Советская автомобильная промышленность рождена Октябрем. У ее истоков стоял Владимир Ильич. В одном из подписанных им в 1921 году Постановлений работа автомобильных предприятий признается имеющей «чрезвычайную государственную важность». При Высшем Совете Народного Хозяйства создаются Центральная автосекция и Главное правление государственных автомобильных заводов — «Автозав», ведающие производством автомобилей. Первые наши машины — марки АМО — были выпущены на седьмом году Советской власти. Отечественное автомобилестроение делало тогда первые шаги. Сегодня на автомобильном конвейере Родины трудятся сотни тысяч людей. В Москве и на берегах Волги, на Украине ив Белоруссии, на Урале ив Грузии, в Армении и, Латвии. Такова ныне география нашего автомобилестроения. Автомобили с маркой «Сделано в СССР» завоевали авторитет и за рубежом. Золотой медалью отмечен на Лейпцигской ярмарке самосвал БелАЗ-540. Сенсационный успех великолепной четверки «Москвичей-412» на трассе автомобильного марафона Лондон — Сидней наглядно показал техническое совершенство и надежность советской малолитражки. Автомобили Горьковского автозавода давно завоевали репутацию прочных и долговечных машин. А каши мощные МАЗы и КрАЗы, маневренные УАЗы, изящные «Запорожцы» последней модели, быстроходные и вместительные автобусы ЛиАЗ! Автомобильная промышленность — отрасль передовой технологии. Она оказывает большое влияние на технический прогресс смежных отраслей индустрии. Да, есть чем гордиться создателям советских автомобилей. Но и потребности наши растут быстро. Поэтому почти все предприятия автомобильной промышленности в лесах новостроек. Особенно велики масштабы расширения и реконструкции заводов, выпускающих легковые машины. К важнейшим стройкам страны в 1969 году отнесен автомобильный завод в Тольятти. Все, что происходит в автомобилестроении, вызывает большой интерес у читателей. В своих письмах они просят рассказать об автозаводах, об их истории, перспективах роста. Редакционный план предусматривает целую серию статей под рубрикой «У автомобильной карты Родины». Они посвящаются 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В этом номере журнала на страницах 4—S мы рассказываем о Московском автомобильном заводе имени Ленинского комсомола, отмечающем в будущем году свое сорокалетие.АВТОМОБИЛЕ СТРОИМ!о; А :Наши интервьюктябрьский (1968 г.) Пленум ЦК КПСС детально рассмотрел ход выполнения решений XXIII съезда и пленумов ЦК Партии по вопросам сельского хозяйства. В материалах Пленума содержится глубокий анализ современного сельскохозяйственного производства, намечаются конкретные пути дальнейшего его совершенствования. Ряд важных задач поставлен в этой связи перед работниками советской индустрии, в том числе и автомобильной промышленности. Корреспондент «За рулем» обратился к заместителю министра автомобильной промышленности СССР Николаю Ивановичу СТРОКИНУ с просьбой ответить на несколько вопросов.ОКакое место занимает автомобиль в современном сельскохозяйственном производстве! — Автомобиль — одно из самых популярных детищ века. Трудно представить себе отрасль хозяйства, где бы в той или иной степени не использовались автомобили. Что касается современного сельского хозяйства, то при его масштабах оно без автомобиля просто немыслимо. Достаточно сказать, что в себестоимости сельскохозяйственной продукции почти треть составляют транспортные расходы. Конечно, с одной стороны, это свидетельствует о значительных резервах сокращения затрат в колхозах и совхозах, а с другой — о весьма большом значении автомобиля на селе, поскольку транспорт в сельских районах — это главным образом автомобиль. Сейчас парк одних только грузовиков на селе превышает миллион. Это немало. Однако в период уборки урожая, как указывалось в докладе товарища Л. И. Брежнева на октябрьском Пленуме ЦК КПСС, приходится привлекать дополнительно до 600 тысяч машин. Специфические требования сельскохозяйственного производства, особые условия эксплуатации заставляют нас, работников автомобильной промышленности, постоянно обновлять и совершенствовать конструкции машин, предназначенных для села. Разумеется, на массовых перевозках во время уборочной кампании, для доставки различных грузов там могут использоваться и грузовики общего назначения. Скажем, пятитонные, выпускаемые ЗИЛом в трех модификациях — как тягачи, самосвалы и бортовые автомобили.За пашу СоветскуюРодину/За рулём№ 5-май-1969ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 года) Но определенная часть продукции имеет, так сказать, целевое, сельскохозяйственное назначение. В нынешней пятилетке на наших заводах выпускается ряд новых грузовиков с более мощными и долговечными двигателями. Так, на Горьковском автозаводе поставлен на производство 4-тонный ГАЗ-53А, а также 2-тонный ГАЗ-66 повышенной проходимости. Преимущественно для села предназначен самосвал ГАЗ-53Б, выпуск которого налажен на автосборочном заводе в г. Фрунзе. Вместе с тем пока нельзя сказать, что мы в полной мере удовлетворяем потребности сельского хозяйства. Вы имеете в виду количественную сторону или конструкции тоже! — И то, и другое. По нашим наметкам, к 1975 году общий парк грузовиков на селе должен вырасти