14
15
Новый двигатель лучше приспосабливается кразличнымдорожным условиям благодаря четырехступенчатой коробке передач вместо трехступенчатой у М-104. Представление об устройстве двигателя дает рис. 1. Повышение мощности потребовало усиления основных нагруженных деталей, чтобы несократилась долговечность двигателя. Для облегчения теплового режима цилиндр 2 сделан из алюминиевого сплава с чугунной гильзой. Гильза вставляется во время отливки цилиндр аи имеет в верхней части ребра, обесп ечивающие более надежное соединение поверхностей чугуна и алюминиевого сплава. Поэтому гильзу нельзя выпрессовать для замены . Коренной переделке подвергся коленчатый вал. Усилен шатун 6, а подшипник его нижней головки имеет 24 ролика4x6 , у становленныхв ла-Р ис 1. Двигатель М-105 (поперечный разрез): 1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — стопорное кольцо поршневого пальца; 6 — шатун; 7 — сальник; 8 — подшипник; 9 — стопорное кольцо; 10 — р аспорная втулка; 11 — л евая половина .картера; 12 — цепь моторной передачи; 13 — ш понка ; 14 — шайба; 15 — гайка; 16 — в едущая зубчатка; 17 — м асляный щуп; 18 — педаль переключения передач; 19 — сцепление; 20 — х раповая шестерня пускового механизма; 21 — подш ипник ; 22 — л еваякрышка картера; 23 — у порная шайба; 24 — уплотнительное кольцо; 25 — в ал пускового механизма; 26 — р ычаг кик-стартера; 27 — винт; 28 — п ружина сектора; 29 — центрирующ ийштифт ; 30 — о сь вилок; 31 — в илкап ереключенияIи III передач; 32 — д искмеханизмапереключения передач; 33 — в озвратнаяпружина педали; 34 — регули• ровочный винт; 35 — контргайка; 36 — правая крышка картера; 37 — в илка переключения II и IV передач; 38 — к рышкакоробки передач; 39 — заглушк а правой крышки ; 40 — в едущая зубч атка главной передачи; 41 — регулировочный винт сцепления; 42 — р аспорная втулка; 43 — сальник; 44 — п одшипник вторичного вала; 45 — п рокладка корпуса сальника; 46 — отверстие длясмазки правого подшипника коленчатого вала; 47 — генератор; 48 — н аружный сальник коленчатого вала; 49 — п рокладка коленчатого вала; 50 — п равая половина картера ; 51 — овеча зажигания ; 52 — декомпрессор.Мотоциклы производства минского завода знакомы мотолюбителям. В 1968 году начато серийное производство мотоцикла М-Ю5, который по своим техническим параметрам значительно превосходит предыдущие модели. Выпуск новой машины всегда вызывает большой интерес у владельцев старых моделей. Какие детали новой конструкции подойдут к старым и от старых к новой, какие потребуются переделки, чтобы поставить новое сердце «ослабевшему» ветерану, — вот основные вопросы, которые волнуют их. Читателей интересует, конечно, и благодаря чему при тех же «кубиках» повысилась мощность. Цель публикуемой статьи — ответить на эти вопросы. Прежде всего, что такое мотоцикл М-105? Коротко — М-104 с совершенно новым силовым агрегатом (двигателем с коробкой передач) и закрытой задней передачей. Но есть и другие отличия: п ринажатии на тормозную педаль загораетсялампа стоп-сигнала; новая катушка зажигания В-300 вместе с генератором Г-411 обеспечивают более мощную искру на свече и т. д. Несколько подробнее расскажемо двигателе. Рабочий объем его, к акиу М-104, — 123 см 3 , степень сжатия 8 ± 0,2, Мощность двигателя возросла с 5,5 л . с. п ри 5000—5200 об/мин. до 7л . с. п ри 5200—5500 об/мин. Этого удалось дос тичьтщательным подбором размеров, ф ормыирасположения окон иканалов цилиндра, а такжеприменением карбюр атора К36М сдиффузором диаметром 22 мм.27 Zb £914 /?/0ASx4S*ЩМРис. 3. Переходник для карбюратора К-55. Рис. 4. Стопорная пластина.Рис. 2. Подгонка заднего кронштейна крепления двигателя.