Автомобиль «Хонда-РА-302» (база — 2360 мм; колея передних колес—1500 мм, задних — 1540 мм; вес — 502 кг). мент'•—'35 кгм при 8000 об/мин (степень сжатия 11,0). Камеры сгоранияшатровой формы, что обусловлено четырехклапанной конструкцией головок цилиндров, к аждая из которых снабжена двумя распределительными валиками. Они приводятся от семиопорного коленчатого вала набором из 14 цилиндрических шестерен. Поскольку двигатель отличается значительной длиной ( 8 10 мм), блок цилиндров и его головки для снижения веса отлиты из алюминиевого сплава, а шатуны изготовлены из сплава титана. Однако он тяжелее ( 1 73 кг), чем восьмицилиндровый «Форд» (165 кг). Для впрыска бензина во впускные патрубки на двигателе «Матра» использована топливная аппаратура низкого давления «Лукас», которая включает дозатор-распределитель, форсунки, основной и подкачивающий бензонасосы. Надежная работа мотора на высоких оборотах обеспечивается транзисторным зажиганием. Двигатель на автомобиле «Матра-МС11» сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач «Хьюланд ДГ-300». Основные размеры машины типичны для современных конструкций формулы 1: база 2427 мм, колея передних колес 1430 мм, задних — 1480 мм. Весит автомобиль 580 кг. Машины «Матра-МСЮ» о держалив гонках 1968 года три победы. Новый 12-цилиндровый двигатель БРМ, который применялся на автомобилях БРМ-133 и «Купер-Т86Б», является единственной конструкцией с двухклапанной головкой цилиндров. "Его мощности (380 л. с. при 10 000 об/мин) оказалось недостаточно, чтобы эти машины, весящие 560 кг, смогли выиграть хотя бы один этап чемпионата. Своеобразный восьмицилиндровый двигатель ( 8 8X61 , 4 мм) с очень коротким ходом поршня подготовила фирма «Хонда» для своего нового гоночного автомобиля модели РА-302. Его цилиндры охлаждаются непосредственно встречным потоком воздуха (без помощи вентиляторов), направляемым патрубками и дефлекторами. Другая необычная особенность японской «восьмерки» — большой развал (120 градусов) блоков цилиндров. Отчасти это объясняется способом крепления двигателя. Он подвешен к продольной балке, расположенной между блоками. Балка изготовлена из листового магния и является продолжением несущего кузова. Двигатель оборудован системой непрерывного впрыска бензина, разработанной на заводе «Хонда», и развивает мощность 370 л. с. при 10 500 об/мин (степень сжатия 11,5). Хорошие результаты показал в чемпионате гоночный автомобиль «Мак-Ларен-М7А», на котором были выиграны три гонки, — в двух из них достигнуты наивысшие средние скорости (Бельгия — 2 35 км/час, Италия — 234 км/час). Его устройство обеспечивает малый вес {515 кг) и сравнительную простоту. По компоновке машина напоминает «Лотос-49Б», мало изменившийся с прошлого года, если не считать установки «анти-крыла» над задней осью. Н а *Мак-Ларен-М7А» также применен несущий кузов, который состоит из двух продольных баков-лонжеронов, соединенных днищем и тремя поперечными поясами. Двигатель («Форд-Косворт-ДФВ») крепится передним торцом к задней стенке кузова и является несущей частью, поскольку к нему присоединяются детали подвески задних колес. Воздух, выходящий изПо страницам газет СТАРТЫ... СТАРТЫ... СТАРТЫВнимание любителей спорта сосредоточивается обычно на соревнованиях больш ого масштаба, на достижениях ведущих гонщиков и, наряду сэтим , — на свои хместныхспортивных событиях. Вот эти-то «домашние» состязания подчас соб ирают почти всех жителей района или города и по накалу борьбы не уступают всесоюзным чемпионатам. Здесь начинаю тспортивныйпуть будущие чемпионы . Вот почему в преддверии нового спорт ивного сезона мырешили взять нескольк о областных, к раевых , р еспубликанских газет ипознакомить читателей со спорт ивнойжизнью на местах. «СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЯКУТИЯ» Три заезда по десять кругов ждали претендентов на титул чемпиона республики по мотокроссу. Три заезда — три победителя, но по сумме результатов чемпионом