22
23
цию непременно. Если, как это часто бывает, кто-то врывается в пространство, которое вы образовали для безопасности движения, уступите и отстаньте вновь. Таких случаев за день будет не так уж много. При определении безопасной дистанции не забывайте обратить внимание на другого водителя, который, в озмож ­ но, «висит у вас на хвосте». Эти предложения, естественно, не могут служить средством от всех болезней. Они не предохраняют водителя от других, более отдаленных опасностей или от аварий, связанных с технической неисправностью автомобиля. О днако они дают возмож ­ ность существенно улучшить ваше положение на дороге. Большинство водителей после трехнедельной самопроверки обнаруживает, что начинает отчетливо понимать существо уязвимости, любая рискованная ситуация вдорожной обстановке ими немедленно отмечается, в их сознании образуется автоматический сигнал, п редупреждаю ­ щий об опасности. Если значительную часть автомобилистов удастся убедить мыслить и действовать в соответствии с приведенными здесь рекомендациями, то можнос успехом ожидать резкого сокращения несчастных случаев на автомагистралях. П одытожим все сказанное. К акже мы должны вести себя за рулем, чтобы не стать участником аварии? Будьте внимательными, следите за тем, как вы ведете машину, когда устали, р аздражены или спешите. Развивайте зрительное восприятие, способность отбирать важные момен ­ ты из всего того, что возникает пе ­ ред глазами во время езды, и правильно их оценивать. Надо уметь видеть простирающуюся перед нами картину дорожной обстановки не только так, как она смотрится в данный момент, а всегда представлять себе, как она может измениться через несколько секунд. Именно эта способность является главной воп ­ ределении нашей уязвимости по отношению к авариям. Все наши человеческие качества — острота восприятия, быстрота реакции, способность принимать решения, наконец, опыт управления машиной имеют го ­ раздо меньшее значение в сравнении сумением предвидеть обстановку на дороге. Не полагайтесь на хорошее знание теорий безопасного вождения, так как ни один метод не является панацеей от всех бед. Избегайте нервного разговора при езде. Старайтесь вообще не нервничать за рулем, не спешить, не вести машину в состоянии усталости или даже малейшей степени опьянения. Поддерживайте как можно активнее усилия службы регулирования идорожной администрации, улучшающих условия движения и безопасность на дорогах. Познавайте науку и навыки безопасного вождения автомобиля, обсуждайте их с вашими друзьями для того, чтобы и их побудить думать над этим.НеожиОпнностиДорожно-транспортные происшествия, как правило, являются печальной не ожиданностью почти для всех водителей, с которыми случается такая беда. Однако то, что было неожиданным в первый раз, не должно стать причиной еще одной аварии. Надо извлекать уроки из происшедшего, разбираться в дорожных ситуациях, находить режим движения в соответствии с «почерком» других водителей. Цель этой статьи как раз в том, чтобы рассмотреть сообща, какие неожиданности могут подстерегать водителей на дорогах, конкретно — в местах остановок общественного транспорта, а также любых других автомобилей, чем эти неожиданности опасны и как их избежать. Выбор темы не случаен. Именно на такие места приходится ни много, ни мало около 30 процентов всех происшествий. Чтобы разговор наш был предметным, давайте попробуем классифицировать эти происшествия по их виду и складывающейся обстановке. Самую большую опасность в зоне автобусных остановок представляют пешеходы: наезды на людей, внезапно появляющихся из-за стоящей машины, в различных дорожных условиях составляют от 30 до 60 случаев из каждых 100*. Чаще всего это происходит там, где автобус останавливается прямо на проезжей части дороги, а ширина ее не позволяет при объездах создать достаточный интервал (рис. 1). Но подобное может произойти и возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств — сеток, барьеров и т. п. (рис. 2). Наконец, нередко пешеходы страдают при попытке водителей избежать столкновения с автобусом или другим транспортным средством (1—4 процента от общего числа наездов), а также в ситуации, показанной на рис. 3, то есть когда опасности подвергают себя сами, спеша через дорогу к автобусу (8—15 процентов) или просто ожидая около проезжей части его прибытия (3—12 процентов). Вторым по своему удельному весу видом происшествий является столкновение автомобилей. Зачастую это столкновение автомобиля, следующего за автобусом или приближающегося к нему, когда он тормозит (рис. 4) или же прямо на маршрутной остановке (рис. 5). Такие происшествия составляют 5—15 случаев из 100. Столкновение с автобусом возможно ив иной обстановке. Скажем, при отсутствии разгонной полосы в момент, когда автобусы отъезжают от остановки (рис. 6), или уширения проезжей части возле маршрутных остановок (рис. 7), а также при неправильном, слишком близком расположении автобусных остановок (рис. 8). Просчет водителя во всех таких эпизодах заключается в неверной оценке скоростей автомобилей, а стало быть, и их тормозных возможностей. Наконец, при