ритгатмГорит топливо в цилиндрах двигателя, выделяется очень большое количество тепла. Около 25 процентов его преобразуется в полезную работу. Немногим более 30 процентов уходит с отработавшими газами, расходуется на трение в механизмах, излучается через стенки двигателя. Но оставшегося тепле еще намного больше, чем требуется для оптимального теплового режима, а следовательно, для наибольшей мощности и долговечности двигателя при наименьших расходах топлива и масла. «Лишнее» тепло необходимо забрать у «горячих» цилиндров, свечей и других агрегатов и передать окружающему воздуху. Для этого служит система охлаждения. Двигатель внутреннего сгорания можно охлаждать жидкостью или воздухом. Первый способ получил несравненно большее распространение. Тепло от нагретых частей двигателя отводится жидкостью, циркулирующей в замкнутой системе, и передается в теплообменнике —• радиаторе окружающему воздуху. 'По сравнению с воздушной такая система обеспечивает ряд преимуществ. Основные из них — более равномерное охлаждение, упрощение компоновки машины, уменьшение шума и склонности двигателя к детонации, возможность применения блочных конструкций цилиндров. Изучите седьмой Плакат, разберитесь в принципиальной схеме системы жидкостного охлаждения. 1. Принципиальная схема системы охлаждения: 1 — отводящий патрубок; 2 — трубки радиатора; 3 — термостат; 4 — водяная рубашка; 5 — водораспределительная труба; 6 — перепускной канал; 7 — насос; 8 — подводящий патрубок; 9 — сливной краник. 2. Жидкостной термостат: 1 — гофрированный баллон; 2 и9 — корпус; 3 — перепускной канал; 4 — окно; 5 — кронштейн; 6 — отводящий патрубок (канал); 7 — основной клапан (в положении «открыт»); 8 — основной клапан (в положении «закрыт»); 10 — вспомогательный клапан: 11 — шток. 3. Система охлаждения дизеля ЯМЗ-236: 1 — отверстие для выпуска воздуха; 2 — термостат; 3 — труба; 4 — контрольная трубка радиатора; 5 — наливная горловина; 6 — верхний бачок; 7 — жалюзи; 8 — сердцевина радиатора; 9 — нижний бачок: 10 — вентилятор; 11 — подводящая труба; 12 — насос; 13 — перепускная труба; 14 — место присоединения предпускового подогревателя; 15 — место присоединения шланга обогревателя кабины. 4. Предпусковой подогреватель двигателя: 1 — наливная воронка; 2 — контрольный кран; 3 — топливный бак; 4вентилятор; 5 — магнитный запорный клапан; 6 — свеча: 7 — «отел; 8 — сливной кран; 9 — направляющий кожух. Рекомендуем дополнительно прочитать: М аксимов А. Е. Основы устройства автомобиля. Издательство ДОСААФ. 1967. B yмштейн С. И., Н атаров А. И. Учебное пособие шофера второго класса. Издательство ДОСААФ. 1965. А нохин В. И. Отечественные автомобиля. Глава 9. Издательство «Машиностроение». 1968. Тема следующего, восьмого плаката нашей серии — «Система электрооборудования автомобиля».ЛЕНИНГРАДСКИЙ КАРТОсвоено производство современных гоночных минроаетонобилейЗавод спортивного судостроения ДОСААФ начал в нынешнем году выпуск новой модели карта АК-2. Микролитражные гоночные автомобили формулы «К» для нашего предприятия необычная продукция—прежде мы строили гоночные суда для водномоторного спорта. Первые десять опытных машин завод изготовил в декабре 1967 года. В прошлом году в его производственную программу вошел карт АК-1, предназначенный в первую очередь для начинающих спортсменов. Его рама была сварена из прямых хромансилевых труб размерами 28 X 1,6. На карт устанавливался двигатель М-104, замененный во втором полугодии новым мотором М-105. Сейчас мы полностью перешли на выпуск более совершенного карта, которому присвоен индекс АК-2. Он на 12 кг легче предшественника и, по отзывам спортивных организаций, отличается очень хорошей устойчивостью и управляемостью. Микроавтомобиль соответствует действующим в настоящее время техническим требованиям и может быть рекомендован спортивно-техническим клубам. На АК-2 устанавливается хорошо зарекомендовавший себя двигатель М-105 мощностью 7 л. е., но в дальнейшем намечено оснащать машины и более мощными, 175-кубовыми моторами. Топливо подается в карбюратор К-36 вакуумным бензонасосом из 5-литрового полиэтиленового бака. Сам двигатель размещается в задней части машины за спинкой сиденья, сделанного из стеклопластика. Передачи переключаются рычагом, расположенным справа от рулевой колонки. К ак на всех современных картах, главная передача на АК-2 — цепная. Ведущ ая звездочка двигателя сохранена стандартной, ведомая же (сидящая на задней оси) имеет 36 зубьев и для осевой регулировки (подобно заднему центральному тормозному барабану) соединяется с осью через разрезные конические втулки. Чтобы исключить попадание масла из двигателя или коробки передач на задний тормоз, его отнесли ближе к левому колесу, в то время как двигатель и ведомая звездочка задней оси располагаются справа. В качестве привода к колодочным тормозам и передних и задних колес служат тросы. На карте установлены штампованные из двух половин колеса, на которые монтируются шины размером 3,50—5 производства Воронежского шинногв завода. Спереди — покрышки с рисунком протектора В-29, сзади — В-26. Рама сваривается из тонкостенных хромансилевых труб в специальном кондукторе, обеспечивающем точность и правильную геометрию ее элементов. Конфигурация рамы изменена по сравнению с прежней моделью и обеспечивает машине нужные ходовые качества. Основные габариты карта: длина — 1605 мм, ширина — 920 мм, высота — 550 мм ; база — 1100 мм, колея — 820 мм, дорожный просвет — 50 мм. Сухой вес 70 кг. Для сведения спортивно-технических клубов, кружков и секций картинга сообщаем, что оптовая цена комплектного карта модели АК-2 с нефорсированным двигателем — 675 рублей. Завод планирует к концу года изготовить 500 машин. В. ОРЕШКИН, директор завода спортивного Ленинград судостроения ДОСААФ