ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРУспеха электронной промышленности в разработке полупроводниковых приборов позволили на ряде высокооборотных двигателей с высокой степенью сжатия заменить традиционную систему зажигания принципиально новой, в которой энергия искрообразоваяня накапливается не <в катушке зажигания, а в специальном конденсаторе, подключенном к стандартной катушке ори помощи кремниевых триодных тиристоров. Об этом мы рассказали нашим читателям на сороковом заседании «Клуба «Автолюбитель» («За рулем», 1967, № 4). На сегодняшнем заседании разговор пойдет о схеме электронного реле-регулятора. Она отличается от других, публиковавшихся <в технической литературе схем своей чрезвычайной простотой и содержит вдвое меньше элементов. Предоставляем слово инженеру Ю. К. Лукшайтису, автору этого электронного устройства. на генераторе. При уменьшении оборотов якоря генератора все процессы станут протекать в обратном направлении, и ток возбуждения генератора будет увеличиваться до установления в схеме равновесия. При перегрузках генератора на резисторе Rs появится напряжение, вызванное током перегрузки. При этом перегрузка будет воздействовать на схему так же, к ак повышенное напряжение на якоре генератора. Ток возбуждения генератора станет уменьшаться, уменьшая напряжение, вырабатываемое генератором, и тем самым — ток нагрузки генератора. Изготовление электронного реле-регулятора доступно каждому автолюбителю, знающему электрооборудование автомобиля и основные правила обращения с полупроводниковыми приборами. Реле-регулятор, сделанный в соответствии с принципиальной схемой (см. рисунок), не требует подбора транзисторов и диодов. Регулировка его заключается т установке необходимого напряжения регулирования движком резистора R2и подборе величины резистора Rs по максимально допустимому току нагрузки генератора. С уменьшением сопротивления резистора Rs максимальный ток нагрузки генератора возрастает. Ввиду того, что во время работы реле-регулятора на диодах Дг, Да и транзисторе Т2 рассеиваются значительные мощности, их следует монтировать на специальных радиаторах охлаждения. Д ля этого можно использовать медные пластины толщиной 3 мм, служащие одновременно выходными зажимами Би П1 реле-фегулятора. Отводу тепла в данном случае будут способствовать присоединенные к ним провода электрической сети автомобиля. Резистор (Rs изготовляется в виде цилиндрической бескаркасной катушки с проводом ПЭВ сечением 1 мм и длиной 500—700 мм. Все контактные сюединения схемы должны быть тщательно пропаяны. Реле-регулятор устанавливают под капотом автомобиля взамен старого на те же точки крепления. Перед пуском двигателя надо установить ползунок резистора R2в нижнее (по (схеме) положение, соответствующее минимальному напряжению генератора. Пустив двигатель—дать ему средние обороты (3000—3500 об/мин), отсоединить минусовой провод от аккумулятора и по 'вольтметру, включенному между зажимом Яи массой, установить ползунком резистора R2 напряжение, равное 14,0 в. Для регулировки максимального тока ев разрыв провода, идущего к зажиму Б, включить амперметр со шкалой 0—30 а. Нагрузить генератор током 10 а (включением фар дальнего света); при этом напряжение на зажиме Я должно быть не менее 13,5 в. Затем, постепенно увеличивая нагрузку генератора дополнительно .включенным реостатом или другими потребителями, следят по амперметру за ростом тока.ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЕОпыт трехлетней эксплуатации «электронного реле-фегулятора, установленного мной на автомобиле «Москвич-407», показал, что по электрическим параметрам он не уступает релерегуляторам РР-24В и РР-102, а по акоплуатадионным качествам превосходит их, так как позволяет при необходимости легко регулировать напряжение, более долговечен, надежнее, не создает помех радиоприему и устойчив к механическим воздействиям. Электронный реле^регулятор полностью взаимозаменяем с обычным. Его электрическая схема и схема подключения к генератору и аккумуляторной батарее представлены на рисунке. Перечислим элементы схемы. R[ — резистор МЛТ-2-120-Ц; R 2 — проволочный переменный резистор 50—80 ом; R 3 — резистор МЛТ-0,5-100-11; R< — резистор МЛТ-2-120-П; Rs — проволочный резистор 0,015 ома; Ti — транзистор П201, П202 или П203; Т 2 — транзистор П4Б, П4В, П4Г или П4Д; fli — стабилитрон Д811; Д 2иДа — диоды Д242А. Схема состоит из двухкаскадного усилителя на транзисторах Tj иТ2 , нагрузкой которого является обмотка возбуждения генератора. На вход этого усилителя поступает сумма двух сигналов. Первый сигнал вырабатывается на резисторе R3 стабилитроном Д ( и зависит от «еличины напряжения генератора. Второй сигнал выделяется на резисторе Rs током нагрузк и генератора. Диоды Д2и Д$ выполняют роль реле обратного тока. Электронный реле-регулятор работает следующим образом. С увеличением оборотов якоря генератора напряжение на зажиме Я растет, так как обмотка возбуждения генератора подключена к якорю через малое сопротивление резистора Re и транзистор Т2 , открытый по базе резистором R*. Напряжение генератора будет повышаться до момента «пробоя» стабилитрона Д[ и появления в результате этого небольшого напряжения на резисторе Rs. При этом транзистор Т] приоткроется, а напряжение на его коллекторе упадет, что вызовет уменьшение коллекторного тока транзистора Т2 , нагрузкой которого является обмотка возбуждения генератора. Вследствие этого напряжение на зажиме Я, достигнув заданной величины, перестанет увеличиваться. При дальнейшем увеличении оборотов якор я генератора, когда напряжение на зажиме Я возрастает, вызывая повышение напряжения на резисторе R3, транзистор Т2 будет закрываться, уменьшая ток в обмотке возбуждения генератора и прекращая повышение напряженияПринципиальная схема и подключение электронного реле-регулятора: А — аккумуляторная батарея; Г — якорь генератора; ОВ — обмотка возбуждения генератора; Б, Я, Ш иМ — зажимы реле-регулятора, которыми он подключается к электрической сети автомобиля.14