КАК ПОВЫСИТЬ МОЩНОСТЬ «ТУЛЫ»М ногие наши читатели, владельцы мотороллеров «Тула», просят рассказать, каким путем удалось повысить мощность двигателя на моделях T-200M и «Турист» до 11 л. с. и как это сделать на двигателях «Тулы» прежних выпусков. В качестве ответа публикуем статью инженеров А. Ломакина и В. Тюленева. 38,3 , 1 9Инженеры отвечают отвечаютICIJ3 D30CZXДвигатель мощностью 11 л. с. стали устанавливать на «Тулу» м одели Т-200М с 1967 года . Ныне он используется на модели «Турист». В чем « с екрет » у совершенствованного двигателя? Сравните разверткицилиндров , п риведенные на рис. 1. Вы видите, что вновомцилиндре («б») у брана часть перемычки , изменилась высота впускногоивыпускно ­ го окон . Эти незначительные на первый взгляд переделки снизили сопротивление на впуске , у лучшили наполнение кривошипнойкамеры рабочей смесьюи очистку цилиндраивконечном счете прибавили моторуоколо полутора лошадиных сил. На рис . 2 изображенаголовка цилиндра измененнойформы . Ее называют двухс ферной . Установка такойголовки улучшила продувку цилиндра, снизила склонность двигателя к детонации, что само по себе немаловажно , и увеличила мощность двигателя еще на 0,5 л. с. К этому следует добавить, что моторнесколько «поджали», то есть довели степень сжатия до 7,4. Правда, все эти переделки обусловили применение бензина А-72 или А-76, устан овку свечи сбольшим калильным числом , н апримерА6УС . Как видим , и зменения касаются только цилиндра иегоголовки , а значит, о нимогут быть внесены ив двигатель прежнихмоделей . Самый простой путь — поставить новые цилиндриголовку . Но можно переделать и старый цилиндр. О говоримсясразу : за такуюработуможет взяться человек, в ладеющийслесарнымделомихорошознающий двигатель, иначе нетрудно его повредить или даже вывести из строя. П ридоводкецилиндра следует обратить внимание на точность размероввы ­ п ускногоокна . Если его увеличить даженемногобольше , ч емнужно , то это мо ­ ж ет привести кзападаниюпоршневыхколецпри работе и, следовательно, к их поломке . Во избежание этого надо не только точно выдержать размер , но и сделать кромкуокна овальной. Д вухсфернуюголовку изготовить гораздосложнее , ч ем изменить фазы газор аспределения , п оэтомуконструкторы позаботились, ч тобыееможно было устанавливать и на старые двигатели (такие головки поступили впродажу ) . Правда, здесь есть одно «но». Такая головка устанавливается встрогоопределенномпо ­ ложении — сферой с большим радиусом в сторону выпускного окна. Вот, п ожалуй , и все «хитрости». Остается лишь рассказать, к ак снимать раз ­ вертку. Лист чертежнойбумагиразмером 141,5 X 194,5 мм вставляем в цилиндр. П риэтом длинная часть листа должнаприжиматьсякокружности внутреннего диаметра. З атемпритираембумагу , на которой остаются отпечатки окон . Сравнивая полученнуюразверткусприведенной на рис. 1, р ешаем , к акиеизменениянуж ­ но внести. Но прежде , ч ем начинать доводку двигателя, е гонужно разобрать и заменить износившиеся детали. Ну и, к онечно , следует обзавестись комплектом инструмента (рис. 3). Понадобятся шесть напильников (два круглых , два квадратных личных и два плоских полудрачевых шириной 10 мм ) , зубило и наждачные полотна от круп ­ н огодомелкого . Напильники нужно согнуть, к акпоказано на рис. 3. Большие слои металла снимаютзубилом . Затем работают полудрачевыми иличными напильниками, а заканчивают наждачными полотнами. После завершения всех операций , чтобы избавиться от наждачной пыли, детали необходимо продуть и промыть в керосине. А. Л ОМАКИН , В. ТЮЛЕНЕВ, инженерыJ2L Ж6.5JIT)и ,РС[30•чГк5ц О Ш7, \Ш/\1а, ЗВ.5 ,19 3DП7ZF3|ПУ.1•432,5В- •«й;1.3257,5 ' ВЗ " 32,5S8ЦЗР и с. 1. Развертки цилиндров: а) выпуска до 1967 года; б) повышенной мощности. Отклонение вертикальных размеров ± 0.5 мм, горизонтальных ± 1 мм. Не указанные литейные радиусы должны быть 23 мм. Р ис . 2. Двухсферная головка. Свечное отверстие находится в центре малой сферы. Р ис . 3. Инструмент для доводки двигателя: а) напильники круглый и квадратный с кривизной радиусом 20 мм; б) напильники круглый и квадратный с кривизной радиусом 8 мм; в) зубило.15