12
13
14
К азимеж на Висле называют « м еккой » х удожниковиархи ­ текторов. В майские дни этого года очаровательный польский городок стал такжеместомпаломничестважурналистов . С ю ­ д а «со всех колес » м чалисьавтомобили из Италии , С оветского Союза, Чехословакии, Ф ранциии разных воеводств Польши. Б Казимсже назначался старт и финиш очередного , !V Интерпресе-рплим — е жегодного автомобильного соревнования журналистовевропейскихстран , с портивнойвстречилю ­ д ей , о бъединенных не толькообщейпрофессией , но иобщим увлечением — автолюбительством. К онечноже , это былсерьезныйэкзаменнетолькоавтомо ­ б илям , но иводительскомумастергтзужурналистов . В течение двух дней на 600 - н илометропойтрассе , к отораяпролеглаче ­ рез Варшаву, Дембяии, Пупазы, Л юблинкдругиегорода , надо было выполнить немало различных хитроумных «проб». Здесь было see: ы скоростныекольцевыегонки , и фигурноевожде кие, и слалом в горах, и 1000-метровый спринт, к соревнования на регулярностьдвижения . Все экипаживыдержали испытан ияечастью , с ошедшихстрассы не было . IV Интерпресс - р атши журналистов. Советская место, закончились победой французских команда заняла третье призовоеРезультаты испытаний автомобиля «МоСквич-412» (в скобкахданные по модели «408»): Максимальная скорость, км/час Разгон с места до 80 км/час, с ей . Разгон с места до 100 км/час, сен. Прохождение 400 мс места, с ек . Прохождение 1 им с места, сек. Расход горючего, л/100 км Число оборотов руля (от упора до упора) Стояночный «карман», м Минимальная скорость движения на прямой передаче, км/час Испытания проводились всухую безветренную погоду принагрузке 150 кг (2 человека) 145—147 11,3 18,7 21,3 37,2 9,5—10 4,2 5,7 31 (120) (17,2) (32,0) (46,2) (9—10) (4,2) (5,7) (33)—Ij p » портивная информация о IV ИнЩЫ$ терпресс.ралли предпослана этому материалу не случайно. Испытания «Мосивича-412» были „„ ,. ж »алланированы редакцией дав» . ' - „ м ваАинародныв автомобильные со* н УР ™ " ж урналистов помогли осуществить этот план, на наш взгляд, наилучшим образом. И благодарить прежде всего следует «Автоэкспорт» и Центральный автомотоклуб ДОСААФ, выделивших машины для участия советских журна ­ листов в ралли. Приглашению а (Польшу мы были рады вдвойне. Во-первых, программа ралли обеспечивала самые разнообразные испытания, л учше которых ижелать было нечего. (Во-вторых, м ожно было заодно опробовать «Москвича» • соперничестве с автомобилями зарубежных автомобильных фирм . Несколько строк о родословной героя •того репортажа . Когда работникиЦАМК СССР подвели нас и фронту .«Москвичей» и сказали: «Выбирайте!», вариантов было множество. Мы взяли самую рядовую машинуиз самой 'первой (партии. Спидометр ее остановился на скромной цифре «49» — намек на предстоящую обкатку, а в паспорт е значилось: номер шасси — 000085, номер двигателя 001289. 'Последние «биогВафические» данные: происхождение — {ооновский завод имени Ленинского комсомола (бывший МЗМ-А), год рождения 1967. т ип кузова — седан. И последнее. Хотя машинаи шла на соревнования, мы для «чистоты экспери ­ мента» р ешили >нв вносить в нее « н из ­ к их изменений и не предпринимать ник аких переделок.ф ОбкаткаОна >прошла безболезненно. Обычно в этот период выявляются мелкие дефеи ты — где-то лодтекает масло, разболталось крепление, изменилась регулировка. Все, однако, (Находилось вполнейшем порядке. Через 2200 километров скорее по долгу, чем по небходимости, в двигатель залили свежую порцию АС-8, на (Всякий случай «умаслили» ответственные детали шасси и этим ограничились, Для тех, кто после «Москвича-408» пересел на «412-й», напомним, что на новой машинеприобкатке допускаются более высокие <в среднем на 15 — 2 0 км/час) скорости движения .ф ДвигательВ сякийраз , когда мы останавливались, приходилось немедленно открывать капот. Нет, не было и (намека на перегрев или какие-то неполадки, хотя автомобиль много часов (подряд шел со скоростью 130 — 140 мм/час. Просто его окружали автолюбители, и сыпались, вопросы, «опросы, (вопросы...