Якутии 1968 года в классе 350 см 3 стал машинист драги из Оймяконского района В. Белозеров. Его успех явился сюрпризом для болельщиков — Виктор впервые выступал в Якутске. Второе место досталось шоферу из Черского Юрию Горлову, третье — инструктору Якутского автомотоклуба ДОСААФ Анатолию Гребенюку. В командном зачете первенствовали мотоциклисты Усть-Неры. «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» (Владивосток) Тысячи жителей города, которые пришли на стадион «Авангард», стали очевидцами рождения нового в Приморье вида соревнований — картинга. Во время (большого праздника технических видов спорта, в программу которого входили «спидвей» и матч по мотоболу, были проведены и показательные гонки картинггстов. Зрители с увлечением следили за борьбой, которую спортсмены вели на гаревой дорожке стадиона. Первую в Приморье встречу картингистов выиграл водитель Владивостокского таксомоторного парка Николай Матвеев. Показанное им время лучшего круга—1 минута 47,0 секунды — довольно близко к рекорду стадиона, установленному в соревнованиях на мотоциклах. «КОМСОМОЛЕЦ КУБАНИ» (Краснодар) Давно мототрасса старой Кубани не знала такой острой спортивной борьбы, как в этот раз, когда около ста мотогонщиков, ' представлявших двенадцать клубов ДОСААФ, оспаривали переходящий приз газеты «Комсомолец Кубани». Водитель Краснодарского таксомоторного парка Валерий Турк, уверенно выиграв все три заезда, победил в классе 125 см3.Вот уже в течение пяти лет он не знает поражений в этих состязаниях. В классе 175 см 3 среди юношей первым был мастер холодильных установок краснодарец Сергей Воскресенский. У мужчин в этом классе победил его земляк Александр Григорьев. В классе 350 см 3 на первое место .вышел шофер славянского завода «Тракторосельхоззапчасть» Алексей Братков. «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ( С ыктывкар ) В столице Коми АССР Сыктывкаре состоялись необычные соревнования — летчики состязались в вождении автомобиля. Это была первая республиканская спартакиада по техническим видам спорта среди работников гражданской авиации. В ее программу входило и автомобильное двоеборье (фигурное вождение и экономия горючего). Команда авиаторов Сыктывкара продемонстрировала высокое мастерство «высшего пилотажа» на автомобиле и заняла первое место. «СОВЕТСКАЯ БАШКИРИЯ» (Уфа) Традиционный зимний мотокросс собрал в столице Башкирии 69 гонщиков Уфы, Стерлитамака, Бирска, Нефтекамска, Туймазов и Мелеуза. О сложности этих соревнований говорит хотя бы тот факт, что из 36 участников, стартовавших в классе 175 см 3 , дошли до финиша только 26. Победил шофер из Уфы мастер спорта Раиль Сафаров. В классе 350 см 3 сильнейшим был тренер автомотоклуба Башкирского транспортного управления мастер спорта Борис КоврацКий. Принял участие в кроссе и известный «ледовик» Борис Самородов, который занял третье место в этом классе. Переходяашй кубок Президиума Верховного Совета БАССР восьмой раз подряд завоевали гонщики Башкирского транспортного управления, которых тренирует заслуженный мастер спорта Игорь Плеханов.Дисковый тормоз машины «Мак-ЛаренМ7А». Диаметр диска — 305 мм, толщина — 28 мм. радиатора, направляется наружу через два отверстия на верхней носовой части кузова. Отклонение потока воздуха ъверх создает усилие, прижимающее передние колеса к дороге. Заслуживает внимания конструкция тормозов «Локхид», примененных на машине «МакЛарен»: плоский диск соединяется с алюминиевой ступицей шлицами. Такое устройство предотвращает коробление дисков при сильном нагреве послеQКомпоновка автомобиля «Мак-ЛаренМ7А». База — 2377 мм. Колея — 1645.мм. Емкость бортовых баков — 180 л. Шины 10,60 — 15 (спереди) и 13,10 — 15 (сзади). Вес 515 кг. многократного интенсивного торможения. Наилучший суммарный результат по количеству очков в 1968 году — у завода «Лотос», чьи машины (410 л. с , 505 кг) были первыми в пяти этапах из двенадцати. В. БЕКМАН, инженер, судья всесоюзной категории3*