На какой же из машин остановить выбор, если цена их почти одинакова? Наиболее прост по конструкции мотовелосипед Пензенского велосипедного завода, похожий на обычный велосипед. У него нет задней подвески, поэтому он самый «жесткий»; тормозная втулка заднего колеса — велосипедного типа, срабатывает при нажиме педали назад, передняя вилка — рычажная, тормоз переднего колеса — колодочный, бензиновый бак емкостью 2,0 л позволяет проехать без заправки до 100—120 км . Любителям более длительных поездок можно порекомендовать легкий мопед современной формы «Рига-5» (верхнее фото) завода «Саркана Звайгзне». В отличие от мотовелосипеда 16-ВМ он снабжен телескопической передней вилкой, у него более мощные колодочные тормоза на передние и задние колеса, усиленные спицы колес. Запас топлива позволяет проехать без заправки до 400 км . Подобен рижскому легкий мопед МП-045 Львовского мотозавода, современный как по формам, так и по конструктивным решениям. В нем учтены пожелания владельцев прежних моделей. Мягкость посадки обеспечивается передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской в сочетании с мягким седлом из латекса. Водителя не утомляют ни большие расстояния, ни езда по проселочным дорогам. Он может спокойно удаляться от дома, зная, что запасом топлива обеспечен на 400—450 км . А вот на нижнем фото — машина, похожая на микромотоцикл. Только педали напоминают, что перед вами не мотоцикл, а мопед. Элегантные «Рига-4» и МП-046 снабжены двигателями Ш-51 (Ш-52) мощностью 2—2,2 л. с , двухступенчатой коробкой передач (которые переключаются левой рукояткой руля), телескопической передней вилкой, задней маятниковой подвеской, достаточно сильными тормозами обоих колес. Своеобразие в оформлении каждой машины привлекает покупателей. Тем, кто собирается ездить преимущественно по хорошим дорогам с твердым покрытием, можно рекомендовать «Ригу-4»: у нее меньше колеса (размер шин 2,5X16). Для проселочных и лесных дорог больше подходит мопед МП-043 или МП-046 Львовского мотозавода. Они устойчивее на таких дорогах благодаря большим по диаметру колесам (размер шин 2,25X19). М о ­ педы рассчитаны на одного человека и снабжены легким багажником для небольшого груза. А что же выбрать любителям туризма, спортсменам? Им пока можно рекомендовать те же мопеды «Рига-4» и МП-046. Говорим пока, потому что заводы готовят им особые подарки и работают сейчас над различными модификациями (на базе серийных) мопедов типа «Спорт» и «Турист». Конструкторы стремятся придать этим машинам высокую проходимость, руководствуясь девизом «где пройдет человек, там пройдет мопед». Многих читателей журнала беспокоят вопросы, как правильно эксплуатировать мопеды и каково положение с запасными частями, так как любая машина не вечна. Вполне понятные заботы. Мопед, как и всякая машина, требует квалифицированного технического обслуживания. И начинающему водителю надо уделить своему двухколесному другу самое большое внимание с первых же дней. Было принято в расчет, что у владельцев мопедов, как правило, мало технического опыта, и в помощь им в областных центрах созданы гарантийные пункты обслуживания мо ­ педов. Так, рижский мотозавод «Саркана «Звайгзне» имеет 42 таких пункта, львовский — 56. Очевидно, в дальнейшем они будут обслуживать и те и другие машины и, таким образом, общее количество пунктов возрастет. Решается вопрос о полном обеспечении запасными частями всего парка мопедов, как это уже сделано в отношении велосипедов. По-видимому, в ближайшие два-три года спрос на запасные части будет удовлетворяться полностью. Ну, а тех, кто хочет и способен ездить побыстрее, кто собирается в дальнее путешествие, удовлетворит мотоцикл Минского мотовелозавода М-105 (среднее фото). На этой легкой и сравнительно мощной машине, если позволяют возраст и здоровье, можно посетить Кавказ, Крым, Прибалтику, Закарпатье, Сибирь, Среднюю Азию. Двигатель рабочим объемом 125 см 3и мощностью 7—7,5 л. с. обеспечит скорость до 90—95 км/час по дорогам с твердым покрытием, а удобное седло рассчитано на двоих. Летом на дорогах