В центре внимания был, естественно, новый двигатель. А получился он, на наш взгляд, отменным. Прежде всего надо сказатьо том, что эксплуатацияи ремонт его стали теперь намного проще. Благодаря принципиально новой конструкции распределительного механизма (кулачковый вал в головке двигателя) регулировать зазоры илапанов, судя по всему, придется значительно реже . На «Москвиче-408», например, нередко клапаны требовали к себе внимания через 3000 километров пробега. На модели «412» в течение всех пяти слишним тысяч « л апанный механизм вел себя « т ише воды, н ижетра ­ вы». То жеможно 'Сказать ио приводе кулачкового вала. В опреки распространенному предрассудку о большой шум ности такого привода, цепь .вовсе <не собиралась «греметь». Немалое значение для долголетия мотора имеет переход на очень жесткий пятиопорный коленчатый вал и полнопоточный масляный фильтр, через кото ­ рый проходит (все масло, ц иркулирующеев системе смазки . И наконец, сменные гильзы цилиндров значительно упроща ­ ют и удешевляют ремонт двигателя по сравнению с «Москвичами» п режних моделей. Особенно радовала нас система смазки . Мощный маслонасос уверенно поддерживал давление на уровне 5 атмосфер. Масло хорошо охлаждалось, чему немало способствовало внушительное оребрение мае- ляного поддона двигателя и .корпуса масляного фильтра, отлитых из алюминия. Должны, правда, предостеречь будущих и настоящих владельцев автомобиля. При езде по проселку и дорогам с глубокими колеями надо быть осмотрительным: низко расположенный масляный фильтр и поддон уязвимы, когда между иолесами оказывается чересчур большой (Камень, пенек и т. п. Система охлаждения действовала безупречно. .На любых нагрузках сохранялся постоянный тепловой режим двигателя (стрелка термометра замирала у деления 80 градусов). Одно «но» — неудачно расположенный водосливной краник в нижнем патрубке радиатора. С ним мы попали в беду. На разбитой булыжной дороге двигатель, «подпрыгнув» на своих резиновых опорах, коснулся злополучным краником поперечины подвески. Этого оказалось достаточно. Краник лопнул, вода вытекла. Мы знаем, что многие раллисты ставят на лето вместо краника резьбовую заглушку . Это далеко не лучшее решение, и теперь слово за уфимским моторостроительным заводом. К ак известно, вместе с новым двигателем на «Мооквич-412» пришел и новый генератор, «переменнин», который вдвое мощнее прежнего. Он (великолепно справляется со своими обязанностями. Не оправдались прогнозы «бывалых» людей, которые где-то слышали, что на «412-х» «летят» вентиляторные ремни. Крепление генератора на новой машине очень надежно, и запасной ремень, которым мы на всякий случай обзавелись, остался неиспользованным, Незначительные недостатки, о которых шла речь, заслуживают внимания, но они не могут заслонить серьезных достоинств конструкции двигателя «Москвича-412» по сравнению с его зарубежными «одноклассниками». Примененные в нем новшества обеспечили ему такие (высокие показатели, которые дают право считать его одним из лучших современных двигателей. Он довольно быстроходен — 5800 об/мин. Напомним, что лучшие представители двигателей класса 1500—1600 см 3 развивают максимальную мощность при 5400 — 5 700 об/мин. Не уступает им «412-й» и по литровой мощности, что видно из таблицы. (Кстати, в ней сведены лишь моторы, имеющие один распределительный вал (В головке цилиндров, один карбюратор и близкие по степени сжатия. Сравнивая эти двигатели с «Москвичом-412», нельзя не заметить, что у «Воксхолл-Виктора» и «Оетин-макси» — чугунные блоки цилиндров, без «мокрых» гильз; ВМВ еще держится за шести вольтовую систему зажигания , а «Мазда-1500» шумен в работе, расходует много топлива, требует замены элемента воздушного фильтра через каждые 3000 километров. Наконец, «Остин», «Воксхолл» и БМВ привередливы в отношении топлива — им нужен бензин с октановым числом 98 — 100, в то время как «Москвич-412» довольствуется АИ-93. Двигатель завоевал наше расположение доступностью жизненно (важных точек. Бензонасос, карбюратор, маслозаливная горловина, маслощуп расположены очень удобно. Чуть труднее добраться до генератора и вентиляторного ремня, масляного фильтра, свечей (однако же лучше, чем на модели «408»). (Неудобен доступ лишь к прерывателю и водосливному кранику (тому самому злополучному). В целом по результатам испытаний мы считаем, что у «Москвича-412» двигатель, заслуживающий самой высокой оценки.