нешнем году должно быть изготовлено 15 тысяч ФИАТов. Еще одно изделие завода ФСО (в Жерани) — «Варшава», ведущая свое происхождение от советской «Победы», но отличающаяся от нее модерни ­ зированным кузовом и двигателем {верхние клапаны и 70 л. с ) . Она пользуется хорошей репутацией у нас в стране и за рубежом благодаря своей выносливости. «Варшава» выпускается как такси, пикап, а также с кузовами «универсал» и санитарным. Много общегос «Варшавой» (двигатель, трансмиссия, передняя < задняя и подвеска, т ормоза ) у .легких грузовиков и фургонов «Ныса» и «Жук». Их можно встретить на улицах Москвы, Киева, Донецка, Жданова, Свердловска и других городов Советского Союзам До конца нынешнего года в СССР поступит 11 тысяч таких автомобилей. Б ольшоеместов экспозиции заняли представители семейства «Ныса-621», производство которого началось в этом квартале. В него входят 10-местный мик* роавтобус (М521), фургон (Ф521) грузоподъемностью 850 кг, изотермический фургон (Ц521), санитарная машине (€521) и грузо-пассажирский автомобиль (Т521), предназначенный для перевозки восьми человек или 750' кг груза. Близки по конструкции «Нысам» гру« зовкки «Жук» Люблинского завода. Они выпускаются .в модификациях с обычным бортовым (модель AM) и решетчатым (А13) .кузовами, а также в виде фур ­ гона (А06). Грузоподъемность «Жука»— 900 кг. При эксплуатации в Советском Союзе «жуки» и «нысы» имеют то неоспорим ое достоинство, что многие их детали и узлы взаимозаменяемыс деталями «волг» и «побед». Польские предприятия выпускают ежегодно 30—35 тысяч прицепов к автомобилям и тракторам. На выставке демонстрировались три новые модели сельскохозяйственных прицелов-самоевалоа грузоподъемностью 3,5—4 тонны, предназначенные для буксировки тракторами. Один из них сконструирован специально с учетом условий рабо ­ ты в Советском Союзе. Он оснащен •пневматическими шинами, подвеской, гидравлическими тормозамии рассчитан на движение со скоростью до 40 км/час. Большой интерес вызвал «польский ФИАТ», который с этого года выпускается не только с 60-сильным двигателем (1295 см'), но ис мотором в 75 л. с. (1481 см 3 ). При весе 970 кг машина развивает скорость соответственно 140 и 155 км/час.Среди других новинок, освоенных в последнее время, надо упомянуть 175-«убовый мотоцикл «Газеля-!М17» завода СХЛ. Посетители выставки оценили эти элегантные современные машины для любителей быстрой езды. Облик нашей автомобильной промышленности был бы неполным, если бы мы не рассказали о кооперации ее предприятий, которая с экономической и технической точки зрения является наиболее правильным направлением в развитии. От 40 до 70 процентов деталей и узлов автомобилей, выпускаемых нашими заводами, не изготовляются на них, а приходят от субпоставщиков. Люблинский завод снабжает все другие автозаводы колесами, делает двигатели для «жуков», иные» и «варшав». Моторы для «сирен» поступают в Варшаву из города Бельско-Бяла, а заводв Андрихове поставляет дизели на автобусный заводв Саноке. Амортизаторы «Армстронг» для всех машин, от мотоциклов до тяжелых автомобилей, начнет делать предприятие в Кросно. В Щецине производят рули и карданные валы, в Пражце — водяные насосы, в Кельце — свечи, в Квидзине — ф ары . Но кооперация развивается не только в рамках республики. З адние мосты для грузовиков «Ельч» м ы получаем из Венприи, а почти половина продукции завода автоприборов в Блоне отгружается для югославских ФИАТов. В связи с предстоящим производством легковых автомобилей в Тольятти ширится кооперация наших предприятий с советской автопромышленностью. Так, в период 1970—1975 гг. будут поставляться для Волжского автозавода амортизаторы, подфарники, приборы электрооборудования, арматура и другие изделия. ПНР все время развивает междунар одное сотрудничество в области производства автомобилей, расширяет их экспорт. Сейчас мы вывозим примерно 25 процентов изготовляемых в стране машин, которые направляются главным образомв Советский Союз, Венгрию, Чехословакию, Румынию. Идут они такж ев Турцию, Колумбию и другие страны. Польша, которая внедалекомпро ­ шлом сама .