24
25
Линия «клейкиСт. 3 f . «Движение задним ходом запрещается: а) на перекресткахиближе 20 м от них в) б лиже 20 м от указателяостановкитрамвая , троллейбуса, автобуса» Ст. 4 1 . «Перестроение должнобыть зак ончено за 20 м до перекрестка либо места поворота или разворота вне перекрестка» Ст. 48 «а». «Запрещается обгонятьтрам ­ вай ближе 20 м от указателя его остановки» Ст. 53. «Дальний свет долженбыть перек лючен на ближний не менее чем за 150 м до движущегосянавстречутранс ­ п ортного средства» Ст. 103. «На горныхдорогахзапрещает ­ ся! г) с тоянкав местах, о ткудадорога не просматривается нз 100 мвкаждом направлении»Да данет нетОПАС-'."ГДа ДаДаДаЛиния сгибаМосква, Г-69, ул. Воровского, 25 ВНИИ МВД СССР «Анкета»Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что большая доля их приходится на повороты дороги, и особенно при движении в неблагоприятных погодных условиях (дождь, снегопад, гололед). Если проанализировать происшествия на загородных дорогах, окажется, что почта пятая часть их случается на закруглениях трассы. Да и последствия здесь обычно значительно тяжелее, чем на прямых участках дороги: в среднем в происшествии гибнет на б—8 процентов, а получает увечья на 8—10 процентов больше людей. И чем круче поворот, чем меньше радиус кривой и больше угол поворота, тем эта опасность выше. Установлено, что на кривых радиусом 200 м число происшествий возрастает в3 —4 раза по сравнению с кривыми радиусом 1000 м, а на очень крутых поворотах — с радиусом 100 мя менее — в 8—10 раз. Одна из причин—возникновение центробежной силы, пропорциональной квадрату скорости и направленной во внешнюю сторону кривой перпендикулярно движению автомобиля. Приложенная в центре тяжести, эта сила (на нашем рисунке она обозначенаЛиния сгибаРис. 1. При склейке эта часть, как и адрес, должны остаться снаружи как Рц) стремится сместить машину на внешнюю сторону кривой или опрокинуть ее (рис. 1). Устойчивость автомобиля против такого бокового скольжения обеспечивается силами трения и сцепления, возникающими в зоне контакта колес с покрытием, а против опрокидывания — собственным весом автомобиля. Эта несколько упрощенная схема устойчивости автомобиля на кривой, хотя и не учитывает некоторых явлений (бокового увода, перераспределения веса между внешними и внутренними колесами, колебаний автомобиля и т. д.), все же определяет основное положение правильно. Подтверждается это тем, что на поворотах дорог наиболее частый вид происшествий именно занос автомобиля и его опрокидывание.Просим сообщитьнекоторыеданныеосебе :М есто жителыстаа-(населенный пункт, район, область, республика)В одительский стаж(общее" количество лет)Профессия (основная) Образование Каким транспортным средством управляете.24 НЫЙ ПОВОРОТСтало быть, главным условием безопасного движения на кривых является правильный выбор максимальной скорости автомобиля, исходя из крутизны поворота, состояния покрытия и погодных условий. Когда водитель не может верно оценить всю совокупность этих факторов, не считаясь, с ними, пытаетлолед на виражах автомобили, движущиеся со скоростью меньше 2026 км/час, сползали внутрь кривой изза поперечного .уклона и попадали на встречную полосу, создавая аварийную обстановку. Во всех описанных выше ситуациях происшествия часто отмечались и при низкой интенсивности движения, когда, казалось бы, ничто не мешало спокойно двигаться. Так что виной здесь только отсутствие достаточного опыта, особенно у начинающих водителей, неумение правильно выбрать скорость движения с учетом погодных условий и состояния дороги или излишняя самоуверенность. Конечно, трудно дать рекомендации, учитывающие все возможные изменения дорожных условий, но некоторые выводы сделать можно. На крутых поворотах, к которым относятся кривые радиусом 200 ми меньше, самыми безопасными будут скорости до 50—60 км/час при сухом покрытии, до 30—40 км/.