можно увидеть запыленные мотоциклы М-105, только что прошедшие 4—5 тысяч километров, и гордо сидящих водителей с загорелыми счастливыми лицами. Сразу видно, что машина им доставила много радости в большом путешествии. Для любителей соревнований минчане готовят новый, более скоростной мотоцикл на базе М-105. У модели «Спорт» будет более мощный, форсированный высокооборотный двигатель. Это как раз то, что нужно для овладения первой ступенью мастерства и массовых молодежных соревнований в районах, областях, краях. Многоступенчатая коробка передач обеспечивает нормальную работу двигателя на различных дорогах ив условиях бездорожья. Эта машина скоро поступит в продажу. В заключение хочется пожелать счастливого пути. будущим владельцам мопедов и мотоциклов А. АБРОСИМОВ, инженер Для сведения приводим цены Мотовелосипед 16-ВМ Легкий мопед МП-045 Легкий мопед «Рига-5» 120 руб. 130 руб. 130 руб. Мопед МП-046 Мопед «Рига-4» Мотоцикл М-105 — 190 руб. — 197 руб. — 350 руб.По письму приняты мерыСПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНАВ письме водителей такси Братского пассажирского автотранспортного предприятия № 1 приводились факты необоснованного снижения расценок за платный пробег, изменения плана выручки руководителями предприятия. Редакция попросила Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР рассмотреть жалобу шоферов. Заместитель начальника «Востокавтотранса» тов. Поляков сообщил редакции, что в Братск специально выезжала комиссия Восточно-Сибирского территориального транспортного управления. Проверка подтвердила факты . Руководство автотранспортного предприятия без согласования с местным комитетом изменяло размер отчислений водителям таксис рубля выручки за платный пробег. «В настоящее время на предприятии отчисления водительскому составу с рубля выручки установлены в размере 16,5 коп. при выполнении платного пробега и 15 коп. при невыполнении задания по платному пробегу, — говорится в ответе. — По результатам проверки письма проведено общее собрание водителей такси, на котором было дано разъясне ­ ние по вопросам установления заданий и расценок за платный пробег».УВОЛЕН ЗА ОБМАН«В поселке Промышленная Кемеровской области очень плохо обстоит дело со снабжением автомотолюбителей бензином и смазочными маслами», — говорилось в письме читателя А. Дайнеко. Ред акциянаправила жалобу в Главнефтеснаб РСФОр^для принятия мер. Обычно этим дело и кончается, потому что меры, принимаемые Главнефтеснабом, бывают действенными. И вдруг еще одно письмо тов. Дайнеко: «Получил копию ответа заместителя начальника Кемеровского управления Главнефтеснаба В. Симаненко, в котором он пишет, что факты , изложенные в моем первом письме, не соответствуют действительности — талоны рыночного фонда есть, бензоколонка — тоже, и работает она бесперебойно. Но это же отписка, а не ответ! Правда только то, что есть бензоколонка, но бензина-то и масел в ней нет, как и прежде. Кого хотел цвести в заблуждение В. Симаненко: автомотолюбителей, журнал или Главнефтеснаб?» Действительно, кого? Пришлось вторично обращаться в Главнефтеснаб РСФСР. Ответ заместителя начальника В. Разумова поставил все на свои места: «Указанные в письме А. Дайнеко факты подтвердились. За дезинформацию виновный уволен с работы. Кемеровским управлением выделено Райпотребсоюзу 30 тонн автобензина для продажи владельцам личного автомототранспорта по талонам рыночного фонда. Директору Бормотовской нефтебазы предложено организовать продажу масел в расфасованном виде».ПРОСЬБА КАРТИНГИСТОВ УДОВЛЕТВОРЕНАВоронежский шинный завод освоил производство шин для картов. Сейчас они выпускаются в достаточном количестве. и клубы могут их приобрести через комитеты ДОСААФ. Между тем. как свидетельствует полученное редакцией письмо группы спортсменов гор. Шяуляй, не все клубы знают об этом. Спортсмены жаловались на отсутствие шин для картов. Редакция обратилась в республиканский комитет ДОСААФ Литовской ССР с просьбой помочь картингистам. Вскоре оттуда пришло сообщение: Шяуляйскому клубу выделено 20 комплектов шин для картов.19