' Спортивный ' глобусАВТОКОСМЕТИКА «СПОЛАНА»Со словом косметика невольно ассоциируются красивые флаконы, тюбики, баночки, наполненные благоухающими жидкостями и мазями. Автокосметика — это новая отрасль химической промышленности, это новые препараты для ухода за наружными покровами, но только автомобилей и мотоциклов. Еще недавго внимание привлекла также ярко-желтая фланелевая салфетка впрозрачном пакете с надписью «Кларин». Если протереть ею стекло, оно не будет потеть: салф етка пропитана особым составом и годится для многократного применения. Автолюбителя не удивишь сегодня средствами для ухода за лакокрасочным покрытием автомобиля и мотоцикла. На иыставке мы увидели целый ряд новых составов: «Автошампунь», «Автобальзам», «Автополиш» и другие. А вот «Арва» — желтоватая жидкость. Она быстро и полностью отмывает даже сильно загрязненный маслом и пылью двигатель и другие детали. Некоторые препараты лишь условно можно отнести к автокосметике. Скорее это лекарства, и притом — внутренние. Представьте себе, что в пути потек радиатор. Добираться до ближайшей мастерской, где его отремонтируют (или заменят) — это мучение. Но если у вас есть баночка с порошком «Сполфиксин», устранить течь можно на ходу. Достаточно лишь засыпать в систему охлаждения немного порошка. Он надежно закупорит небольшую трещину. При ремонте различных агрегатов автомобиля или мотоцикла помогает герметизирующая паста — «Гермосал». Она быстро застывает при нормальной темпе ратуре, не боится масла и бензина. Ее применяют даже для уплотнения головки цилиндров. Среди банок и тюбиков, к которым уже привык глаз, мы вдруг заметили две головки цилиндров автомобильного двигателя. Они-то как сюда попали? Оказывается. все просто. Наш гид подает банЗаполняютвакансииШ&Шв нашем распоряжении были вода, мыло, восковая и полировочная пасты, солидол для хромированных чатей — вот, пожалуй, и все. Сегодня мы пользуемся более совершенными препаратами отечественного производства и выпускаемыми в социалистических странах. Многие наши читатели уже успели оценить их по достоинству. Химики постоянно ищут и создают новые, все более эффективные средства. В этом можно было убедиться, познакомившись с экспонатами чехословацкой выставки «Бытовая химия и автокосметика». на которой объединение «Сполана» представляло более тридцати составов для ухода за автомобилями и мотоциклами. Здесь мы увидели новые препараты для мойки кузова, стекол и двигателя, очистки внутренней обивки, полировки и консервации лако-красочного и металлического покрытий. Все они — в красивой, практичной, небьющейся упаковке. Снимаем со стенда белый тюбик. На нем надпись — «Неоксид». Спрашиваем, для чего он применяется. Нам показывают два колесных колпака. Один из них блестит как новый, другой же изъеден ржавчиной так, что на техосмотр с ним и не показывайся (фото 1). Оказывается, однако, — они близнецы и стояли на одном автомобиле, но защитное действие пасты, которой его периодически протирали, испытал лишь один. «Неоксид» обладает также целительным свойством — он способен снять налет ржавчиныс запущенных хромированных и никелированных деталей. Всем известно, насколько удобен и важен для безопасности движения стеклоомыватель. Но, к сожалению, он хорош лишь до морозов — вода с грязью замерзает на стекле. А вот если вместо воды применить «Глацидет», то стеклоомыватель продолжает работать до минус 10 градусов. Полезен он и летом. Смешанный с водой вравных количествах, он улучшает ее моющее свойство. Кстати, со стеклами связанаи еще одна неприятность — они запотевают и обмерзают изнутри. Выручает «Арктвел». Достаточно протереть стекло этой жидкостью, и оно будет прозрачным. НашеЕжегодно в течение нескольких месяцев зимнего межсезонья в мире профессионального автомобильного спорта наступает период подписания контрактов. Одни гонщики, разочаровавшись в машин ахи финансовых условиях заводов («Феррари», «Лотос»), присматривают