П 1 .Шт1тВмеспительный и комфортабельный вот девиз этого автомобиля.сферы в передних шинах и 1,9 — в задних. Несмотря на то, что машина шла с полной 'Нагрузкой, (Покрышки безболезненно выдержали все 5000 километров. Однако повышение давления — не наилучший выход. Поэтому Московский шинный завод уже разработал новую модель покрышек для «Моснвича-412», специально рассчитанную на движение со скоростью 140 — 1 50 км/час. (Насколько нам известно, их производство начнется с будущего года.совершенно обновленной коробки передач, ЕслН на модели «408» сцепление работало на пределе возможностей, то теперь оно полностью справляется со своими обязанностями. Мы не заметили за ним на протяжении всех 5000 (километров ни малейшей склонности н самостоятельной пробуксовке, неплавному (включению. И кажется даже, что усилие на педали теперь не столь велико, к ак на «408-м». В коробке третья передача «сближена» с четвертой — прежде разрыв между ними был великоват. Для первой передачи завод выбрал более выгодное передаточное число. Главное же — все передачи теперь имеют синхронизаторы. Работают они хорошо, передачи переключаются четко и легко. На нашем «Москвиче» рычаг коробки еще располагался под рулем, а не на полу, к ак это делается сейчас. Безусловно, в новой конструкции, где тяги привода очень коротки и не пружинят так сильно, к ак на модели «408», включение передач стало еще более точным и уверенным. Меньше стало забот «низу: не нужно больше смазывать шарниры рулевых тяг, подшипники крестовины карданного вала. Это очень большое дело. Но, « сожалению, в шасси еще сохранился добрый десяток точек, требующих периодической смазки.ф Рулевое управление и тормоза«Лепкий» руль — достоинство «Москвичей» последних моделей. Правда, водителям, которые любят на «гоночной» скорости «резать повороты», он кажется даже чересчур легким, даже «вялым». Им не нравится, что «баранка» «от упора до упора» делает 4,2 оборота. Но зато такой ценой приобретается малое усилие на рулевом колесе. Это (качество оказывается незаменимым при маневрировании в тесном переулке, постановке на стоянку, проезде по глубоким (колеям, неровностям. Кстати, если мы посмотрим, к ак обстоит дело в этом смысле утаких близких «Москвичу» по классу машин , к ак «Мазда-1500», «Остин-макси», «ВоксхоллВиктор», то увидим такие цифры; 4,0; 4,2 и 4,4. Лишь БМВ-1602 с ярко выраженным «спортивным» характером имеет 3,5 оборота руля. Тормоза у нас вызвали меньше удовольствия, чем рулевое управление. На •'Москвиче-408* с его максимальной скоростью 120 км/час они удовлетворяли..Но для автомобиля, способного развивать 150 км/час, эти тормоза недостаточно мощны и требуют значительного усилия на педали. Для устранения несоответствия завод в качестве первого шага разработал гидроваиу умный усилитель тормозов. На нашей машине он еще не стоял, но с конца года все большее число «Москвичей» будет оборудовано этими механизмами. Зато мы по достоинству смогли оценить такую конструктивную особенность «Москвича», к ак автоматическая регулировка зазора между тормозным барабаном и колодками. Во-первых, упрощено обслуживание машины, во-вторых, все четыре колеса «берут» равномерно и сразу.