Справочная ' службаЧЕМ СМАЗЫВАТЬ ШАРНИРЫ" Б. Чередников из г. Владивостока спрашивает, н ельзя ли смазывать шарниры карданного и промежуточного валов «Волги» консистентной смазкой ЦИАТИМ-201. Отвечают специалисты Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ). Смазка ЦИАТИМ-201 (Ц-201) для этого не годится. Из-за очень низкой коллоидной стабильности эта консистентная смазка разделяется в шарнире на две фазы, причем более жидкая выбрасывается из него центробежными силами, а более густая оказывается обогащенной мылами ив значительной мере теряет смазывающие свойства. Под большой нагрузкой эта часть смазки выдавливается из узла трения, и износ его деталей увеличивается. В жаркое время года летучее масло МВП, которое входит в состав Ц-201, испаряется, особенно из тонких слоев смазк и , что также ухудшает ее качество. Применять другие консистентные смазк ившарнирах карданных валов можно. Автозавод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) провел длительные испытания различных смазок для этого узла автомобилей и рекомендует для него ЦИАТИМ-202 и ЛЗ-158.'"CU -ПРИСВОЕНИЕКВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯЧитатели обращаютсявредакциюс просьбой разъяснитьпорядок присвоения квалификации водителя автомототранспорта. Положением о порядке присвоения квалификации водителя автомототранепорта установлены следующие категории: водитель автомобиля (профессионал или любитель); водитель мотоцикла; водитель мопеда (с объмом цилинд3 ра 49,8 см и более). Присваивают квалификацию водителя любой из этих категорий и выдают соответствующее удостоверение только органы Государственной автомобильной инспекции после успешной сдачи экзаменов по Правилам движения и вождению. Тот, кто хочет стать водителем-профессионалом, должен окончить специальные курсы (школу); любителям и мотоциклистам разрешается самостоятельная подготовка к экзаменам. Водители автомобилей — любители и профессионалы, — ж елающие получить квалификацию водителя мотоцикла, мотороллера или мопеда, должны сдать экзамены только по вождению; обучение в этом случае не обязательно. Готовят водителей автомотоклубы и курсы при первичных организациях ДОСААФ, учебные комбинаты министерств автомобильного транспорта и учебные заведения профтехобразования, а также курсы, организуемые непосредственно при крупных автохозяйствах. К управлению автомобилем допускаются лица, достигшие 18 лет, а мотоциклом — 16 лет, имеющие образование, к ак правило, не менее семи классов. Физическую пригодность к управлению автомототранспортом определяют комиссии при медицинских учреждениях министерств здравоохранения. Для того чтобы сдавать экзамен в Государственной автомобильной инспекции, н ужно представить: свидетельство об обучении на курсах или в школе (для профессионалов); справку медицинского учреждения; квитанцию учреждения Госбанка об уплате установленного сбора за экзамен; две фотокарточки размером 3x4 см на матовой бумаге. Экзамены принимаются сначала по Правилам движения, а затем по вождению. Этот второй экзамен можно сдавать в течение трех месяцев. В случае неудовлетворительных отметок по вождению необходимо вновь сдавать экзамен по Правилам движения, л ица , не выдерж авшие экзамена по Правилам движения, н экзамену по вождению не допускаются. Кандидаты в водители, занимавшиеся в автошколе или в другом учебном заведении, к повторным экзаменам допускаются по представлении справки о прохождении дополнительного обучения, но не ранее чем через 10 дней. Тот, кто самостоятельно подготовился к экзаменам на получение удостоверения водителя автомобиля — любителя, водителя мотоцикла или мопеда, но не выдержал их, повторно допускается к ним не ранее чем через 20 дней, предоставляемых для более тщательной подготовки. Если окажутся неудачными три попытки, в четвертый раз можно сдавать экзамен только после окончания школы или кур сов. Водитель автомобиля — любитель имеет право на управление легковыми и грузовыми автомобилями, но без права работы в качестве водителя. Водители-профессионалы, не работавшие по специальности более года, допускаются к управлению транспортными средствами только после сдачи экзаменов в Государственной автомобильной инспекции по Правилам движения и вождению, а имеющие перерыв более трех лет, проходят ещеи медицинское переосвидетельствование. Лица, не работающие водителями более 10 лет, полностью утрачивают квалификацию.•щш,!.