ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХГенеральная схема развитияорганизм государства быстро развивается, увеличивается численность населения, растут его потребности, и дороги, которые вполне устраивали нас вчера, начинают переполняться сегодня, грозят закупоркой и параличом в будущем. Д о роги должны улучшаться и развиваться в ногу с жизнью страны. За последние полтора десятка лет грузооборот автотранспорта у нас увеличился в семь раз, на его долю приходится теперь почти 80 процентов всех перевозок грузов; в 23 раза умножились междугородные автобусные перевозки. Рост этот стремительно продолжается. В ближайшие полтора-два десятка лет автомобильные перевозки увеличатся еще в четыре-пять раз. Существующая дорожная сеть с такой нагрузкой справиться не сможет, будет сдерживать развитие всего народного хозяйства. Перевозить нужно не только много и далеко, надо делать это быстро и дешево, независимо от сезона и погоды. Однако значительная часть местных дорог, обслуживающих сельское хозяйство, в дождливое время становится почти непроходимой. Двигаться по ним можно лишь со скоростью 5—10 км/час, преждевременно изнашивая машины. Себестоимость тонна-километра здесь в 8—10 раз выше, чем на дорогах с совершенными покрытиями. Значит, нужно не только увеличить протяженность и разветвленность дорог, но и резко улучшить их качество. Наступило время решать весь этот комплекс проблем. Вот почему Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление о дальнейшем развитии дорожного строительства в Советском Союзе. Главным и принципиальным в этом постановлении является задание разработать единую генеральную схему развития сети автомобильных дорог общегосударственного и республиканского, областного и местного значения. Это будет единый основополагающий документ, содержащий точное описание и расположение всех дорог, от общегосударственных до местных, которые пролягут по территории страны в ближайший обозримый период—15—20 лет. В нем будут определены очередность строительства главных и второстепенных магистралей, потребность в материалах и дорожных машинах, стоимость строительства и сроки окупаемости капиталовложений. Сейчас, пока генеральная схема еще не утверждена, не стала конкретной программой действий, рано говорить, где, когда и какие пролягут дороги. Безусловно, в первую очередь будут завершены автомагистрали Куйбышев — Челябинск, Москва — Волгоград и ряд других, строительство которых уже ведется. Нельзя откладывать сроки прокладки новых, крайне необходимых дорог, связывающих центр страны с периферией по важнейшим направлениям.«Автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение, ибо общество объединенных рабочих заменит автомобилями очень большое количество рабочего скота в земледелии ив извозной промышленности». Эти слова принадлежат Владимиру Ильичу Ленину. И сейчас, когда мы воочию видим результаты автомобилизации, когда стоим на пороге нового ее этапа, невольно обращаемся к ленинским документам, принятым на заре Советской власти и определившим на многие годы вперед комплексное развитие «автомобильного дела» в стране — автомобилестроения, автомобильного транспорта, дорожного хозяйства. 31 августа 1922 года Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров приняли постановление, которое содержит четкое разграничение обязанностей и ответственности за дорожное хозяйство. В нем заложена идея централизованного управления дорогами и сооружениями общегосударственного и стратегического значения и подъездными путями к железнодорожному и водному транспорту, сосредоточения в одних руках разработки общего законодательства, руководства, высшего технического и общепланового наблюдения за всем дорожным и автомобильным делом. Сейчас автомобилизация выдвинула целый ряд проблем. Среди них особое по своей важности место занимают вопросы расширения, улучшения дорожной сети. Новые в этой области перспективы открывает постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года о дальнейшем развитии дорожного строительства. Оно предопределяет комплексное, централизованное решение наиболее важных вопросов. Постановление, в частности, предусматривает разработку генеральной схемы развития автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и местного значения, схемы, которая явится основой будущих пятилетних и ежегодных планов строительства. Этой теме посвящена публикуемая ниже статья кандидата технических наук Н. Ф. Хорошилова, начальника отдела Всесоюзного дорожного научно-исследовательского института Министерства транспортного строительства СССР, сейчас — головного института по научно-исследовательским работам в области планирования, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Транспортные артерии. Это далеко не новое словосочетание очень точно определяет значение путей сообщения в жизни страны. Как кровеносные сосуды, пронизывают дороги всю территорию государства. От столицы — его сердца — расходятся главные транспортные артерии, обеспечивая связь с жизненно важными центрами. От них ответвляются республиканские, областные и местные дороги. Дороги должны быть везде, где обосновался и трудится человек. Если их нет, значит, край этот еще не освоен, не вовлечен по-настоящему в хозяйственную жизнь страны. Сложный экономический2 ДО ОКРАИНдорожной сети нашей страныным станциям, портам и пристаням, аэропортам и крупным населенным пунктам, где живет свыше 20 тысяч человек. Все эти дороги будут строиться с усовершенствованными покрытиями