ф Подвеска(Как показал опыт, подвеска машины хорошо приспособлена к езде по плохим дорогам, булыжнику. С этой точки зрен ия ее характеристики выбраны удачно. Для движения на больших скоростях по шоссе она несколько мягковата. К ак следствие, крен на поворотах; при длительном движении на скорости, близкой к максимальной, вертикальные колебания машины плохо гасятся амортизаторами, которые довольно сильно нагреваются. Более мощный двигатель, примененный на «Москвиче-412», естественно, заставил конструкторов подумать о модернизации ходовой части. Мы знаем, что автозавод имени Ленинского комсомола, совместно с Московским карбюраторным заводом провел большую работу по доводке и испытаниям более мощных амортизаторов. Надо их поскорее внедрить в серийное производство. Новые амортизаторы помогут резко сократить «раскачивание» при высоких скоростях. Наш автомобиль был снабжен обычными шинами, которые применялись ' и на «408». Для продолжительного движения на них со скоростью 140 — 1 50 км/час заводская инструкция рекомендует повышать давление. Мы держали 1,7 атмо-ф ТрансмиссияНовый двигатель появился на «Москвиче» в обществе усиленного сцепления иМаневренный и послушный, не плошает он ив больших городах. Ему повторяется не только асфальт. Фото В. Ширшова Эксплуатационные показатели современных автомобилей класса 1500 см'Разгон До 100 км/час, сек. Двигатель МаркаПараметры современных двигателей класса 1500—1600 смзXО QJ"OS «о о «Москвич-412» (СССР) «Остин-макси» (Англия) «Мазда-1500» (Япония) «Рено-Р1в» (Франция) СИМКА-1501 (Франция) «Хиллманминкс» (Англия) 1478 1485 1490 1470 1475 14963 5 °. о оESBс А.Л J!.1040 980 1070 960 990 925иus145 140 144 138 140 134в*Расход топлива, л/100 км« к .« оОsiок 11,3 11,0 11,5 11,8 11,0 11.7Автомобили«" К 9ш о «О А «О Рч ОйA S еа ос«к р.аА ш«ЙIIIШё ч ? I я t| ' я0.0 £-5в53gKSxo75 74 78 58 69 64 18,7 16,4 17,1 16,9 16,2 17,8 10,0 10.7 11,7 10,4 13,5 10,2 «Москвич-412» (СССР) «Остин-макси» (Англия) «Мазда-1500» (Япония) «ВоксхоллВиктор» (Англия) БМВ-1602 (ФРГ) 1478 1485 1490 1599 1573 75—5800 11,3—3000 74—5400 11,6—3500 78—5500 11,7—2500 83—5800 12,4—3200 85—5700 12,5—30005л о08,8 9,0 8,2 8,5 8,6чо . 50,8 49,8 52,3 51,9 53,9КузовС эстетической точки зрения кузов «Москвича-412» современен. У него нет вызывающих форм. В целом это машина, чей внешний вид отвечает требованиям большинства автомобилистов. Важным достоинством .кузова является хорошая обзорность с места водителя. Дело не только в большой площади стекол иузких стойках окон. Немало этому способствует высокая посадка водителя. Благодаря ей «все четыре оконечности» автомобиля хорошо видны, при маневрировании на стоянках не надо вытягивать шею, сокращается итак называемая слепая зона впереди и сзади автомобиля. Очень удобен вход и выход — двери, открываются на большие углы. Размеры салона обеспечивают вполне комфортабельное размещение четырех пассажиров. Некоторые владельцы «Москвичей» моделей «412» и «408» утверждают, что коленам пассажиров, сидящих сзади, недостаточно места. Заметим, что на многих европейских машинах класса 1500—1600 см 3 расстояние между спинкой переднего сиденья и передней кромкой подушки заднего на 50 — 70 мм (СИМКА-1501 и «Форд-Кортина»), а то и на все 120 мм (БМВ-1602) меньше, чем у «Москвича». Хочется отметить высокое качество отделки и окраски панели приборов, удобно расположенные подлокотники, р учки замков и стеклоподъемников передних дверей. Очень выгодную форму имеют подушки испинки раздельных передних сидений. Слегка вогнутая спинка поддерживает тело водителя на повороте, не дает ему сползать вбок и облегчает зтим управление автомобилем. Наконец, водитель и пассажир могут теперь независимо регулировать сиденья по своему вкусу. Нам мажется, однако, что диапазон их егулировки по длине мал — всего 130 мм. интересах рослых водителей его следовало бы увеличить до 150 — 170 мм. Раз уж речь пошла о недостатках, то .