«,' 11,5fig1су3£ЩИТКИ И СКОРОСТЬ«Я хочу поставить на свой мотоцикл щитки: ветровой — на руль и грязезащ итные — на раму перед ногами. Как это отразится на скорости мотоцикла?» — с прашивает Н. Загоров из Костромской области. Скорость мотоцикла, к аки всякого тела, движущегося в воздухе, при прочих равных условиях зависит от его лобовой площади и степени обтекаемости. Чем больше лобовая площадь и менее обтекаема форма, тем больше сопротивление, оказываемое воздухом при движении. Причем сила сопротивления воздуха прямо пропорциональна квадрату скорости. Эти зависимости каждый мотоциклист, наверное, испытал на практике . При движ ении на большой скорости воздух становится как бы плотнее, он с силой давит на грудь и будто держит мотоцикл. Но стоит пригнуться к рулю, к актутже чувствуется ускорение, подтверждаемое стрелкой спидометра. Поэтому на гоночных мотоциклах для достижения максимальной скорости устанавливаются специальные обтекатели, а спортсмены применяют посадку, при которой спина располагается почти горизонтально. Разумеется, при поездках на дорожных мотоциклах не менее важно, чем скорость, удобство. Бесспорно, приятнее ездить с защитным щитком. Чтобы не создавать большого сопротивления, он долж ен быть нешироким и выпуклым, тогда встречный поток воздуха отклоняется и обтекает фигуру водителя. По высоте ветровой щиток делают примерно на уровне подбородка, чтобы можно было смотреть на дорогу поверх него, иначе при дожде придется вытягивать шею. Устанавливать щитон лучше наклонно, так, чтобы он служил как бы продолжением передней вилки. Таким образом, если лобовая площадь щитка не больше площади соответствующей части тела и его форма обтекаема, то благодаря меньшему сопротивлению воздуха максимальная скорость мотоцикла (при прочих равных условиях) несколько увеличится.т ик футорки служит упором при ее установке и заворачивании свечи. В головке рассверливают свечное отверстие до диаметра 16,4 мм и нарезают в нем тугую резьбу 18 X 1,5 мм. При возможности на верхней плоскости головки делают выборку под буртик футорки, чтобы сохранить прежнее расстояние от посадочного торца свечи до камеры сгорания. Если выборку не делать, то электроды свечи будут утоплены в отверстии на толщину буртика. В этом случае запиливают края отверстия или снимают фаску со стороны камеры сгорания. Для установки футорки головку нагревают до 70 — 8 0 градусов. Резьбу свечного отверстия быстро смазывают клеем БФ-2 или подобным к вворачивают в него специальным ключом футорку. Ключ представляет собой трубку, на торце которой выпилены два зуба для захвата буртика футорки. Когда головка остынет окончательно, в футор ке нарезают резьбу, а со стороны . камеры сгорания кернят в нескольких точках, чтобы она не выворачивалась при снятии свечи.САМОДЕЛЬНЫЙ ТАХОМЕТРКак проверить обороты коленчатого вала двигателя? Этот вопрос интересует многих владельцев «Волг», «Москвичей», «Запорожцев», о чем свидетельствуют получаемые редакцией письма. Известно, что скорости вращения коленчатого вала прямо пропорциональна частота нскрообразования. Зная одну величину, легко рассчитать другую. Этот принцип и положен в основу конструкции электрического тахометра, предложенного работником НАМИ О. Кузовниковым. Такой простой и надежный прибор каж дый автолюбитель может изготовить сам. Прерывистое напряжение, поступающее с контакта распределителя зажига ния на «вход» тахометра, преобразуется в нем в одинаковые по форме и амплитуде импульсы, которые после выпрямления измеряются микроамперметром (например, типа М93 или М494). Теперь о тарировке прибора. . М ожно использовать стандартную шкалу микроамперметра или сделать новую, разделив ее дугу на равные отрезки — деления. Для большей части двигателей достаточно максимума 5000 об/мин. Только «Москвич-412» потребует 6000 об/мин.р Я, 470 Rs1,8K*—Г=1-Г-СД58-AJ-5 Д2Е50-2QD«<«О РЕМОНТЕ СВЕЧНОГО ГНЕЗДАМотолюбитель тов. Володин из Ставропольского края просит рассказатьо способе ремонта гнезда для свечи в цилиндре ирбитских мотоциклов, если в нем сорвана резьба. Наиболее часто в этом случае устанавливают в головках из алюминиевого сплава так называемую футорку. Вид ее и способ крепления зависит от технических возможностей. Обычно футорку вытачивают на токарном станке из латуни согласно размерам; приведенным на рисунке, но резьбу для свечи (14 х 1,25) нарезают только первым метчином, с тем, чтобы пройти ее окончательно после установки в головку. Бур-Включим наш прибор в сеть переменного тока с частотой 50 гц через пониж ающий (до 10 — 1 2 в) трансформатор. Подбором конденсатора С, (см. схему) выводим стрелну тахометра в положение, близкое к принятому на шкале за 1500 об/мин (на шкале 50 микроампер, например, соответствуют цифре «15»), Регулировкой резистора R< добиваемся точного совмещения стрелки с цифрой, обозначающей 1500 об/мин. Тахометр готов. Установите его на щитке приборов в удобном месте и подключите к системе зажигания . Провод, обозначенный на схеме буквой «Р», подключается к контакту низкого напряжения распределителя, другой — «М» — к массе автомобиля. Если на вашей машине с массой соединен «плюс» аккумуляторной батареи, провода прибора при подключении надо поменять местами.25