уничтожая способный еще служить металл. Сегодня мы уже можем пользоваться высокоэффективными травильно-защитными растворами, такими, как, например, ТЗР-30 (см. «За рулем», 1969, № 1). Удовлетворительный результат получается и при более простом составе: 160 г ортофосфорной 70-процентной кислоты и перетертых в ней 20 г желтой кровяной соли. Состав — белый, как молоко. Его наносят кистью или тампоном и выдерживают 2 часа. Получается поверхность приятного синеватого цвета. Коррозия в дальнейшем замедляется, а заплаты, сделанные из стекловолокна на эпоксидной смоле, не отстают. На подготовленной таким образом поверхности лучше держатся грунт и краска. Вообще автолюбителю нынче куда легче, чем несколько лет назад. В Москве, скажем, уже можно купить выпускаемый в ГДР защитный графитовый раствор, способный еще и растворять ржавчину. Появилась также новая защитная мастика из Казани. Эти товары, конечно, будут поступать в продажу все в большем количестве. Одновременно разрабатываются составы, которые можно наносить и без предварительной очистки. Но вернемся к автолюбителю с его «Москвичом». Если он своевременно превратил заднее крыло (у моделей «402», «407» и «403») из «трудносъемного» в легкосъемное, его задача облегчается. Делается это просто: взамен болтов крыло крепят шпильками с гайками (см. «За рулем», 1963, № 11). Шпильки ввинчивают в квадратные гайки, имеющиеся в крыле, а новые гайки завертывают изнутри багажника. Точить для этой цели шпильки из «нержавейки» — ненужная роскошь. Защиту кузова осуществляют по-разному. Все понимают, что образуемая колесом «пескоструйка» отбивает от металла даже самую твердую краску. А на мягкой поверхности, покрытой битумной мастикой, отброшенная колесом песчинка не вызовет скалывания. Все верно. И иные автолюбители успокаиваются, покрыв машину снизу мастикой. Между тем это только осложнит жизнь. За большой поверхностью днища следить трудно, поэтому в местах, где мастика отстает, ржавчина может проесть дыры, которые мы не заметим. Все еще модно покрывать машины снизу свинцовым суриком. Утверждают, что польза от сурика бывает главным образом в том случае, если наносить его на очищенный металл и краску солифой перемешивать не кое-как (с оставшимися крупинками), а основательно перетирать. Но вот иной из «зеленых» владельцев, тоже следуя моде и не представляя себе, что к чему, поручает «дяде Васе» покрасить «Волгу». Тот, пряча ухмылку, заваливает Красавицу-машину на бок, мажет ей живот свинцовым суриком прямо поверх добротного защитного покрытия, нанесенного на заводе. Толку от этого нет. Но все довольны. Битумной мастикой замазывают стыки и покрывают внутренние поверхности. Мастику не покупают, ее издавна стряпают сами. Это творческое занятие — вынужденное: защитную мастику не всегда найдешь в магазинах. В качестве компонентов используют битум марки «какой попадется», моторное масло, резиновый клей, касторовое масло, волокнистые добавки и все прочее, что сочтут подходящим. Рецептура — на глазок, по интуиции. Однако варево получается сносное. Ведь нужно, чтобы мастика (в основном) не отставала от кузова, не стекала в Жаркую погоду и не была хрупкой. Иногда пользуются пластилином. В южных районах он может потечь, но зато отлично заполняет узкие щели, не вредит краске, под ним не образуется и не развивается коррозия. Автолюбители, предоставленные самим себе, варят и иную, как будто многообещающую, мастику. Рецептура ее примерно следующая. Битума 7 частей, бутилкаучука и парафина по 3 части, плюс моторное масло. Количество его зависит от желаемой консистенции мастики. Сначала в нагретом масле разжижают бутилкаучук, а затем добавляют парафин и битум. Сомнительно, чтобы автомобилисты-«алхимйки», разжегшие под старым чугуном с черным варевом костер, точно знали рецептуру. Но других сведений привести не могут, а результатом довольны. Если сжать мастику пальцами, то при разжимании в разрыве между слоями тянется множество волокнообразных связей. Она не затвердевает, не течет в жаркую погоду. Обезжиривать поверхности для нее, конечно, не требуется, потому что она сама содержит много масла. «Алхимики» довольны варевом и надеются уберечься от коррозии. Хочется верить. И пока соответствующие институты не предлагают автолюбителям эффективной и дешевой мастики для защиты машин от зимних соляных ванн, творческие поиски продолжаются. М. ГИНЦБУРГ Рис. М. КаширинаКРЫЛАТЫЙ ЮБИЛЯР В этот день репортеры, фотокорреспонденты, работники телевидения, собравшиеся в здании московского Центрального аэровокзала, с нетерпением ждали 25-миллионного пассажира знаменитых лайнеров АН-10 — того, ному предназначались памятное письмо Генерального конструктора О. К. Антонова й модель самолета. Аэрофлот торжественно отмечал этот юбилей. А с ним совпала другая круглая цифра: исполнилось десять лет со дня внедрения предложенной автотранспортниками прогрессивной системы обслуживания авиапассажиров. Эта система была разработана совместно Главмосавтотрансом и тогдашним Главным управлением гражданского воздушного флота и заключалась в том, что регистрировать пассажиров стали не в аэропорту, а в центре города, в трансПортно-экспедиционном агентстве. 15 апреля 1959 года водитель автобуса С. Чубенков доставил первых пассажиров и их багаж прямо к трапу самолета, следовавшего рейсом Москва — Ленинград. Новый метод позволил более чем вдвое сократить так называемую предполетную подготовку пассажиров, избавить их от излишних забот, связанных с поездкой, перевозом багажа. С расширением московского аэроузла и строительством вокзала в 1966 году был Создан специальный филиал Мострансагентства для обслуживания пассажиров, связавший город и аэропорты. 120 автобусов перевезли 5378 тысяч человек, вылетавших из столицы 289 рейсами. Поток пассажиров постоянно растет. Поэтому к концу нынешнего года намечено пополнить парк автобусов 65 новыми ЛАЗ-697Е. Главмосавтотранс рассчитывает в 1970 году приступить к строительству специализированного парка. Ну, а кто же тот счастливый пассажир, о котором мы упомянули в начале заметки? Им оказался инженер Львовского завода медицинского оборудования Вадим Иванович Евдокимов. Когда «25-миллионный» садился в автобус, его Поздравил водитель П. Щербаков. В. КУРБАТОВ ПАЯЛЬНИК-ПИСТОЛЕТВо многих случаях при ремонте автомобилей и мотоциклов необходим паяльник. Он может понадобиться не только в гараже, но ив пути, поэтому важно, чтобы он был автономен.Удобный и безопасный паяльник-пистолет предложил инженер В. А. Андреев (Куйбышевский авиационный институт). Новый инструмент удобен в работе, экономичен и безопасен. Он действует от бортовой сети автомобиля и Йассчитан на напряжение 12—36 вольт. сточником тепла для прогрева медного паяющего наконечника служит электрическая дуга. Она легко зажигается и регулируется специальным механизмом. Оловянистый припой плавится за 20 секунд. Конструкция паяльника-пистолета — проста. От редакции . Организации, желающие наладить выпуск этого нужного прибора, могут обратиться за технической документацией в ГОСИНТИ (Москва, В-49, ул. Димитрова. 30).17