неожиданном появлении пешехода водитель, естественно, выбирает из двух зол меньшее и, спасая человека, идет на столкновение с автобусом (рис. 9). Эти же обстоятельства могут быть причиной столкновения двух встречных автомобилей (рис. 10). Иногда в приведенных выше ситуациях водителю удается избежать и наезда и столкновения, но при этом ему уже не хватает полотна дороги, машина оказывается в кювете, под откосом и т. п. (рис. 11). Такие, как их называют, съезды с дороги составляют 3—10 процентов. Мы обращаем особое внимание на автобусные остановки потому, что здесь создаются наиболее частые помехи движению и на дорогах, и в городах. У автобусов городского сообщения, например, остановки следуют через 500—800 метров, у пригородного — через 800—2000 метров. Следовательно, каждый из них на протяжении маршрута 20—30 раз может стать потенциальной угрозой для водителей. Если же сюда прибавить и все останавливающиеся на проезжей части или на обочине автомобили, то легко представить себе, как часто возникают эти опасные ситуации. Лишь одна треть дорожных происшествий заканчивается здесь * Статистические данные приводятся по результатам обследования дорог, проведенного дорожно-технической лабораторией Московского автомобильно-дорожного института.Перевод с английского А. Татьянченко которое ноОоболее или менее благополучно. Вообще же 50 процентов пострадавших получает тяжелые ранения ив результате почти половина из них гибнет. От краткой оценки опасностей обратимся к причинам происшествий. Главная из них в том, что в зоне автобусных остановок резко ограничивается обзорность. Казалось бы, убавь скорость — и все будет в порядке. Но в том-то и дело, что большинство водителей не знает, в каком месте и насколько нужно снижать скорость и какие еще здесь принимать меры. Каким же принципам надо следовать, чтобы самому не попасть в статистическую сводку, данные из которой приведены выше? Как мы уже видели, наезды на пешеходов чаще всего приходятся именно на двухполосные автомобильные дороги и необорудованные остановки, где автобус встает просто на краю полотна. Здесь объезжающие да и встречные автомобили проходят мимо него почти вплотную, а в этих условиях никакое замедление не выручит. И все же есть несколько безаварийных методов преодоления такой зоны. Если за автобусом движется цепочка машин, то опасность внезапного появления пешехода из-за головы автобуса подстерегает только водителя первого автомобиля. Ему надо подгадать скорость движения таким образом, чтобы в момент окончательной остановки автобуса автомобиль уже поравнялся с ним (рис. 12). В такой ситуации пассажир, вышедший через переднюю дверь, сразу замечает, что автобус объезжают автомобили, и будет ждать безопасного момента. Некоторые полагают, что и после того, к аку автобуса откроются двери и часть пассажиров выйдет, для водителей не будет никаких неожиданностей, если следить за пешеходами по ногам, которые видны в просвете под автобусом. Такой рецепт нам кажется рискованным. Ноги людей, обходящих автобус, действительно видны, но на расстоянии не менее 15—20 метров. Когда же водитель подъезжает ближе, он теряет пешехода из вида. И здесь уже скорость не спасает. Несложные расчеты показывают: чтобы избежать наезда на человека, внезапно выскочившего из-за автобуса на проезжую часть, нужно иметь скорость движения не более 2—3 км/час для попутного автомобиля (пешеход вышел из-за передней части автобуса) и не более 5—7 км/час для встречного автомобиля (если пешеход выбежал из-за задней части автобуса). Второй метод прохождения опасной зоны маршрутной остановки заключается в выборе такой дистанции между автомобилем и автобусом, чтобы обогнать его уже после того, к ак он тронется с места (рис. 13). В этом случае водитель автомобиля хорошо видит все, что делается на посадочной площадке. Но лучше всего обогнать автобус до остановки. Скажем, начать обгон в тот момент, когда автобус стал притормаживать, а закончить его за десяток — другой метров до остановки (рис. 14). При условии, разумеется, что с противоположной стороны дороги к подъезжающему автобусу не спешат люди. При этом обеспечивается некоторый сдвиг во времени между возможным появлением управляемого вами автомобиля у остановки автобуса и моментом выхода из него пассажиров. Этот метод значительно лучше, чем просто «смотреть на ноги», он позволяет при небольшой тренировке существенно снизить психическое и физическое напряжение и, что самое главное, исключить наезды. Теперь обратимся к автобусным остановкам, вынесенным на обочину. Здесь водитель может не снижать скорость, если стоящий автобус находится в 2,5 метра и дальше от кромки проезжей части. Для того и делают «карманы». Но расслабляться не советуем. Все-таки остановка не отделена от шоссе, и неожиданное появление пешехода вполне возможно. Не думайте, что, если автобус свернул с дороги в «карман», опасность миновала. Это неправильно. Иное дело, когда остановка отделена от дороги островком безопасности, а выходу пассажиров на проезжую часть препятствует металлическое ограждение. Такие остановки можно проезжать безбоязненно.