14
15
ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТОЕДумаем, что такой заголовок не оставит автомобилиста равнодушным. Каждый знает, насколько это важно и для безопасности движения, и для длительной службы автомобиля. Однако после долгой эксплуатации у многих машин развал становится «хронически» отрицательным. Причина — остаточные деформации поперечины и других деталей подвески. Колесо отклоняется настолько, что пределов регулировок не хватает для восстановления угла развала. Чтобы можно было менять угол развала на большую величину, на «Волге», например, дополнительно к нижним были введены эксцентриковые втулки ив верхних головках стоек. В худшем положении находятся владельцы «Москвичей» (моделей «407» и «402»), которых среди автолюбителей сегодня едва ли не большинство. В конструкции этих машин нет больших резервов регулировки развала. Не смирился с таким положением автолюбитель В. С. ЧЕМЕРИЛОВ из г. Бийска и применил на своем «Москвиче» новый — «зубчатый» способ крепления шарового шарнира стойки, который позволяет значительно увеличить пределы регулировки развала. Этот вариант одобрили конструкторы группы передней подвески АЗЛК. Один из них — наш консультант инженер В. И. Евланов, знакомый читателям своими выступлениями в «Клубе», дал нужные пояснения к технологии предложенной автолюбителем переделки. Виктор Иванович вспомнил попутно, что когда-то в их группе конструкторов занимались увеличением «резервов» и был разработан один конкретный вариант (тоже ступенчатой регулировки). Принципиально он сходен со способом В. С. Чемерилова, но дает возможность дополнительно регулировать углы продольного наклона оси поворота колеса. На сегодняшнем заседании В. И. ЕВЛАНОВ расскажет про оба способа.РАЗВАЛ ВСЕГДА В НОРМЕОбратимся к схеме передней подвески, изображенной на рис. 1. Мы видим, что отклонение колеса от вертикальной плоскости (угол « ) целиком обусловлено положением поворотной стойки. Например, когда нужно увеличить угол развала, мы при помощи эксцентриковой втулки перемещаем нижний конец стойки внутрь на какую-то величину «а». От этого стойка, а с ней и колесо изменяют наклон. Когда пределы этой регулировки использованы (нижний конец стойки насколько возможно смещен вовнутрь), у «Москвичей» моделей «407» и «402» конструкция подвески позволяет еще немного увеличить наклон стойки — отклонить ее верхний конец наружу (за счет смещения оси верхнего рычага на какую-то величину «б»). Этот вариант увеличения положительного развала был уже подробно разобран в «Клубе». Там же мы рассмотрели способ, дающий возможность еще немного отклонить наружу верхний конец стойки (еще увеличить развал) — передвинув верхний ее шарнир. На рис. 1 — это расстояние «в». Однако известно, что применение этих способов (а + б + в) часто оказывается недостаточным и угол развала все еще остается отрицательным. Сегодня мы познакомимся с двумя способами, позволяющими увеличить пределы регулировок в вариантах «б» и «в» (следуем принятой схеме) настолько, что практически всегда можно сделать развал положительным. Для этого, например, достаточно отпустить две гайки 10 (рис. 2) и переставить зубчатую пластину 13 вместе с шаровым шарниром 14 наружу по отношению к рычагу (допустим, на один или два зуба). Тогда за счет отклонения верхнего конца стойки наружу (вариант «в») развал колеса увеличится в сторону положительного на угол в 20 или 40 минут соответственно. Если и этого окажется мало, каждый следующий зубец прибавит еще 20 минут. Такой способ и предлагает автолюбитель В. Чемерилов, изменивший конструкцию узла верхний рычаг — стойка. «Ступенчатость» подобной регулировки не должна смущать нас, так как если даже разность углов развала обоих колес и окажется наибольшей из возможных — целых 20 минут, все равно она меньше допустимой — 30 минут, предусмотренной инструкцией по эксплуатации автомобиля. На том же рисунке показана модернизация другого узла — новая конструкция крепления оси верхнего рычага, позволяющая значительно увеличить пределы регулировки по способу «б». Здесь можно также перемещать наружу верхний конец стойки, только пеР и с. 1. Схема передней подвески: 1 — нижний рычаг; 2 — поворотная стойка; 3 — верхний рычаг. рестановкой по «зубчикам» уже оси верхнего рычага. Практически любой из двух показанных на рис. 2 способов обеспечивает получение положительного развала даже после достаточно длительной эксплуатации. Мы свели их на одном чертеже просто ради экономии места. Каждый автомобилист может выбрать один из вариантов — тот, который для него более приемлем. Однако, решив совместить обе переделки, мы подумали: а может быть, кто-нибудь