Впервые сев за руль, водитель склонен думать, что поведет свой автомобиль по открывающейся перед ним дороге как ему захочется. Он заблуждается. Машину он поведет так, как позволит дорога. Пока скорость мала, пока сзади никто не подгоняет и никаких неожиданностей не происходит, все зависит от водителя. Но когда скорость возрастает, когда водитель, автомобиль и дорога как бы сливаются воедино, машину уже ведет не только шофер. На характере движения, его безопасности, состоянии водителя все больше начинают сказываться качество и особенности дороги. По одной можно двигаться без всякого риска на максимальных скоростях и длительное время, а другая — того же класса — печально известна частыми авариями. Здесь мы вплотную подходим к предмету нашего разговора об эстетике дорог, о прекрасном как прежде всего о разумном и целесообразном. Статистика показывает, что меньше всего дорожных происшествий приходится на скорости движения от 60 до 100 км/час. В этих условиях водитель имеет время подумать, перевести взгляд вправо, влево. На больших скоростях смена зрительных впечатлений может оказаться быстрее способности их восприятия. Чтобы как-то мобилизовать психику, на Востоке, например, шофер нередко выкуривает немного гашиша. Европейцы прибегают к другим возбудителям — таким, как первитин. И то и другое вредно для здоровья. Ученые обещают в скором времени разработать безвредные химические стимуляторы нервного возбуждения для людей любой специальности. Но пока их нет. Да и вряд ли это лучший выход из положения. Совершенствование дороги — путь более реальный. Хорошо спроектированная дорога прежде всего создает неутомительный ритм движения. Она не может быть однообразной, но и смена впечатлений на ней не должна быть слишком частой. Если, исходить из основного для человека спокойного дыхательного ритма, с интервалом примерно в полторы секунды, нормальная работа нервной системы обеспечена. Учащение ритма восприятия будет ее утомлять. Попоосту говоря, два возбуждения не должны приходиться на один вдох. Правда, бывают аварийные обстоятельства когда на одном дыхании приходится произвести несколько операций. Но это уже случай чрезвычайный. Нормальный ритм надо учитывать при установке дорожных знаков, расположении древесных посадок, чередовании извивов дороги, нанесении разметки проезжей части, определяющей интервалы автомобилей в потоке, и т. д. Эстетические требования к дороге состоят в этом смысле в таком размещении возбудителей внимания, которое не имело бы одномерных повторов, иначе появятся неприятные реакции, начнется торможение рефлексов. Совершенно неприемлемо, например, протягивать рядом с дорогой воздушную линию связи с равномерно чередующимися опорами.ЭСТЕТИКИ И| ; : . • •БЕЗОШНОИIглядный урок того, как не следует проектировать дорогу. Хочется надеяться, что со временем здесь будет устроен объезд, соответствующий общему характеру трассы. Способ сочетания кривых и прямых определяет стиль трассы, стиль, который следует выдерживать на всем протяжении дороги. Из различных стилей в планировке трассы для движения на больших скоростях удобнее и надежнее всего сплошная кривая переменных радиусов, так называемая «рулевая трасса». Однако на малых скоростях легко ездить и по трассам, сочетающим короткие прямые с круговыми кривыми, если, конечно, план и профиль дороги приведены в гармонию, нет длинных прямых участков на горизонтали. Смешение же стилей крайне нежелательно, а при высоких скоростях просто опасно: резкое изменение характера трассы на перегруженной дороге часто ведет к авариям. Большое значение для безопасности езды имеет путевой ландшафт. Придорожная полоса, которую можно искусственно изменять, способна создать необходимые условия и удобства в работе водителей. Она не только играет охранную роль, защищая дорогу от снежных заносов, ураганного ветра, внезапного появления животных, но и воздействует на психику водителя.В издательстве «Транспорт» вышла в ceet книга С. А. Трескинского «Эе-1 j тетина автомобильных дорог». Эстетика — учение о прекрасном. ; Художественно совершенными, выразительными могут быть, например, j формы и линии автомобиля, они и улучшаются с каждым годом. Дороги же пролегают по земле, мало изменившейся с давних времен: холмы остались холмами, реки — реками, долины — долинами. Как же понимать эстетику в применении к автомобильным магистралям) Об этом и рассказывает автор книги на наших страницах.iЧтобы нервная система его была в состоянии «мобилизационной готовности», чтобы однообразие зрительных впечатлений не приводило к торможению рефлексов, попадающий в поле зрения пейзаж должен быть разнохарактерным, подвижным. Ошибка думать, что этого можно достичь украшательством, всякими жи вописными панно, которые еще нетнет да и встретишь у магистрали. Они только отвлекают водителя. Разнообразие трассе придает архитектурная отделка ландшафта и придорожной полосы. Весьма желательны, например, вместо однообразного ряда деревьев или прямых просек групповые посадки. Часто говорят, что надо бы гармонично вписывать дорогу в ландшафт. Это положение нуждается в расшифровке. Гармонию отнюдь нельзя понимать как слияние дороги и ландшафта воедино. Наоборот, такая дорога чрезвычайно опасна: при плохой видимости водители могут легко съехать с нее. Дорога должна в какой-то степени контрастировать с окружающим пейзажем. Поскольку ландшафт может скрывать неожиданные для водителей опасности, придорожная полоса обязана эти опасности предотвратить. Чем больше проектная скорость движения, тем ширз надо делать и обслуживающую трассу придорожную полосу. Многое из сказанного здесь основано на многолетнем водительском опыте. Думаю, что создателям дорог такой опыт нужен. В конце концов эти дороги-то для водителей.ИвввяввЯиШШмИ^Дорога неутомительна, если, скажем, ее рельефные волны в предгорной местности (или вызванные какими-либо искусственными сооружениями) будут повторяться с разными интервалами. Может показаться, что идеал дороги прямая ровная лента шоссе. Это заблуждение. Кто побывал уже на новой дороге от Златоуста к Челябинску, может легко в этом убедиться. На этой трассе, проложенной мягкими кривыми с короткими участками волнистых в профиле прямых, за Чебаркулем есть совершенно прямая пятикилометровая горизонталь. Она имеет специальное назначение: динамометрические испытания автомобилей Уральского завода. Так вот на водителя этот участок «идеальной» дороги оказывает угнетающее действие, притупляет внимание. Это наС. ТРЕСКИНСКИИ, инженер19