примерно до 1400 тысяч. Это не считая тех автомобилей, на базе которых создаются передвижные мастерские, лаборатории, различные специальные установки. Конструктивно этот парк машин, конечно, существенно обновится. Создаваемые сейчас новые модели в значительной степени приспособлены для выполнения специфических сельскохозяйственных работ и одновременно отвечают требованиям других отраслей народного хозяйства. Предусматривается увеличение удельного веса машин большой грузоподъемности и автопоездов, рост выпуска полноприводных автомобилей с колесной формулой 4X4и6X6 , дальнейшее расширение использования дизелей. Одним из основных направлений работы наших конструкторов по-прежнему остается и улучшение условий труда водителей. Таким образом, если до последнего времени на село приходили машины грузоподъемностью преимущественно 2,5 т, то в ближайшие годы будут поступать в значительных количествах 4-8-тонные автомобили. Следует упомянуть о подготовке к серийному производству двух новых моделей самосвалов. На одной из них, САЗ-3502, кроме обычной разгрузки, предусматривается возможность предварительного подъема кузова на высоту до 2,4 м. Это позволит эффективно использовать самосвал на загрузке высоких бункеров. Второй автомобиль, ЗИЛ-ММЗ-554, снабжен механизмом для разгрузки на три стороны, он может буксировать самосвальный прицеп. Назначение этих и других аналогичных машин — обеспечить внутрихозяйственные перевозки сельскохозяйственных грузов. Что касается их транспортировки на большие расстояния, то для этих целей намечается выпуск ряда специализированных автомобилей и поездов. Номенклатура их довольно широка. Одни будут перевозить крупный рогатый скот, другие — мелкий и птицу, третьи — фрукты и овощи. Специальные автоцистерны намного облегчат доставку молока, воды и нефти или жидких удобрений. Все эти специализированные автомобили изготовляются совместно Министерством автомобильной промышленности и Министерством машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов. Не забыты и пассажирские транспортные средства. В ближайшие годы, например, широко известную машину ГАЗ-69 заменит более совершенная модель УАЗ-469. Кроме того, готовится серийное производство грузо-пассажирского автомобиля УАЗ-452В. Обеим машинам не страшно бездорожье. Вообще проблема высокой проходимости — одна из главных в создании автомобилей для села. Д орогс хорошим покрытием в сельской местности пока еще очень мало. В связи с этим намечается, в частности, гораздо более широкое, чем сейчас, применение арочных шин. Это, конечно, не снимает с повестки дня вопроса о более интенсивном дорожном строительстве в сельских районах. Что можно сказать об эффективном использовании автомобилей на селе! — Эта проблема довольно сложна, и ее решение связано с различными факторами. Здесь многое зависит от количества автомобилей, которыми располагает хозяйство, от уровня их технического обслуживания и ремонта, объема поставок, номенклатуры и системы снабжения запчастями. И конечно, от организации самих транспортных работ. Что касается запасных частей, то их действительно пока не хватает. Срок эксплуатации машин у нас велик. Учитывая это, Министерство принимает меры по наращиванию объема производства запчастей. В прошлом году он составил примерно 620 млн. руб., а в 1970 году возрастет до 740 млн. руб. Причем наиболее значительно увеличится производство дефицитных запасных частей. Например, запчасти для поршневой группы двигателей автомобилей ЗИЛ-130 в 1970 году будут выпущены в объеме, близком к полумиллиону рублей, тогда как в прошлом году их было произведено всего на 35,5 тыс. руб. В целях расширения выпуска запасных частей предполагается построить 11 новых специализированных предприятий, а ряд существующих заводов реконструировать. Большие резервы улучшения эксплуатации автомобилей кроются в организации транспортных работ. Пока машины используются не в полную силу — на селе их производительность на 15—20 процентов ниже, чем в целом по стране. На наш взгляд, это в значительной мере предопределено тем, что одни и те же автомобили заняты и на внутрихозяйственных работах, и на перевозках массовых грузов, — скажем, зерна на государственные склады. Очевидно, роли должны быть хорошо распределены. Целесообразно было бы четко установить, сколько машин нужно для внутрихозяйственных, так называемых технологических перевозок, и по возможности выделить такое количество автомобилей в распоряжение колхозов и совхозов. Вывоз и завоз массовых грузов лучше возложить на специализированные государственные автохозяйства. В страдную пору автомобили этих хозяйств можно использовать и на уборке урожая. Такое разделение позволит в то же время и лучше распределить автомобили (по маркам и моделям) в соответствии с условиями эксплуатации. Я думаю, что комплекс намечаемых на ближайшие годы мер обеспечит действенную помощь автомобилестроителей сельскохозяйственному производству.кБЗЕш.жШШШьЭти автомобили приспособлены для обеспечения сельскохозяйственных работ. Сверху вниз: вездеход ГАЗ-66; самосвал ЗИЛ-133 спредварительным подъемом платформы : самосвал ГАЗ-53Б с трехсторонней разгрузкой ; грузо-пассаж ирский автомобиль УАЗ-452В; автомобиль УАЗ-469.2