ж*1ё0ЯР":::*~*i±грг;Ш:' (.'•я гг ц*1• • * •?¥•i if «•t>-' |л,1*r*''х--**4;Щ'4V,W\~\V'«34ш I v*^.er1л•''"'••:' ^ТМИ*ДЕНЬНАСКОРОСТНОМКОЛЬЦЕПОЛИГОНАРано. Часов шесть. Еще темно. Меня будит рев самолета. Снилось — лечу на Ту-104, место сразу за крылом. Проснулся, а шум мотора не уходит. Автомобильный полигон НАМИ. Зима. Вчера весь день мело. Сейчас чистят скоростное кольцо — везут на тележке реактивный самолетный двигатель. Струи пламени и горячего воздуха сдувают снег и лед, сушат бетон. А звук, как говорится, бесплатное приложение. 8.00. Лаборатория испытаний легковых автомобилей. Все в сборе. Обязательная пятиминутка — совещание. Инженеры, техники, водители-испытатели. Они собрались из разных городов. С автомобильных заводов и из научноисследовательских институтов Москвы, Горького, Запорожья. Руководитель — Е. Н. Шувалов — ветеран. Более тридцати лет отдано любимому делу — испытаниям автомобилей. — Евгений Николаевич, вчера на четверке расход вырос. — Намного? — Вот посмотрите. Литра на два, сравнительно со средним за ту неделю. — Рудик, — говорит Шувалов, — возьми сегодня четвертый номер. Проверь. Рудольф Галустян. Старый знакомый. Вместе работали на испытаниях разных машин. Сложившийся испытатель. Опытный, знающий инженер. На полигон он пришел из экспериментального цеха Мелитопольского моторного завода. Поедем вдвоем. Задание — движение по скоростному кольцу. Скорость 80 процентов максимальной. Это, в нашем случае, чуть больше 120 километров в час. Нормальный тепловой режим двигателя. Особо проследить за расходом бензина. 8.30. Сегодня движение по кольцу вправо. Направление каждый день меняется: надо равномерно загружать подвеску, шины, кузов. У выезда диспетчер проверяет задание (оно записано в путевом листе), смотрит, застегнуты ли ремни. Вез этого на кольцо не выпустят. Это не пустая формальность — техника безопасности. Мы привычно ворчим — «формализм». Дежурный так же привычно напоминает случай, когда машина, потеряв управление (шина лопнула на хорошем ходу), вылетела с кольца и уткнулась в кучу песка. — И где бы они были без ремней? Молчим. Действительно,. далеко были бы. Скоростная дорога. Четырнадцать километров бетонного кольца. Ширина десять метров. Уклоны не более . шести процентов. Нет пересечений или выездов с других дорог. Виражи на закруглениях. Все рассчитано на скорость до 250 километров в час. Вокруг подмосковный лес. Шапки снега на елях, сквозной узор берез, непролазные заросли малины и орешника. На кольце обычная работа. Грузовые и легковые автомобили, автобусы, тягачи с полуприцепами. Государственные, межведомственные, заводские, износные, ресурсные — разные виды испытаний. До двух тысяч километров в суткипробег легковой машины по скоростной дороге. Остановки лишь для смены экипажей, заправки, осмотра. За десять-двенадцать дней делается работа, на которую вне полигона потребуется месяц. Автомобильный полигон — большое и сложное современное хозяйство. Кроме скоростного кольца, автомобили испытываются на булыжной мостовой (булыжник двух видов: жесткий — камни уложены в бетон и нормальный — с основой из песка), на грунтовой дороге, на специальных дорогах (волна, «бельгийская мостовая», «твердый» и грязный броды). Динамометрический участок, где определяют способность машин к разгону и расход топлива на разных скоростях — динамическую и экономическую характеристики. Построен комплекс «стенка», где при помощи дистанционного управления разбивают автомобили. Изменения рисунка сетки на кузове, показания датчиков, наклеенных по особой схеме, деформация манекенов, заменяющих водителя и пассажиров, — объективные и бесспорные данные для конструкторов. Это поможет им сделать машины безопасней, прочнее ив то же время легче. Надо убедиться, доказать, что автомобиль в самых сложных условиях обеспечит пассажирам и водителю достаточный комфорт, безопасность, удобство управления. Что ему не страшны плохая дорога, пыль, дождь, высокая скорость, жара и горы. Для этого и работают испытатели. Придирчиво пробуют образцы новых машин, определяют прочность и долговечность кузова и агрегатов, проходимость, маневренность, скорость, способность к разгону, расход топлива и масла на разных режимах движения. Сравнивают новые модели с их предшественниками и лучшими однотипными машинами известных мировых фирм. На дорогах полигона можно встретить любую модель отечественных автозаводов и зарубежные машины тех же классов. Оцениваются шумность, обзорность, колебания подвески. Проводится множество специальных замеров. Для этого необходимо большое приборное и стендовое хозяйство. Кадры специалистов. Все это, включая лабораторный корпус, пятиэтажные дома для постоянных сотрудников, гостиницу для приезжих испытателей, магазины, яслиВ кабинекак в лаборатории. и детсад, вспомогательные службы, подъездные пути, и есть автополигон. Теперь большая часть программы испытаний всех автомобилей проводится именно здесь. Только для некоторых работ приходится выезжать в другие места — на испытания в условиях низких и высоких температур, в пыль и дождь, по горным дорогам. 