БЕГУЩИЕ ПО СНЕГАМЗаметенные пургой таежные тропы, покрытые льдом реки и побережья северных морей, тысячи километров снежной целины. Здесь, в стороне от «больших зимников» — основных в этих районах транспортных артерий — единственным надежным видом наземного сообщения в любую погоду служат собачьи и оленьи упряжки. Однако скоро у них появится конкурент. Уже разработай удобный моторизованный транспорт для снежного бездорожья — мотонарты. Мы попросили рассказать о снежном вездеходе его авторов и испытателей, работников НАМИ кандидата технических наук Г. Крестовникова, инженеров А. Моисеева и А. Егорова. По внешнему виду, посадке водителя и пассажира мотонарты напоминают мотороллер, у которого вместо переднего колеса две лыжи, а вместо заднего — под сиденьем размещена гусеница. До 200 кг груза и санный прицеп на 180 кг могут везти они в благоприятных условиях. Вес их в снаряженном состоянии 240 кг. Скорость — 30 км/час. Благодаря автоматической трансмиссии управлять «Амурцем» значительно проще, чем мотоциклом или мотороллером, — отсутствуют рычаги сцепления и переключения передач. Все управление во время езды сводится к пользованию рулем, манеткой газа (она расположена на руле) и педалью тормоза. Для пуска двигателя служит ручной рычаг. Устойчивость и простота управления — особенно важные качества «Амурца*: он рассчитан на непрофессиональных водителей. Основание машины — кузов несущей конструкции, сваренный из стальных штамповок. В его передней части размещены двигатель, трансмиссия, рулевое управление и 15-литровый топливный бак. В задней части — откидное сиденье со съемной спинкой, под которым расположены багажник и второй бак, также 15-литровый. Передний топливный бак'сделан заодно с крышкой люка в передке кузова и снимается, когда нужно осмотреть и обслужить двигатель и другие агрегаты. Ветровое стекло защищает водителя и сидящего за ним пассажира от встречного ветра. Водитель и, в меньшей степени, пассажир обогреваются теплым воздухом от двигателя, размещенного в передней части машины. Поэтому на мотонартах можно совершать длительные поездки даже в сильные морозы. Двигатель — Д-300, применяемый на помпах и автокарах. Он двухтактный, одноцилиндровый, рабочим объемом 293 см з, с принудительным воздушным охлаждением. Мощность двигателя 7 л. с. при 3600 об/мин, крутящий момент 2 кгм при 2200 об/мин. Мотор снабжен беспоплавковым карбюратором К-06, обеспечивающим нормальную его работу при любых кренах, даже если нарты перевернулись. Трансмиссия — состоит из бессту^ пенчатого клиноременного вариатора, который выполняет функции сцепления и автоматической коробки передач, а также шестеренчатой бортовой передачи. Два раздвижных (из двух половин каждый) шкива вариатора соединены клиновым ремнем. В ведущем шкиве смонтирован центробежный регулятор, который в зависимости от оборотов и крутящего момента двигателя сближает или раздвигает половинки шкива, изменяя его рабочий диаметр, а следовательно, и передаточное число. Нагруженные пружиной половинки ведомого шкива (он сидит на валу ведущей шестерни бортовой передачи) приспосабливаются к «поведению» ведущего шкива. Когда сопротивление движению мотонарт уменьшается, число оборотов двигателя возрастает. Центробежный регулятор и пружина сдвигают половинки ведущего шкива, переводя ремень на больший диаметр. Натяжение ремня увеличивается, половинки ведомого шкива раздвигаются, и ремень на нем переходит на меньший диаметр. Передаточное число трансмиссии автоматически уменьшается, а скорость мотонарт возрастает. При увеличении сопротивления движению происходит обратный процесс. Движитель — резино-металлическая гусеница из двух резинотросовых лент с поперечными планками-грунтозацепами, сделанными из пружинной стали. Привод гусеницы — две резинотканевые звездочки, расположенные на одном валу, который получает вращение от вариатора через бортовую передачу. Зубья звездочек зацепляются за грунтозацепы гусеницы. Все резиновые детали «Амурца» — в северномисполнении и рассчитаны на работу при температуре до минус 60 градусов. Натяжение гусеницы регулируется перемещением оси задних звездочек. Укрепленная на двух балансирах, она перемещается при помощи винтового механизма. Нагрузку воспринимают опорные резино-тканевые катки, сгруппированные в две тележки, которые укреплены болтами на кронштейнах, приваренных к подножкам кузова. Подвеска катков к тележкам — балансирная, на винтовых пружинах. Тормоз — колодочный, механический, с приводом от ножной педали. Его барабан устанавливается на валу ведущих звездочек. Электрооборудование — переменного тока, напряжением 6 в. Генератор Г-411. Освещение — фара с лампой ближнего и дальнего света и задний фонарь. Для отсчета пройденного пути и контроля за скоростью движения на мотонартах есть спидометр типа СП-101 с приводом от вала ведущей шестерни бортовой передачи. Проходимость мотонарт не зависит от глубины снега и определяется только его физико-механическими свойствами. Удельное давление гусениц составляет 0,055 кг/ом2 (при полной загрузке мотонарт), поэтому по зимним дорогам, плотному насту, а также там, где человек без лыж проваливается на 60—70 см, груженные мотонарты идут достаточно легко. На более рыхлом, тающем весеннем снегу проходимость мотонарт снижается. В этих условиях их нагрузка должна быть меньше —• в пределах 100—130 кг. 1 — двигатель; 2 — приемная труба глушителя; 3 — ведущий шкив вариатора; 4воздухозаборник карбюратора; 5 — механизм натяжения ремня вариатора; 6 — задний бак; 7 — задняя звеядочка; 8 — механизм натяжения гусеницы; 9 — задняя тележка: 10 — кроши тейн крепления тележки; 11 — опорные катки; 12 — передняя тележка: 13 — подвеска двигателя; 14 — бортовая передача; 15 — ведущая звездочка; 16 — глушитель: 17 — ножной тормоз; 18 — рулевая тяга; 19 — шкворень: 20 — ведомый шкив вариатора; 21 — передний бак; 22 — ремень вариатора. Испытания за Полярным кругом показали соответствие «Амурца» суровым требованиям Севера. Небольшие габариты мотонарт обеспечивают им преимущество перед существующими гусеничными транспортерами и аэросанями при езде по узким заснеженным лесным тропам и просекам. Мы предвидим, что мотонарты заинтересуют любителей моторной техники, живущих на Севере. Кое-кто, наверно, захочет даже построить их самостоятельно. Хотим предупредить: несмотря на простоту управления и эксплуатации конструкция включает достаточно сложные узлы и детали и требует при изготовлении специальной технологии и оборудования. Сделать «Амурец» кустарным путем практически невозможно. Поэтому ни публиковать, ни рассылать его подробные рабочие чертежи никто не будет. Производство мотонарт НАМИ-095 начинает Хабаровский завод «Промсвязь». Здесь уже в нынешнем году должна быть выпущена первая партия «Амур цев». Фото А. Блохнина16