нуждаются при эксплуатации ни в смазке, ни в регулировке. Рабочие поверхности шаровых пальцев 8 этих шарниров, а также штампованного корпуса обладают высокой твердостью, втулки 7 (из капрона) и стальная тонкостенная 9 предохраняют цилиндрическую часть корпуса от подрезания и, кроме того, дополнительно уплотняют шарнир. От пыли и грязи крайние шарниры защищены уплотнителями 6 типа «гармошка», а средние — колпачкоеыми 10. Разная конструкция уплотнителей выбрана из-за различных условий работы шарниров наконечников 23 и боковых тяг 18. Под уплотнители и внутрь шарниров при сборке закладывается смазка ВНИИ НЛ-242, которая обеспечивает нормальную их работу в течение 50 тысяч километров пробега. Для добавления смазки (можно ЦИАТИМ-201) шарнир расшплинтовывают со стороны заглушки, отворачивают ее, вынимают пружину 3и опорную пяту 4, наполняют смазкой внутреннюю полость стаканчика и, заворачивая заглушку, продавливают смазку под уплотнители. При этом давят на тягу со стороны открытого отверстия стаканчика, чтобы смазка легче прошла между сферами пальца и корпуса. Теперь надо вывернуть заглушку, поставить на место пружину и пяту, завернуть заглушку до упора, отпустить до совладения прорези под шплинт (но не более чем на пол-оборота) и зашплинтовать. Полиэтиленовые втулки 12 пальца маятникового рычага 14 смазки не требуют. — Подведем итог. Справились ли создатели новой машины с теми задачами, о которых говорилось в начале статьи? Безусловно. Надежность и долговечность повысились, управление стало легче, а трудоемкость обслуживания значительно сократилась. Г. ПОНОМАРЕВ, инженер г. Горький10