нельзя оставить без внимания малые размеры зеркала заднего вида. Оно не соответствует площади заднего стекла и ограничивает ориентацию 'Водителя. Заслуживает, н а наш взгляд, к ритикии обивка сидений, воздухонепроницаемый материал 'Которой сильно «печет» в жарк ую погоду. Наконец, просто слаб «голос» сигнала. В целом же «Москвич-412» для своего класса отличается высокой комфортабельностью и богатым оборудованием. Оно включает неплохой двухдиапазонныйтранзисторный приемник, исключительно мощный, хотя и немного шумный отопите ль, омы вате ль стекол, д вухс коростной (19 и 28 ходов в минуту) стеклоочиститель, мягкие противосолнечкые щитки (безопасные в случае аварии), п рикури ­ ватель. Особо хочется сказать об смывателе и отопителе. Конструкция омывателя нам представляется исключительно разумной — он прост и за один ход штока подает на стекло мощную струю воды. Л ри нашей суровой зиме достоинства отопителя трудно 'Переоценить. Надо отметить, что этот прибор, установленный на «Москвиче», выделяется большой производительностью, хорошо направляет нагретый воздух. Мы не смогли оценить целый ряд других, небольших, но важных новшеств в оборудовании кузова, появившихся вса ­ мый (Последний момент. Сейчас на автомобилях моделей «412» и «408» у же ставятся мягкая обивка панели приборов и стойки ветрового стекла, повышающая безопасность, мягкие подлокотники, пепельницы, смонтированные в задних дверях включатели плафонов нузова, срабатывающие при открывании дверей. С точки зрения безопасности большим шагом вперед является применение капота с передним расположением петель. В случае, если неисправен замок или просто капот неплотно закрыт, теперь нет риска, что поток воздуха на большой скорости поднимет его« х добрая репутация среди автомобилистов. Для условий эксплуатации в нашей стране, где пока мало автострад, которые давали бы 'возможность двигаться с максимальными скоростями, н амкажет ­ ся целесообразным повысить приемистость за счет максимальной скорости. Это можно сделать, установив редуктор заднего моста с передаточным числом 4,55 (от модификации «фургон») взамен стандартного 4,22. По проходимости «Москвич» на высоте. Конечно, все в мире относительно, и «412-му» далеко в этом отношении, н а ­ пример, до ГАЗ-69. В тоже время по сравнению с другими легковыми автомобилями нласса 1500 — 1 600 смз он имеет несравненные преимущества. У него высокий (178 мм) клиренс, малые углы переднего и заднего свесов, «тяговитый» двигатель — в этом мы убедились на собственном опыте. Для эксплуатации в городских условиях у «Москвича-412» неоспоримое преимущество в малой длине. Чтобы «пришвартоваться» к тротуару между двумя автомобилями, ему нужен промежуток длиной в 5,7 м, столько же , сколько БМВ-1602, «Остину-макси» и «Хиллману», и меньше, ч ем «Мазде-1500». Весьма ценным достоинством машины является гибкость работы двигателя. Ее определяют по 'Наименьшей скорости, с которой мотор может «тянуть» на прямой передаче без рывков и провалов. У «Москвича-412» она составляет 31 мм/час, в то время каку многих других машин37 — 4 2 км/час. Теперь, когда 5000 километров остались позади, когда «412-й» наконец перешел с нами «на ты», можно сделать общие выводы. Оценивая в целом его конструктивные особенности и эксплуатационные ка ­ чества, смажем уверенно, что это отличная машина для наших автолюбителей. Ну анакже недоработки, о которых нам. пришлось говорить? Ч тож , идеальных конструкций не существует — у каждой есть свои сильные и слабые стороны, и, п о нашему мнению, отдельные недостатки вовсе не снижают общей благоприятной оценки, заслуженной и автомобилем, и заводом, за плечами которого более чем двадцатилетний опыт постройки советских малолитражек. Л. ШУГУРОВ, Г. ЗИНГЕР, спецкоры «За рулем»ф Эксплуатационные показатели машиныДинамические качества «Москвича-412» следует признать весьма высокими. По максимальной скорости и по приемистости он вовсе не уступает лучшим моделям своего класса (до 1500 см 3 ). Несколько меньшая приемистость по сравнению с другими машинами равной мощности объясняется большим весом автомобиля. Это не излишество. Усилительные детали кузова втех местах, где 'Крепятся детали подвески, передающие на кузов нагрузки, мощные пороги и поперечины днища, рассчитанные на многолетнее сопротивление коррозии, наконец, панели капота, к рыши , дверей, отштампованные из более толстого (0,8 мм) стального листа, хорошо противостоящего деформациям, — вот тот дополнительный вес, ценой ноторого куплена исключительная прочность, долговечность и надежность кузовов «Москвичей», а следовательно,РМосква — Польша — Москва