капитального типа по нормам Iи II категорий, и лишь в отдельных случаях, на менее загруженых участках, — III категории. Дороги республиканского значения от столиц союзных республик к крупнейшим городам и центрам областей, с интенсивностью движения свыше 3 тысяч машин в сутки и подъезды к ним предусматривается строить, как правило, II и III категорий с усовершенствованными покрытиями капитального и облегченного типов. Дороги областного значения — III—IV категорий с усовершенствованными покрытиями облегченного и переходного типов. Разветвленная сеть дорог местного значения в районах будет IV иV категорий с покрытиями переходного и низшего типов. Не включаются в генеральную схему лишь дороги внутрихозяйственные, имеющие значение только для данного предприятия, колхоза или совхоза. Основная тяжесть работы — до 80 процентов всего грузооборота — ляжет на дороги общегосударственного, республиканского и областного значения. Поэтому рассчитываются они, как правило, для движения автомобилей группы «А» — высокой грузоподъемности, с максимальной нагрузкой на ось до 10 тонн. На магистралях общегосударственного и республиканского значения предусматривается применение всех современных устройств связи и линейной транспортной службы, большое внимание уделяется обеспечению технического обслуживания и быстрой заправки проходящих по ним автомобилей. Местные дороги с незначительным грузопотоком рассчитываются на автомобили группы «Б» — с нагрузкой на ось до 6 тонн. Нужна надежная прямая связь южных густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районов между собой. Остро необходимы дороги, соединяющие промышленный Урал с богатейшими районами Сибири и Северного Казахстана, дороги в республиках Средней Азии и на Дальнем Востоке. Очередность и сроки строительства дорог, их проложение и технические параметры определяются специалистами на основании всесторонних экономических обследований и прежде всего с учетом их значения для народного хозяйства и удовлетворения всесторонних нужд населения. Это основной принцип расчета и главных и местных дорог. Например, начертание, густота сети и качество дорог местного значения зависят от плотности населения района, характера основного производства, распределения сельскохозяйственных культур по площади, размещения пунктов приемки урожая и баз снабжения, густоты сети магистральных автодорог, железнодорожных и водных путей (разумеется, с учетом перспективного развития и всех этих определяющих условий). Если, скажем, в отдаленном районном центре есть или должны располагаться крупная железнодорожная станция, основные пункты сдачи сельскохозяйственной продукции и снабженческо-распределительные базы, он явится узлом, в котором сходятся местные дороги, обслуживающие транспортные связи района. При нескольких равнозначных железнодорожных станциях и пристанях в районе, нескольких пунктах приема сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки в этом районе пролягут две-три основные дороги, к которым будут примыкать все остальные. Если через основные центры района пройдут автомобильные магистрали общегосударственного или республиканского и областного значения, местные дороги проектируются в основном как подъезды к ним. Дороги принято разделять по их значению. 8 чем между ними разница? 'Как магистрали общегосударственного значения планируются автомобильные дороги, соединяющие Москву со столицами союзных республик и важнейшими промышленными и культурными центрами страны — городами, насчитывающими полмиллиона и больше жителей. К этой же категории дорог относятся магистрали, связывающие между собой крупнейшие города и столицы союзных республик и ведущие от них к центрам краев, областей и другим городам с населением не меньше 100 тысяч человек. Кроме того, общегосударственное значение придается дорогам, обеспечивающим транспортные связи с зарубежными странами, международным туристским маршрутам, магистралям, ведущим к главным курортам страны, другим местам массового отдыха и важнейшим заповедникам. От каждой из таких магистральных дорог на расстояние до 10 километров отойдут не уступающие им по качеству подъезды к железнодорож1* Расчеты, выполненные специалистами, показывают, что себестоимость тонна*километра на дорогах с усовершенствованными покрытиями капитального типа снизится до 1,5 — 2,5 копейки. Поэтому затраты на сооружение дорог общегосударственного значения окупятся в большинстве случаев в два — четыре года, а дорог республиканского значения за три—шесть лет. Предусматривается ежегодное наращивание темпов строительства дорог с твердым покрытием на 20 процентов. Определены порядок финансирования и обеспечения материалами дорожного строительства. Предстоит проделать огромную по объему работу, в результате которой должно быть полностью ликвидировано бездорожье, созданы нормальные условия для работы автомобильного транспорта в соответствии с возрастающими требованиями всех отраслей народного хозяйства, исчерпывающе удовлетворены транспортные потребности населения во всем их многообразии. Генеральная схема развития сети автомобильных дорог нашего государства с ее широкими технико-экономическими и научными обоснованиями позволит точно установить очередность строительства и необходимую материально-техническую базу. В ее создании участвуют многие научно-исследовательские и проектные организации всех союзных республик. Н. ХОРОШИЛОВ, начальник отдела проектирования и развития сети дорог СоюздорНИИ, кандидат технических наук