захочет «про запас» или заодно реконструировать сразу оба узла? Что ж, это принесет только пользу. Запас регулировки увеличится, и можно будет компенсировать еще более значительные деформации поперечины и рычагов подвески. В результате совмещения «общим» на рисунке оказался и дополнительный угольник 8 на опорной площадке поперечины. В одном случае (расскажем, забегая вперед) его необходимо приварить, чтобы буфер хода отбоя не «промахивался» при значительных перемещениях оси рычага. В другом (когда реализованы два варианта одновременно) он компенсирует увеличение хода отбоя благодаря введенной дополнительно толщине зубчатых пластин. Поскольку разговор пошел о выборе способа переделки, сообщим: при регулировке развала по способу «б» цена одного зубца — 24 минуты; если переставлять ось нарочно неправильно, то есть обе ее бобышки на разное число зубцов (рис. 3), то такая «ошибка» — на один зуб — приводит к изменению продольного наклона стойки (до сих пор мы занимались только ее поперечным наклоном) примерно на 30 минут. Иметь же в запасе возможность провести и такую регулировку неплохо. Бывает, что при установленных правильно схождении и развале из-за большой разности этих продольных углов (или направленных в обратную сторону) по непонятным причинам «тянет» руль. Теперь давайте рассмотрим, к ак выполнить реконструкцию подвески.14 «Зубчатое» крепление шарового шарнира...Сначала надо изготовить из 3-миллиметрового стального листа две пластины 5 (см. рис. 3) и приварить их к верхним рычагам. Чтобы точнее зафиксировать пластины, необходимо перед сваркой прикрепить каждую из них к своему рычагу двумя болтами, совместив при этом ось пластины, помеченную линией «А—А», с отверстиями верхнего рычага. Затем, удалив болты, распиливаем круглым напильником отверстия рычагов до размеров овальных отверстий пластин. Среднее отверстие в рычаге (под пресс-масленку) также следует сделать овальным (длиной 25 мм). После этого на нижней поверхности пластин надо прострогать зубцы. Их профиль показан на рисунке. Остается изготовить еще две пластины 13 (см. рис. 2). Они — также из стального листа толщиной 3 мм и отдельно показаны на рис. 4. Эти пластины устанавливаем между зубчатой поверхностью на рычаге и опорной поверхностью шарового шарнира. Весь пакет деталей скрепляем двумя болтами 15 (длиной 23 мм). Поскольку размещенные между рычагом и шарниром зубчатые пластины 12 и 13 несколько приподнимают верхний рычаг, резиновый буфер 9 удалится от своей опорной поверхности на поперечине. Получится излишняя величина хода отбоя, для ограничения которой (приведения в норму) следует приварить к поперечине с обеих сторон упорные пластины-угольники 8, к ак показано на том же рис. 2.Р ис . 2. Установка верхнего рычага с измененным креплением оси и шарового шарнира: 1 — поперечина; 2 — лонжерон рамы; 3 — верхняя подушка; 4 — ось верхнего рычага; 5 — зубчатая накладка; 6 — шпилька поперечины; 7 — гайка; 8 — угольник; 9 — буфер отбоя; 10 — гайка крепления; 11 — верхний рычаг; 12 — зубчатая пластина, приваренная к рычагу; 13 — зубчатая пластина шарового шарнира; 14 — шаровой шарнир; 15 — стяжной болт; 16 — поворотная стойка.... и оси верхнего рычагаЕсли отпустить гайки 7 (см. рис. 2 и 3), крепящие ось 4 верхнего рычага, и приподнять зубчатые накладки 5, можно несколько сместить наружу ось (допустим, на один зубец на каждой из двух ее бобышек). От этого другой конец рычага вместе с шаровым шарниром отдалится, и угол развала увеличится. Но, отвернув только одну гайку, скажем, переднюю по ходу автомобиля, и переместив наружу только этот конец оси верхнего рычага (вторую гайку придется временно ослабить), мы повернем ось вокруг точки «О» (см. рис. 3). Вместе с осью вокруг точки «О» повернется и верхний рычаг. Тогда его конец с шаровым шарниром, расположенный на значительном расстоянии от точки поворота, заметно переместится назад по ходу машины (или вверх на рис. 3). Конечно, рычаг «потянет» назад верхний конец поворотной стойки 16 (см. рис. 2), увеличив тем самым положительный угол продольного наклона оси поворота колеса (его называют «кастер») примерно на 30 минут. Если переднюю бобышку передвинуть на один зуб внутрь, кастер уменьшится тоже на полградуса. При изменении положения задней бобышки кастер изменяется в противоположную сторону. Перемещение только одной бобышки (на один зубец) изменяет также величину «камбера» — угла поперечного наклона стойки, только меньше — на 12 минут. Действительно, при повороте верхнегоР ис . 3. Измененный верхний рычаг: 1 — ось; 2 — резиновая втулка; 3 — резьбовая втулка; 4 — собственно рычаг; 5 — зубчатая пластина рычага.