тунном сепараторе. Сепаратор исключает взаимное трение роликов с большой скоростью, а следовательно, и перегрев узла. Благодаря этому он дольше служит. В цельноточенные (без заглушек) щ еки коленчатого вала запрессованыцапфы , которые опираютсяна три подшипника8 (№ 303). Для увеличения долговечности предусмотрена смазка подшипников маслом из картера коробки передач. Между крипошипной камерой и подшипниками установлены резиновые сальники 7 размером 47 X 20 х 10. Смазка подводится к правому подшипнику и отводится от него по двум каналам 48 в правой половине картера . Т акая конструкция применена на отечественных двигателях впервые . Усилены моторная передача и сцепление. Количество ведущих дисков с пробковыми вкладышами увеличено до четырех. Коробка передач новой конструкции имеет значительно более прочные шестерни с усиленными кулачками. Чтобы коробку можно было ремонтировать без полной разборки (и не снимая двигателя с машины), сделана специальная крышка 38. Подробнее о коробке передач мырасскажемв другой статье. З адняя (главная) передача осуществляется однорядной роликовой цепью ПР-12, 2-1800-2 (как у «Восхода», «Тулы», «Явы» и чПаннонии»). Она закрыта резино-металлическим кожухом. Таким образом, учтены пожелания потребителей иметь более мощный мотоцикл с четырехступенчатой коробкой передач изакрытой главной передачей. Теперь о взаимозаменяемости. Остановимся на основных, наиболее важныхв отношении эксплуатациии ремонта деталях двигателя. У старыхи новых моделей взаимозаменяемы : п оршень 3, поршневые кольца, палец 4, стопорные кольца 5и втулка верхней головки шатуна; н аружныйсальник 48 коленчатого вала и сальник 43 вторичного вала коробки (сами сальники, а не корпуса, в которые они запрессованы); диски сцепления (опорный, ведущие, ведомые); педали кик-стартера и переключения передач. Сальник 7 коленчатого вала (47 х 20 х 10) подойдет от «Восхода». От «Восхода» ж е можно использовать ведущие диски (шесть штук), соответственно увеличив количество ведомых на два; педали кик-стартера и переключения передач (последнюю с подгонкой). При проектировании нового двигателя конструкторы предусмотрели возможность устанавливать его на рамыстарых моделей с минимальными переделками. Вот в чем они заключаются икак выполняются. Прежде всего надо подогнать задние кронштейны крепления двигателя по контуру картера (рис. 2). Затем рассверлить отверстия в кронштейнах до диаметра 8,5 мм, так как двигатель крепится болтами 8x1 длиной 45 мм. Установив двигатель на раму, подгоняем фланец выпускной трубы так. чтобы он плотно прилегал к патрубку цилиндра. Но лучше поставить трубу от М-105. Обязательно нужно приобрести или изготовить гайку выпускной трубы с резьбой М42 X2 (вместо М42 х 1,5 у старых моделей). Рекомендуется установить также глушитель для М-105.Надо отогнуть тормозную педаль, чтобы она не задевала закрышкукартера . а кроме того, с резать или срубить кронш тейн воздушного фильтранарамеиподрезать переднюю часть правой облицовки мотоцикла по контуру картера . Р аспорную втулку придется укоротить, а звездочку или цепь заменить. Дело в том, что у двигателей старых моделей расстояние «а» (см. р ис . 1) равно 58 мм, а у М-105 — 61 мм (так сделано, чтобы обеспечить зазор между резиновыми чехл ами цепи и колесом). Если вы решили использовать широкую цепь главной передачи (от М-105, «Восхода» и других моделей) при старом колесе, то следует укоротить распорную втулку 42 на 3 мм. Если же использовать цепь от старых моделей (узкую), то надо укоротить втулку на 2 мм и поставить на вторичный вал узкую звездочку. При каких-либо других вариантах учтите разницувширине цепи, зубчаток и расстоянии «а». Не забудьте подложить под гайку звездочки нужное количество шайб, чтобы плотно зажать звездочку. Теперь остается подогнать длину тросов сцепления и газа, присоединить провода к генератору, проверить уровень масла в коробке, з алить его в воздушный фильтр — и можно отправляться в первую поездку. При этом не забудьте оправилах обкатки нового двигателя. Если вы хотите установить на мотоцикл стоп-сигнал, то надо будет приобрести включатель стоп-сигнала любого типа и задний фонарьс двумя лампами. Укрепив включатель при помощи хомутов на раме или на специально приваренном кронштейне, свяжите его пружиной с тормозной педалью. Затем соедините проводом соответствующую клемму (нижнюю) генератора с одной из клемм включателя. Вторую клемму включателя соедините с клеммой лампы стоп-сигнала (6 в, 15 свечей). Пустите двигатель и, н ажимая на педаль тормоза, проверьте действие включателя. Лампа должна загораться, когда тормозная педаль пройдет 10—15 мм (то есть перед началом действия тормозов). Многие мотоциклисты хотят сохранить двигатель старой модели и поставить только цилиндр от М-105. Вот что для этого надо сделать. Пользуясь прокладкой цилиндра в качестве шаблона, подгоните (по возможности) контуры продувочных каналов на цилиндре икартере . Вам потребуется набор шаберов и напильников. Делать это не обязательно, но желательно. З акрепив цилиндр на двигателе, подгоните фланец выпускной трубы к патрубку цилиндра. Крепится труба к патрубку гайкой с резбой М42 х 2. Установите на цилиндр патрубок карбюратора (от М-105) с двумя картонными прокладками икарбюратор К-36М. Для него изготовьте из жести новый патрубок воздушного фильтра, подогнав размер ы по месту. При отсутствии карбюратор а К-36М можно воспользоваться старым карбюратором К-55 и старым фильтром, изготовив предварительно переходник (рис. 3) и обрезав патрубок фильтра на 10 мм.Понятно стремление владельцев старых моделей наших мотоциклов закрыть цепь главной передачи. Это нетрудно. Надо только установить защитные чехлы, если вместе с двигателем М-105 использовать новое колесо с тормозным диском. Вез заменыже этих узлов потребуются больш иеи сложные слесарные и жестяницкие работы. Теперь несколько советов по эксплуатации и ремонту двигателя и некоторых узлов М-105. Не допускайте больших оборотов коленчатого вала на холостом ходу. Рано или поздно это неминуемо приводит к разрушению подшипника нижней головки шатуна. Чтобы проверить правильность регулировки зажигания или карбюратора, лучше проехать с максимальной скоростью небольшой участок дороги (двигатель будет напружен). Включайте передачи плавно, а не рывком. В коробке передач М-105 шестерни имеют по три кулачка, а не по пять, к аку старых моделей. Сделано такс целью упрочнить кулачки, однако при этом увеличилось время, необходимое для их зацепления. Следите за чистотой масла в коробке передач. Не забывайте, что оно служит и для смазки коренных подшипников коленчатого вала. Периодически промывайте картер коробки жидким маслом (веретенным, трансформаторным), но не керосином и не дизельным топливом. З алейтевкартер 0,4 л масла и дайте двигателю поработать на всех передачах, п роехав 2—3 километра. Затем положите мотоцикл горизонтально на левый бок, чтобы могло выйти масло из карманавправой половине картера, и подержите его так пол-минуты. Затем сливайте масло в чистую посуду. Когда масло перестанет течь, снова положите мотоцикл на левый бок и, подержав так 10—15 секунд, слейте остатки масла. Внимательно осмотрите промывочное масло. В нем могут быть инородные включения, которые укажут на поломку или неисправность. Маслу дайте отстояться и, п рофильтровав его, можете использовать повторно. В картер коробки передач заливайте 0,5 л масла AIM0. Иногда у двигателя М-105 появляется довольно значительный осевой люфт коленчатого вала. Ликвидировать его несложно: надо подложить под корпус правого сальника вала регулировочные шайбы наружным диаметром 46 мм и внутренним 30 мм так, чтобы они лежали заподлицо с поверхностью бобышки картера. Изготовить шайбы можно из тонкой жести. Если вы обнаруншли, что отворачиваются болты, к репящие звездочку заднего колеса, в ырежьте из полоски стали толщиной 0,5—0,8 мм две стопорные пластины (рис. 4) и установите их под болты. Затянув их, отогните концы пластин на грани головок болтов. У катушкизажигания Б-300, установленной на М-105, да и на других мотоциклах, довольно часто обрываются проводки, п рипаянныек клеммам. Поэтому, если после проверки других узлов не удалось получить искру на свече, снимите крышкунакатушкезажиганияи проверьте надежность пайкии целость проводов. В случае обрыва припаяйте выводы при помощи гибкого многожильного провода. Если у вашего мотоцикла часто перегорают нити ламп освещения номерного знакаи подсветки спидометра, виноват в этом переключатель света. Причина в том, что при переходе с дальнего света на ближний (или наоборот) он включает эти лампыраньше , чем нить лампы фары, и тогда к ним поступает ток повышенного напряжения . Р азобравшисьв устройстве переключателя, вы сможете устранить неисправность. Чаще всего она заключается в том, что шунтирующ ая пластинка, р асположенная сверху, имеет плохой контакт с клеммами. Причиной может быть изгиб пластинки или загрязнение контактов. Для профилактик и рекомендуется периодически чистить переключатель. При грамотной эксплуатации двигатель М-105 будет служить надежно и долго. Г. ПИЛЮКЕВИЧ, инженере. Минск15