ЧИТАТЕЛЬЖУРНАЛЖАЛОБ МОГЛО НЕ БЫТЬЕсть в редакционной почте свои постоянные темы. В нашем журнале среди таких тем довольно прочное место занимают автозаправочные станции, или, как их попросту называют, бензоколонки. Немудрено: топливо и масло нужны всем, кто на колесах. Но вот что характерно: в последнее время все меньше жалоб на работу АЗС. А раньше ведь, что ни неделя — то пачка писем. «Местная АЗС не заправляет машины автомотолюбителей по талонам рыночного фонда, а ближайшая АЗС расположена в 4Q километрах, в г. Аксу. Что нам делать?» — спрашивали жители поселка Бурлин Уральской области И. Силуков, Е. Игошин и А. Цодиков. Редакция обратилась в Казглавнефтеснаб с просьбой помочь нашим читателям. В ответ начальник Уральского товарно-транспортного управления тов. Архипова сообщила, что Казахстанская нефтебаза заключила договоры с колхозами «40 лет Октября» (в пос. Бурлин) и имени Ленина (в 3 километрах от поселка) на заправку машин индивидуальных владельцев. Торговля талонами рыночного фонда производится ежедневно. Пеоебоев в работе нет. Как видите, выход был найден. С аналогичным письмом обратился в редакцию Ю. Кравцов из г. Свирска Иркутской области. «В нашем городе есть бензозаправочный пункт, но работает он всего один-два дня в году, и бензин приходится брать у шоферов. Такая история длится уже долго. Помогите нам...» Читатели поселка Дубовский Марийской АССР тоже' просили наладить продажу топлива и масел. В ответ на обращение редакции заместитель начальника Главнефтеснаба РСФСР В. Разумов сообщил, что первое письмо было рассмотрено Иркутским управлением Главнефтеснаба, а второе — Казанским. Просьбы читателей журнала удовлетворены. А вот и слова благодарности: «Дорогая редакция! Проблема с заправкой в нашем поселке решена, — пишет Л. Цветов из Владимирской области, — бензин владельцам транспортных средств отпускает теперь Уршельский рабкооп. Спасибо!» Иные условия — иное решение. Можем привести еще один пример, подтверждающий, что нет безвыходныхположений. Читатель С. Ильин из г. Талдома Московской области сетовал: «В нашем старинном городе более тысячи мотоциклов, много автомобилей, не говоря уж о проезжающих, а вот автозаправочной станции у нас нет. Ближайшие АЗС находятся в 50 километрах. Как нам быть?» На этот вопрос ответил заместитель начальника Главнефтеснаба РСФСР Е. Сощенко: принято решение о строительстве АЗС в Талдоме, а пока индивидуальные автомобили и мотоциклы будут заправлять в автотранспортном хозяйстве. Казалось бы. не о чем теперь и говорить. Но нет, есть о чем. Из-за чего терпели неудобства водители? Только из-за того, что работники на местах не захотели сами подумать над совершенствованием торговли бензином, не проявили минимума инициативы. Так возникла переписка и понадобилось вмешательство «высшей инстанции». Редакции приходится призывать главнефтеснабы в «арбитры» и по еще более обидным поводам. Вот, к примеру, письмо Марии Мазарчук из Кировограда. Она сообщала о плохом обслуживании туристов на АЗС в г. Умани: «Мне отказались продать талоны на бензин, ссылаясь на запрещение, и пришлось ехать на попутной машине за 200 километров в Киев, чтобы достать две канистры бензина, а потом возвращаться в Умань, чтобы заправить машину... Настроение было безнадежно испорчено...» Начальник отдела АЗС Главнефтеснабсбыта УССР И. Рашевский, к которому обратилась редакция, приносит извинения М. Мазарчук за беспокойства, причиненные ей по вине нерадивых работников Уманской АЗС, и сообщает, что ссылка работников АЗС на запрещение продавать талоны является неправильной. В настоящее время Уманская АЗС производит продажу талонов рыночного фонда на горюче-смазочные материалы. А ведь молено былЬ и не портить настроение человеку, если бы работники АЗС просто добросовестно отнеслись к своим обязанностям. Теперь вернемся к началу разговора. Да, жалоб на работу АЗС стало куда меньше. Мы с удовлетворением отмечаем, что главнефтеснабы республик и их управления оперативно, по-деловому реагируют на сигналы наших читателей, требовательно относятся к своим работникам. Но не менее важно, на наш взгляд, воспитать инициативу у этих местных работников. Не секрет, что развитие сети АЗС пока отстает от роста интенсивности движения на дорогах, от производства автомобилей и мотоциклов. Все понимают, что для ликвидации этого отставания нужно время и капитальные вложения. Так вот в этих условиях инициатива, распространение удачного опыта во многих случаях какраз . и помогут удовлетворить законные запросы водителей.