час в дождливую погоду или при мокром покрытии и до 2025 км/час при гололеде. Вообще, было бы неплохо, на наш взгляд, на опасных поворотах устанавливать транспаранты с указанием рекомендуемой скорости движения на закруглениях, как это делается в некоторых странах (рис. 3).Рис. 1. забывать, что автомобиль, заезжающий с внешней на внутреннюю полосу кривой, получая для себя весьма небольшие преимущества, становится источником повышенной опасности для других. Даже если столкновения при встрече чудом удалось избежать, водители автомобилей долго не в состоянии успокоиться и под действием нервного возбуждения могут совершить новые ошибки. Поэтому правила движения, обязывающие водителей придерживаться на кривых правой стороны, должны неукоснительно выполняться. Или возьмем, например, обгоны. Наблюдения показывают, что несмотря на запрещение обгонов на поворотах правилами движения десятая часть их предпринимается именно здесь, и многие заканчиваются столкновениями. Чаще всего причиной таких столкновений является недостаточная видимость. Даже если дорога расположена в открытой местности, видимость приРис. 2. ся вести машину с весьма высокими скоростями, он нередко оказывается за пределами дороги. На рис. 2 показаны типичные схемы таких дорожных происшествий, когда автомобиль не «вписывается» в кривую. Чаще всего аварии происходят на поворотах радиусом меньше 200 м, но особенно опасны кривые радиусом 100 ми ниже. Следует иметь в виду, что именно в такие условия водитель попадает в горах, холмистой местности. К тому же положение усугубляется в ненастную погоду. В сухое время на кривых радиусом до 100 м заносы автомобилей или опрокидывания наблюдаются при скоростях 66—70 км/час и выше. На кривых радиусом более 300—400 м количество происшествий заметно сокращается, а скорости, при которых они были отмечены, достигают 90100 км/час. В период дождей и при мокром покрытии заносы автомобилей в этих условиях наступали уже при скоростях 40 км/час, а при скоростях 7075 км/час, даже на поворотах сравнительно большого радиуса (6001000 м). Особенно опасны крутые повороты, когда на дороге гололед или плотно укатанный снег. Коэффициент сцепления колеса автомобиля в этом случае в б—7 раз меньше, чем на сухом асфальте, и поэтому заносы происходят при сравнительно небольших скоростях. Так, на кривых радиусом 60 м без виража (то есть без односкатного поперечного уклона проезжей части, направленного внутрь кривой) потеря устойчивости автомобиля отмечалась при скоростях 22—25 км/час, а при 40 км/час аварии происходили и на кривых радиусом до 1000 м. В то же время и очень низкие скорости нежелательны. Были случаи, когда в гоРис. 5. обгоне, особенно на правом повороте,. всегда будет частично ограничена впереди идущим автомобилем (рис. 5). В результате в момент выхода обгоняющего автомобиля на встречаю полосу его водитель обнаруживает движущийся лоб в лоб автомобиль. Далеко не всегда он найдет возможность избежать аварии. Итак, крутые повороты это места повышенной опасности для водителя. О подходе к ним предупреждают особые знаки. Не следует пренебрегать ими. Даже если знак перед кривой отсутствует, следует критически взвесить дорожную обстановку и не испытывать судьбу, двигаясь с высокой скоростью. Особенно полезно помнить об этом начинающим и малоопытным водителям.Рис. 3. п о есть и другая причина аварий на крутых поворотах. Она в стремлении некоторых водителей увеличить радиус закругления за счет «подрезки» кривой, то есть заехать на внутреннюю полосу движения (рис. 4). Особенно часто это можно увидеть на горных дорогах. Опасность такой «подрезки» чрезвычайно велика, так как видимость на крутых поворотах бывает ограниченной. Здесь-то и происходят столкновения автомобилей с самыми тяжелыми последствиями. НельзяА. ВАСИЛЬЕВ, кандидат технических лаук г. Саратов25