Шнековые движители ВПоиски, 1 идеи, I разработки I¥ВСЕГДА В ПУТИЧасто интересной встрече мы бываем обязаны случаю. И именно случай привел меня ранним зимним утром на почечную автобусную остановку в поселке Текстильщики-. Пассажиры, подняв воротники, в ожидании автобуса переминались с ноги на ногу и старались стать спиной к студеному ветру, тянувшему с Москвы-реки. Разговаривать никому не хотелось. Даже знакомые лишь обменивались кивками. Наконец долгожданный «сорок третий» распахнул свои двери. — С добрым утром, дорогие товарищи! — донес репродуктор приветливый голос водителя. — Сегодня очень холодно, устраивайтесь поплотней, чтобы теплей было. На площади Дзержинского мы будем через сорок восемь минут. Счастливого рейса... И сразу перемена произошла в автобусе. Неожиданным теплом повеяло от этих простых слов. Я видел, к ак лица озарились улыбками, люди весело заговорили. Пожилой мужчина в очках, с большим желтым портфелем громко сказал соседу, что такое он слышит впервые. А водитель, не давая угаснуть оживлению, продолжал. Подъезжая к остановкам, он объяснял, на какой маршрут здесь можно пересесть, к ак быстрее доехать туда-то и туда-то... Я с трудом протиснулся вперед. Хотелось поближе взглянуть на того, кто сумел создать людям хорошее настроение. Над стеклом кабины висела таблична: «Водитель П. Дядин». В зернале, укрепленном перед шофером, я видел спокойное молодое лицо с голубыми глазами. из-под шапки выбивались густые пшеничные вихры. ...Сорок третий маршрут считается самым трудным. Петр это хорошо чувствовал на себе, но он совсем не жалел, что согласился работать на трудном маршруте. Пассажиров здесь всегда «сажать некуда», и все торопятся. Многих он уже знает в лицо, знает, кто где сходит. Знают и его, любят ездить на его машине. Петр чувствует себя нужным этим людям: рабочим, служащим, домохозяйкам. И это приносит радость. А то, что линия трудная, — не беда. В жизниу него их было немало, этих трудностей. Нелегкое досталось детство — его перечеркнула война. Нелегко было в десятилетне: приходилось работать на заводе, чтобы помочь семье. Трудно было и на военной службе, на флоте. Но она научила его никогда не вешать носа. После демобилизации поехал на целину в Алтайский край. А иогда вернулся домой со славой целинника и почетной грамотой обкома партии, то пришел во 2-й автобусный пари. С тех пор прошло пять лет. Ж изнь автобусного парка стала его жизнью. Когда не хватало автобусов на линии, он вместе с ребятами в свободное от работы время безвозмездно восстановил старую машину и работал на ней. Через год завоевал почетное звание ударника номмунистичесиого труда. Когда на дальней загородной линии были обнаружены грубые финансовые нарушения, туда послали общественного контролера Петра Дядина с комсомольцами, и они навели там порядок. Здесь, в парке, Петр получил права водителя первого класса, здесь вступил в партию, здесь начал учебу в Автодорожном институте на вечернем отделе...Сорон третья, трудная линия. Уверенно ведет автобус по московским магистралям бывший войн Петр Дядин. В. САККсамых разных климатических и дорожных условиях работают наши автомобили. Н о есть районы — на севере страны, на Дальнем востоке — где вовсе мет путей сообщения. И приходится геологам, охотникам, рыбакам — всем, кто работает здесь, рассчитывать на авиацию или на оленей, на собак и собственные ноги. Как же быть, к ак решить проблему транспорта в заснеженных зимой и заболоченных летом местах, где ни колесные, ни гусеничные машины не могут пройти? Такое средство, позволяющее автомобилю преодолевать глубокий снег, болото, песок и воду, есть. Это шнековый движитель. Все хорошо знают обычную мясорубку. Закрепленный в неподвижном корпусе винт-шнек — лри вращении подвигает массу крешетке — ножу. А теперь пред ­ ставьте себе, что масса неподвижна, а шнек вращается. В этом случае он сдвинется и «поползет», увлекая за собой соединенные сним части. Конструктивно шнековый движитель выполнен в виде нескольких металлических барабанов с приваренными к ним по винтовой линии гребнями — спиралями. При вращении барабанов спирали, «зацепляясь» за грунт, снег, воду, сообщают машине движение. Шнековый движитель предложен давно. Еще в 1900 году русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком . Это русское изобретение стало основой многих конструкций у нас и за рубежом . В середине двадцатых годов в Советском Союзе были испытаны различные снегоходные машины, е том числе две шнековые — сани «Мотобоб» и тягач на базе трактора. Постройка и испытания этих снегоходов — первый опыт конструкторов. Созданные без предварительного изучения условий движения, они были несовершенны по проходимости (малая высота спирали шнеков), устойчивости и управляемости (отсутствовали дифференциал, тормоза, фрикционы), не говоря ужео низкой надежности и долговечности механизмов. Н одаже при всех этих недостатках снегоходы на шнеках показали высокие тягово-экономические качества. П рошло тридцать лет, и инженерная мысль вновь вернулась к шнековому движителю. Экспериментальные шнекоходы появились вСША , Японии, Англии. На основе ряда конструкторских работ создана общая теория применения шнекового движителя. Отраслевая лаборатория снегоходных машин при Горьковском политехничес ком институте им. А. А. Жданова испытала движитель при работе на специально построенном шнекоходе ГПИ-16Р. М ашина двигалась по снегу на двух шнеках диаметром 300 мм , частично освобожденных от вертикальной нагрузки, так как лыжеобразный корпус опирался на снег. В институте сделан и испытан также опытный образец шнекохода ГПИ-63, частично унифицированный с гусеничным вездеходом ГАЗ-47. Испытания дали хорошие результаты. На московском автозаводе им. И. А. Лихачева спроектирован, изготовлен и ис-. .^v;i.;,;;^s^s2^S§i^;iisBi ut.ii,3. «Марч скрю» преодолевает участок болота.1. Заснеженный склон не препятствие для ШН-1 (ЗИЛ).4. Шнекоход «Дороти». Хорошо видно устройство из шнеков с противоположным направлением винтов.2. ШН-1 (ЗИЛ) форсируетболото.&:*Щт5шш&