себе новых хозяев, другие после того, к аких фирма («Хонда», «Купер») в ышлаиз игры, ищут вакантных ик тому же хорошо оплачиваемых мест в любой заводской команде. Чемпионат мира по гоночным автомобилям (машины3 формулы 1с двигателями до 3000 см ) стартовал первым. И уже перед его началом все команды были укомплектованы. Прошлогодний чемпион мира 40-летний англичанин Грэхэм Хилл остался верен марке «Лотос». Место заводского гонщика № 2, освободившееся с уходом Джека Оливера, занял подающий большие надежды австрийский спортсмен Иохен Риндт. Ему 27 лет. На подготовленных заводом машинах будут также выступать швейцарец Иоахим 'Зифферт и англичанин Энтони Ланфранки . Цвета завода «Мак-Ларен» по-прежнему продолжают защищать новозеландцы Брюс Мак-Ларен и Деннис Хьюм. Зато У другого гонщика-конструктора, 43-летнего австралийца Джека Врэбхэма партнер новый — им стал Жаки Икс, 24-летний сын бельгийского журналиста. Освободившееся после лего место гонщика № 2 в команде «Феррари» занимает теперь Дерек Белл, а «примадонной» третий год подряд остается 26-летний Крис Амон из Новой Зеландии. Английский завод БРМ принял к себе на должности гонщика № 1 и главного инженера-испытателя 35-летнего Джона Сертисса, экс-чемпиона по мото- и автогонкам, который прежде выступал на машинах «Хонда». Другой новичок в команде БРМ — также «перебежчик» — Оливер. В качестве полуофициальных гонщиков завода на машинах БРМ в новом сезоне будут выступать мексиканец Педро Родригес и англичанин Питер Гетин. И наконец, честь французских автомобилей «Матра» защищают 30-летннй шотландец Джек Стюарт ифранцузы Жан-Пьер Серво-Гавэн и Жан-Пьер Вельтуаз. Заводы «Хонда», «Порше», «Альфа-Ромео» и «Абарт», попреки ожиданиям, в этом году не выставят на гонки машин формулы 1. Интересно, что толыко на автомобилях «Феррари» и БРМ установлены двигатели собственной конструкции. Остальные фирмы используют мотор «Форд-Косворт». Чемпионат мира открылся гонками в Южной Африке. Это был первый из двенадцати этапов. Он проходил на дистанции 320 км (80 кругов). Победу одержал Д. Стюарт на машине «Матра-Форд», показав среднюю скорость 176,99 км/час. В истории чемпионата мира это единственный случай за последние восемнадцать лет, когда удалось выиграть этап первенства на французском автомобиле. Последующие места в гонке заняли: Г. Хилл. Д. Хыом, И. Зифферт, Б. МакЛарен, Ж.-П. Бельтуаз.Монте-Иарло — 1 969ку. Читаем: «Фридекс-специал». «Эта жидкость, — объясняет он, — спасает детали системы охлаждения от коррозии. Обратите внимание на каналы для жидкости в этих головках». Теперь, внимательно осмотрев их, мы видим, что в одной каналы покрыты раковинами, к рая отверстий разрушены (фото 2), а в другой — имеют чистую ровную поверхность (фото 3). Первая стояла на двигателе, охлаждаемом чистой водой, вторая — смесью воды с «Фридексом». Он и защитил детали от коррозии. Но это не единственное его достоинство. Смесь становится и морозоустойчивой. При содержании до 61 процента «Фридекса» она замерзает только при минус 45 градусах. Так что с наступлением холодов достаточно добавить «Фридекса», и можно спокойно ездить. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер Старейшее в международном календаре ралли «Монте-Карло» в этом году состоялось в 38-й раз. Оно явилось первым этапом чемпионата Европы по авторалли среди фирм. Из 224 экипажей, взявших старт звездного сбора в восьми городах Европы, смогли закончить соревнования только 30. Первые два места заняли экипажи Б. Вальдегаард — Л. Хельмер и Ж. Лярусс — Ж. Перрамон, которые выступали на машинах «Порше-911С» (1991 см 3 , 185 л. с . 955 кг, 223 км/час). Третье место заняли Ж. Винатье и Ж. Жакоб на автомобиле «Альпин-АНО» (1296 см 3 , 135 л. с . 610 кг, 210 км/час). Женский экипаж П. Мосс-Карлссон — Э. Ништрем на «Лянча-Фульвия-ХФ» (1400 см 3 , 125 л. с . 710 кг. 175 км/час) занял шестое место в абсолютном зачете ив восьмой раз выиграл женский кубок.31