Один господь бог да автоинспекция знают, сколько молодых людей гоняет по дорогам без водительских прав, особенно в сельской местности. И проселками они не довольствуются, их так и тянет на шумную автостраду. Уж больно велик соблазн обновить мотоцикл, посмотреть, на что он способен. А права не уйдут... И тут уместно задать риторический (а может быть и не риторический) вопрос. Почему охотничье ружье (опасная игрушка) продают только по предъявлении охотничьего билета, а мотоцикл (игрушка не менее опасная) можно приобрести в магазине с такой же легкостью, как ракетку для настольного тенниса? Не целесообразнее ли было бы предварительно окончить курсы, прослушать цикл специальных лекций по безопасности движения, а лишь потом приобретать «стального коня»? Стоит хотя бы бегло просмотреть картотеку дорожных происшествий нашей краевой Краснодарской автоинспекции, как причины аварий сами собой начинают складываться воп ределенную довольно несложную систему. Вот наиболее характерные примеры. Водитель мотоцикла А. В. Лопата догнал на шоссе другого мотоциклиста, В. И. Курбатова и, несмотря на близкий поворот, стал обгонять его на большой скорости. Оба были навеселе и водительских прав не имели. В результате Лопата выехал на левую сторону и сбил пешехода, который шел по обочине. Не справившись с мотоциклом, водитель ynani а отставший Курбатов наехал на него и при этом сам вылетел из седла. Все трое оказались • больнице. Между станицами Старо-Корсун-ской и Васюринской К. Е. Шавкута на большой скорости не справился с управлением и врезался в шедший впереди ГАЗ-51. Мотоциклист и его пассажир погибли. А. М. Азаренков при выполнении левого поворота не пропустил машины, двигавшиеся в прямом направлении, в результате чего столкнулся с грузовиком, и три человека были отправлены в морг. Н. Д . Крупкин за рулем «Паннонии» не рассчитал скорость на повороте, выехал за осевую линию и врезался во встречный автомобиль. Крупкин и его пассажир погибли. Мотоцикл сго рел. Это строки из взятых просто на выборку документов. Как видим, основная причина этих аварий — высокая скорость, с которой мотоциклист не сумел соразмерить свои маневры, короче, не смог справиться. Свыше половины несчастных случаев на наших дорогах приходится на долю мотоциклистов. Многие из «их оказываются нетрезвыми. Между тем хорошо известно, что даже ничтожная доля алкоголя (кружка пива, скажем) резко замедляет реакцию, лишает водителя самокритичности, ведет к опасному лихачеству: вот смотрите все, какой я отчаянный, какие у меня железные нервы! А ведь по сути дела все это пижонство чистейшей воды. В заключение хотелось бы сказать несколько слов о защитных шлемах. Как показывает статистика, в семидесяти случаях из ста мотоциклисты при авариях получают травмы черепа. Шлем, если не полностью гарантирует сохранение жизни, то уж во всяком случае может до минимума дача облегчалась тем, что день был выходной и большая часть их находилась в гаражах. К утру в поле зрения милиции попал шофер серпуховского хлебозавода Николай Фетисов. Выяснилось, что он самовольно взял закрепленный за ним грузовик ГАЗ-51 и обслуживал на нем... свадьбу родственника. А поздно вечером, изрядно захмелев, вызвался развезти гостей. На допросе Фетисов не отрицал факта самовольного использования машины. Признался он ив том, что проезжал ночью по Симферопольскому шоссе, но причастность к гибели юноши категорически отрицал. Перед следователем Вячеславом Ивановичем Горшковым, которому поручили это дело, стояла нелегкая задача. Одних подозрений для обвинения в преступлении недостаточно, нужны доказательства веские, неопровержимые. Еще и еще раз осмотрел следователь машину Фетисова. Никаких вмятин, поломок. Но вот внимание Горшкова привлек след на брусе с правой стороны кузова. Похоже на отпечаток материи. Следователь распорядился вырезать кусок бруса и вместе с одеждой пострадавшего направил его в Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Вскоре оттуда пришел ответ: отпечаток на брусе мог остаться от со-снизить число смертных случаев во время дорожных происшествий. Кстати, во многих республиках, в частности на Украине, еще в прошлом году введен новый порядок, запрещающий мотоциклистам и их пассажирам езду без защитных шлемов. И это правильно. На невеселые размышления может навести все здесь сказанное: что же , выходит, каждый мотоциклист — кандидат в самоубийцы? Ничего подобного! Обратимся снова к той же статистике. Она свидетельствует о том, что подавляющее большинство мотоциклистов долгие годы, часто до глубокой старости, не расстаются со своим верным другом — «стальным конем» и никогда не становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. В чем тут секрет? В благоразумии. Нельзя забывать, что небольшой поворот рубчатой рукоятки управления газом пробуждает мощь, исчисляемую у тяжелых мотоциклов десятками лошадиных сил. Это слепые, нерассуждающие силы. Это многократно увеличенная мощь человека, повинующаяся малейшему его желанию. Все остальное зависит от самого человека. Людям уравновешенным, не зарывающимся, знающим свои и «машинные» возможности, мотоцикл всегда будет доставлять радость и удовлетворение. А лихачу и сумасброду за рулем машина будет опасным врагом. Поэтому давайте будем благоразумными и уравновешенными. Ю. АБДАШЕВ, член Союза писателей СССР г. КраснодарПОСЛЕ СВАДЬБЫшшШИИШШшШтВыло уже за полночь. По обочине шоссе шли двое — парень и девушка. Накрапывал мелкий дождь. Но, увлеченные разговором, молодые люди не обращали на него внимания. Не заметили они и мчавшегося сзади с большой скоростью грузовика. Страшный удар в спину отбросил парня метров на десять в сторону. Девушка вскрикнула. Потрясенная случившимся, она склонилась над безжизненным телом спутника. А тем временем машина, не снижая скорости, скрылась. Ни номера ее, ни других каких-либо примет девушка не заметила. Прибывшие вскоре работники милиции внимательно осмотрели место происшествия, но не нашли никаких следов преступления. Если они даже и были, то их смыло дождем. Удалось только узнать, что юношу сшиб автомобиль ГАЗ-51. Трагический случай произошел на Симферопольском шоссе возле Серпухова. Работники милиции решили первым делом проверить грузовые машины местных автохозяйств. За-прикосновения с пиджаком пострадавшего или другой тканью, подобной той, из которой был сшит пиджак. С заключением экспертизы следователь ознакомил шофера Фетисова. — Вины за собой никакой не знаю, — упорно твердил шофер. — А что касается отпечатка материи на брусе, то это от моей одежды или спецовки слесаря, ремонтировавшего машину. Горшков снова обратился к экспертам. На этот раз он поставил перед ними ряд дополнительных вопросов. Помимо основного — не оставлен ли отпечаток на брусе одеждой шофера или слесаря — следователь попросил выяснить, как он возн ик : от удара или от обычного соприкосновения с тканью. При помощи специальных приборов эксперты установили, что отпечаток образовался от сильного удара, причем в его структуре не было ничего общего с тканью одежды шофера и слесаря. Так след на брусе стал неумолимым обличителем. Правда, Фетисов и после этого пытался отрицать свою вину, но заключение экспертизы, наряду с другими косвенными уликами, добытыми следователем, послужило основанием для сурового приговора. Е. ПОПОК, подполковник милиции