11.00. 250 километров. Полдела. — Не поверишь, — говорит Рудик,— в этих березах с Каринкой ведро белых собрал осенью. Каринка — его пятилетняя дочь. Неистощимый объект рассказов. Я верю. Здесь действительно бывает много грибов. — А помнишь, Рудик, как мы собирали дикие абрикосы в лесу у Фирюзы под Ашхабадом? Мы вспоминаем лето 1966 года, когда вместе участвовали в испытаниях «Запорожца»; Вспоминаем ночевку в пустыне. Мы заблудились тогда и не выщли до темноты к Байрам-Али. 12.30. Скоро смена. Еще полтора часа. Круг за кругом. Каждые шесть с половиной — семь минут. Шум мотора, плавный ход,' повторяющиеся приметы ландшафта. Успокаивают, внушают чувство безопасности, расслабляют. Руки лежат на руле. Легко и, кажется, свободно. А в действительности совсем не так. Я где-то читал или слышал, что хороший фехтовальщик должен держать шпагу, как живую птицу. Сожмешь сильнее < задушишь, осла— бишь пальцы — не удержишь. Это поэтическое сравнение очень хорошо применимо к мастерству вождения автомобиля. Почему нелегок труд водителя? Сиди себе на удобном сиденье, держись за «баранку» да «жми на газ». Нет. Водитель в постоянном напряжении. Его нервы готовы к неожиданностям. Мышцы ждут самых «пиковых» команд. Внимание сосредоточено на дороге, машине и окружающих объектах, движущихся и неподвижных. Пусть не обманывает вас легкость и непринужденность, с которой сидит за рулем настоящий водитель. Эта профессия совсем не легка. Многократно труднее испытателю. Ведь все время должны быть труднейшие для машины условия. Надо сразуЗдесь все основные дороги полигона — грунтовая слева, скоростная в центре и булыжник справа — подходят близко одна к другой. услышать, почувствовать, предугадать, наконец, малейшую неисправность. Иначе она может обернуться большой бедой. Надо отлично знать машину, ее и свои возможности. Иметь твердую руку, верный глаз, крепкие нервы и... хо^ роший характер. Здесь нельзя без товарищеской поддержки, без выручки, одному. На руки, нервы, глаза Рудика вполне можно рассчитывать в любой ситуации. " Шевельнулись кусты справа. Резкое торможение. Ремни удерживают меня от близкого знакомства с лобовым стеклом. Машина идет некоторое время боком. Выравнивается. На дорогу вылетает лось. ШарахаетПосле недолгих поисков нашли причину. Оборвалась медная вакуумная трубка автомата опережения зажигания. Заменили. Вторая смена выехала, — Третий случай, — говорит Евгений Николаевич. — Трубка длинна. Возникают вибрации. Надо попробовать сделать компенсаторное кольцо в месте обрыва. 16.00. Журнал заполнен. Обсчитаны данные, все цифры встали на свои места в графах сегодняшнего протокола. Мы идем домой. Красное зимнее солнце уже цепляется за вершины елей. Со скоростной дороги волнами налетает шум моторов.ся от звука сигнала. Задирает нелепую горбоносую башку и неожиданно легким прыжком уходит обратно в заросли осин. — Теперь умные стали, — говорит Рудик,—не перебегают. А осенью Саша сбил одного. Машину удержал, правда. 14.00. Конец. Мы сходим с кольца. Заправим, осмотрим машину и передадим второй смене. Подъезжаем к колонке. Для точности замера наливаем бензин в бак «под пробку» из специальной, точно тарированной мерной посуды. — Сегодня, наверно, опять будет больше. Тяжело шла. Это замечаешь, когда сам сидишь за рулем. --Тогда лучше слышен каждый звук двигателя, чувствуешь, как реагирует машина на твои действия. Да, действительно полтора литра «лишних». Поехали в бокс. Разбираться. J— Вчера план испытаний новых машин смотрел. В июне — июле РАФ опять в Азию пойдет. Представляешь, Самарканд, Бухара, через Памир по тракту Ош — Хорог. Мечта детства. В Ташкенте был, в Ашхабаде. До Памира еще не добирался. Знаешь, какой я жадный! Обязательно хочу всюду побывать. Уже у начальства застолбил заявку. Если будут испытания, чтобы послали. Проходит день. Как один из кирпичиков, укладываемых в строящееся здание. Дни дорожных испытаний, часы за рулем, у моторных стендов и безмоторных установок, у письменного стола, дешифратора лент самописцев и кульмана. Часы, дни, недели и месяцы. Многие коллективы — НИИ, заводы, полигон. В результате появляется новый автомобиль. Он проверен. Можно ставить его на производство. А. БРОДСКИЙ Фого Ю. Кривоносова