РРДРЯВнешне атрибутыорганизацииулич ­ ного движенияв Индии выглядят при ­ в ычно для нашего водителя — те же свет офоры , д орожныезнаки , разметка проезжей части . Правда, р егулировщикикруглый год не расстаются сзонтами : в сухое время онизащищают от палящего солнца, в муссонный период — от дождя (фото 1). И вместе с тем здесь все наоборот — движение-то левостороннее. Очень трудно, н апример , п ривыкнутьк обгону справа, особенно когда справа же появляется встречная обгоняющаямашина . А делают это здесь лихо, даже на встречн ыхкурсах , и расходятся водители зач астуюэтакой «восьмеркой». Правила уличногодвиженияблизкиимеждународным , х отяв езде много произвольного. Однако два правила водители запомнили , видимо, навсегда: первое — «парковаться» у тротуаратолько носом иулице , а второе — не бить передом, т аккак отвечает в этом случае только ударивший . Скорость движенияв городах, к ак правило, о граничена сорона километрами , а для некоторыхмашин этот предел итого меньше. Скорость выдерживается , да ипревысить ее практическиневозможно — при довольно плотном иоживленномдвижении (фото 2) на улицах огромное количество «тихоходов» — мото-, вело 1и просто рикш (фото 3). Сильно мешают езде и священные в Индии коровы , которые бродят по улицам иногда целыми стадами. Правда, почтение кним постепенно падает, и ихчастенько награждают хорошимитумаками . Но настоящее бедствие для шофероввелосипедисты. Их тьма (велосипеды в Индии главное средство передвижения' для большей части населения), и они не держатся утротуара , а ездят какхотят , часто внесколько рядов (фото 4). Причем на одной машине , и не только на велосипеде — на мотороллере, мотоцикле безвозбранно могут ездить двое-трое, а то и больше седоков, полиция на это внимания не обращает. Поэтому карти ­ ны, подобные той , что запечатлена на фото 5, на улицахиндийских городов совсем не редкость. Мы ужеотвыкли от звуковыхсигна ­ лов, и городскойшум здесь поначалу просто ошеломляет. Гудят автомобили, предупреждая водителей об опасности , гудят такси и моторинши, привлекая внимание клиентов, свистят взвучные свистки мальчишки — помощники конд укторов автобусов, оповещая об окон ­ ч аниипосадки . В общем, ш ума хватает. Д орогив Индии хорошие , а в городах немало капитальныхинженерных сооруж ений вроде вот этой развязии вдвухуровняхв Мадрасе (фото 6). Автосервис поставлен неплохо. В основном имзанимаются небольшие частн ыемастерские , но их очень много. Много ибензозаправочныхколонокистанций самого разного вида, от импозантных современных архитектурных сооружений до самой примитивнойруч ­ ной помпы , п рилепившейся где-нибудь уобочины . И владельцы ихтоже разные — а нглийская «Шелл», а мерикан ­ с кая «Эссо» и другиекомпании . Пешеходы здесь, видимо, не отличаются дисциплиной . Мне рассказывали , н апример , что в Мадрасе по статистикев среднем двенадцать наездов в день. В подавляющем большинстве случаев происходят они по вине пешеходов, х отя есть ихорошо оборудованные переходы , в том числе подземные, и перила-ограждения, и разметкатипа «зебра». Таковы некоторые чисто автолюбительс кие впечатления о стране, где многое поражает путешественника необычн остьюинеповторимым своеобразием, пестротой, я ркостьюкрасок , звуков и запахов..• •АПо письму приняты мерыМОЖНО И БЕЗ КОЛЯСКИРедакция получила письмо читателя Е. Костюченко из г. Мелекесса с просьбой разъяснить, можно ли ездить на тяжелом мотоцикле без коляски: «Автоинспекторы нашего города говорят: «не положено», «нельзя», но все это звучит неубедительно, а встреча с автоинспектором, в лучшем случае, кончается штрафом». Начальник Ульяновской областной ГАИ, к которому редакций обратилась с письмом, сообщает, что независимо от типа мотоцикла вождение с отсоединенной коляской допускается. На незаконное требование работникам мелекесского городского отдела милиции указано.Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Д. В. ЛЯЛИН, Л. В. КОСТКИН, Б. Е. МАНДРУС, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, А. М. ФЕДОТОВ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. М. ШУГУРОВ. Оформление Г. Ю. Дубман и Н. П. Б урлака . К орректор И. П. З амский .Адрес редакция: Москва К-92, Сретенка, 26/1. Телефоны: 298-52-24 (общий); 298-37-64 (отделы воспитания и обучения: спорта и туризма; безопасности движения и обслуживания); 298-33-28 (отдел науки и техники); 298-36-60 (отделы писем и оформления). Рукописи не возвращаются. Сдано в произв. 20.1.69 г. Подл, в печ. 19.2.69 г. Тираж 2 550 000 экз . Бум. 60Х901/.. 2,25 бум. л. - 4 печ. л. Цена 30 коп. Зак. гбО Г-67528 Набрано в 3-й типографии Воениздата. Отпечатано в типографии ЦК КП Казахской ССР. г. Алма-Ата.Ю.КРИВОНОСОВ Фото ав тора