покупала автомобили, стала теперь их крупным экспортером. Каковы же дальнейшие планы развития нашей автоиндустрии? В пятилетке 1971—.1975 гг. намечено расширить существующие предприятия, в первую очередь для производства легковых автомобилей, тяжелых грузовиков и многоместных автобусов. В конечном итоге в 1975 гаду мы рассчитываем достичь годового объема производстве в 1>60 тысяч легковых автомобилей, 92 тысячи грузовиков, 6 тысяч автобусов и 55 тысяч прицепов и полуприцепов. М ы рады тому, что благодаря Юбилейной промышленной выставке удалось показать основные достижения ПНР в области автомобилестроения. Думаем, что знакомство советских специалистов с нашими экспонатами будет способствовать укреплению и расширению дружественных и деловых связей. В. РЫХЛЕВСКИЙ, представитель Объединения автомобильной промышленности на Юбилейной промышленной выставке ПНР Фото В. ШиршоваКнижная полкаОсновы безопасности движения автомобилей. Методическое пособие для подготовки водителей автомобилей. (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). Изд-во «Транспорт», 1969, 48 стр., 40 000 экз., цена 14 коп. В пособии кратко изложены важнейшие элементы теории движения автомобиля, психофизиологические основы труда водителя, причины дорожно-транспортных происшествий и рекомендации по управлению автомобилем в различных условиях. Брошюра предназначена для преподавателей предмета «Основы безопасности движения» в школах ина курсах по подготовке водителей автомобилей третьего класса, а также может быть использована при повышении квалификации водителей. Великанов Д. П. Эффективность автомобиля. Изд-во «Транспорт», 1S69, 239 стр., 6000 экз., цена 1 р. 20 к. Автор знакомит читателей с теоретическими основами и методом техникоэкономической оценки эффективности автомобиля и автопоезда в процессе эксплуатации. Борисов В. И., Генералов И. А.. Гнетнев В. В., Гор А. И., Гуткин С. Г., Жадаев В. Ф., Заворотный Р. Г., Ирхин И. В., Михайлов С. Б., Попов Б. Н., Шихов В. И. Автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Под ред. А. Д. Просвирнина. Изд-во «Транспорт», 1969, 368 стр., 75 000 экз., цена 1 р. 43 к. Книга содержит указания по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, рекомендации по разборке и регулировке их агрегатов, в ней описаны применяемые при этом приспособления. Техническое обслуживание автомобиля ЗИЛ-130. (Государственный научноисследовательский институт автомобильного транспорта). Изд-во «Транспорт, 1969, 31 стр., 30 000 экз., цена 9 коп. В брошюре приводятся периодичность и трудоемкость работ, выполняемых при техническом обслуживании. Зубарев А. А. Регулировка автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Изд-во «Транспорт», 1969, 152 стр., 50 000 экз.. цена 35 коп. В этом практическом пособии, рассчитанном на водителей и механиков, излагаются основные сведения по проверке и регулировке механизмов автомобилей. Автор объясняет причины, вызывающие необходимость регулировки, указывает наиболее рациональные приемы и последовательность выполнения операций. Ильин Н. М. Электрооборудование автомобилей. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Учебник для учащихся автомобильно-дорожных техникумов. Изд-во «Транспорт», 1969, 263 стр., 35 000 экз., цена 71 коп. В учебнике рассмотрены устройство. работа, методы испытания и регулировки приборов электрооборудования наиболее распространенных автомобилей и автобусов отечественного производства. Описаны приемы обнаружения и устранения неисправностей этих приборов. Атоян К. М., Каминский Я. Н., Саринский А. Д., Поляков В. А. Пневматические системы автомобилей. Изд-во «Транспорт», 1969, 147 стр., 15 000 экз., цена 52 коп. В книге описаны пневматические системы отечественных и некоторых зарубежных автобусов и грузовых автомобилей, даны основные характеристики и указания по техническому обслуживанию пневматических систем. Кузнецов Е. С. Исследование эксплуатационной надежности автомобилей. (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). Изд-во «Транспорт», 1969, 152 стр., 5000 экз., цена 52 коп. В брошюре рассмотрены некоторые тенденции в области технической эксплуатации. связанные с надежностью автомобилей, а также закономерности изменения технического состояния автомобилей. их агрегатов и механизмов.