|
21
|
|
Кто основной виновник дорожнотранспортных происшествий? На первый взгляд, пьяница, лихач, преступник, спасающийся от погони, или, наконец, неумелый новичок, попавший в переплет. Но наблюдения показывают, что это далеко не так. Конечно, отклоняющийся от нормы водитель может создать опасную ситуацию и стать виновником аварии в сто раз чаще, чем остальные участники движения. Однако борьба с такими безумцами в большинстве стран организована хорошо, и в общей массе их относительно мало — не больше одного на тысячу нормальных водителей. Так что именно ошибки последних, пусть очень редкие, пусть единственные, накапливаясь, становятся главной причиной дорожных происшествий. И они составляют цифру гораздо большую, чем число аварий, совершенных безответственными безумцами. Это значит, что безопасность на дорогах в первую очередь зависит от осторожности и бдительности основной массы шоферов и мотоциклистов. Чаще водитель ошибается тогда, когда его покидает чувство самодисциплины или самосохранения, когда он спешит или им овладели злость, беспокойство, когда он чрезмерно устал или просто забылся. Это подстерегает каждого из нас в разное время, и если мы именно в эти моменты будем особо осторожными, многие беды обойдут нас стороной. Рядовой водитель может попасть в аварию раз в 20—30 лет, осторожный человек в состоянии всю жизнь проездить без происшествий. Правда, на дороге мы зависим и от случайности. Пьяницы, преступники и ненормальные люди за рулем всегда в каком-то количестве будут. Не в нашей власти помешать им сталкиваться друг с другом. Но мы в силах осторожной ездой не давать им большой возможности сталкиваться с нами. Если вы наполовину сократите число случаев своей «уязвимости», то тем самым в два раза уменьшите риск попасть в дорожное происшествие по вине другого водителя, будь он трезвый или пьяный. А ведь мы иногда сами делаем себя в какой-то момент уязвимыми для аварии. Идем на риск, не соблюдаем правила безопасности или ослабляем внимание к дорожной обстановке. Такое случается даже с хорошими водителями. Новички за рулем попадают в положение «уязвимости» до 50 раз в день. В среднем же каждый автомобилист оказывается в такой ситуации от пяти до десяти раз. Когда просчет одного совпал с ошибкой другого, все уже зависит только от умения, хладнокровия и взаимной выручки. Девятнадцать из двадцати таких совпадений успешно локализуются, и только двадцатый случай ведет к столкновению. Каждый раз, когда другой водитель делает себя уязвимым для аварии, он одновременно угрожает и вам. Представьте себе множество таких опасных нарушителей правил движения вокруг вас и постарайтесь избегать опасных ситуаций. Это в ваших силах. Подсчитайте количество случа-В отдельных странах могут быть далеко не одинаковыми технические возможности транспортных средств, условия для езды, правила движения. А вот общие обязанности водителя везде одни и те же — делать все, чтобы предотвратить аварии и катастрофы на дорогах. Тем более, когда речь заходит об осторожности и бдительности человека за рулем. Вот почему связанные с этим рекомендации Международной автомобильной федерации, опубликованные в бюллетене ФИА, могут быть полезными и для наших читателей. Мы излагаем их здесь с некоторыми сокращениями.ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОДИТЕЛЯф Тренируйте внимательность и осторожность ® Дисциплина и самоконтроль — лучшая защита от происшествий # Не рискуйте в опасных ситуациях © Ваша безопасность — в ваших рукахев вашей уязвимости в течение дня, недели и проявите решимость сократить их хотя бы наполовину. Даже если это сделаете только вы и никто другой этому примеру не последует, все равно вы сократите наполовину риск и сможете с уверенностью рассчитывать, что проездите без аварий вдвое больший срок. Если же и другие автомобилисты поступят так же, число происшествий резко сократится. Как подсчитать, сколько раз вы были в какой-то момент уязвимым с точки зрения безопасности движения? Возьмите, например, стопку небольших карточек из твердой бумаги. Кладите их каждое утро в нагрудный карман и перекладывайте в боковой по карточке каждый раз, когда миновала опасная ситуация. Подсчитайте их в конце дня и сопоставьте с количеством проделанных километров. Сперва вы, возможно, обнаружите, что не всегда легко зафиксировать момент вашей уязвимости. К тому же сами, вероятно, не сделаете заметных ошибок, поскольку особо внимательны за рулем. Поэтому не исключено, что в первый день итог будет равен нулю. Но, продолжая свои наблюдения, вы столкнетесь с опасными ситуациями, в особенности из-за необдуманных действий водителей почти на каждом перекрестке, увидите, что в течение дня попадаете в уязвимое положение множество раз. При больших скоростях движения, например, каждый прохожий, машина, животное, мимо которых проносится ваш автомобиль, представляют отдельные случаи уязвимости, они могут сделать одно неправильное движение и вызвать столкновение. Или, скажем, вы слишком близко проезжаете мимо двадцати машин, стоящих возле торгового предприятия. Согласитесь, что вы были уязвимы двадцать раз, потому что спешащий покупатель всегда может открыть дверцу, не замечая приближающего автомобиля. Подсчитайте случаи вашей уязвимости в течение трех недель. В первую неделю не изменяйте привычкам. Этот недельный результат составит основу, над которой вам следует работать. Вторую неделю будьте особенно осторожны в езде. Примите твердое решение сократить число случаев уязвимости до минимума, заранее примирившись в интересах безопасности с некоторыми задержками в движении. В конце второй недели подсчитайте результаты и решите, какие из дополнительных мер предосторожности следует ввести в повседневную практику, а что вы просто еще не готовы по какой-либо причине включить в вашу водительскую технику. Третью неделю водите машину по этим новым для себя правилам. Если результаты теперь станут существенно лучше, чем за первую неделю, то вы значительно сократите опасность всяких столкновений в будущем. Количество случаев уязвимости увеличивается в 10—20 раз в конце трудного дня или при срочных поездках. В таких условиях они могут следовать один за другим с интервалом в две-три минуты. При усталости или в спешке, конечно, не хочется заниматься учетом опасных ситуаций. Не поддавайтесь этой слабости, Вас должна воодушевлять мысль о том, что вы стараетесь не ради эксперимента, а с целью выработать у себя крайне необходимые привычки безопасной езды. Может быть, часть вашего ежедневного маршрута включает пересечение потока машин в таких пунктах, где моменты уязвимости просто неизбежны. Тогда наметьте такой путь, чтобы во время второй недели ваших исследований (недели повышенной осторожности) вы всегда двигались вместе с потоком машин, не пересекая его, даже если для этого потребуется проехать лишнее. И вы будете даже удивлены тем, какое удобство доставит вам дополнительная мера безопасности. Мы уверены, что вы примете новый маршрут и на дальнейшее. Если вы, двигаясь по автомагистрали, находите свое положение уязвимым, проверьте, не является ли оно следствием того, что вы ведете автомобиль слишком близко от идущей впереди машины. Если это так, попытайтесь выдерживать в течение второй недели безопасную дистан-21