Германской Демокр атическоИРеспубликедвадцать летПо автозаводам ГДРв конце прошлого века на дорогах Тюрингии появился четырехоильный «Вартбург». Завод о Эйзенахе одним из первых в Европе приступил к производству автомобилей. Сегодня это предприятие играет видную роль в автопромышленности Германской Демократической Республики, продукция которой по праву пользуется мировой известностью. Боли говорить точно, то это, конечно, совсем не тот завод. Как и многие другие автомобильные предприятия республики, он достиг подлинного расцвета лишь после 1949 года. Тогда, двадцать лет назад родилась Германская Демократическая Республика, и немецкий народ сам стал управлять заводами и фабриками, .впервые создал на своей земле демократическое государство. Мне хотелось бы в эти юбилейные дни ближе познакомить читателей журнала с автозаводами ГДР, на которых я побывал. Отправимся на юг страны, в Саксонию и Тюрингию. Здесь близ горы и замка «Вартбург» как раз и раскинулся город Эйзенах, где находится автозавод, выпускающий легковые автомобили «Вартбург-353» (см. «За рулем», 1966, № 10 и 1969, № 4). До войны он принадлежал компании «Дикси», а в конце тридцатых годов стал собственностью БМВ. Здесь делали в ограниченных количествах мотоциклы и спортивные машины. Ныне ежегодно из цехов завода выходит 35 тысяч машин, а к 1975 году запланировано довести выпуск до 50 тысяч. Проехав почти две сотни километров на восток, попадаем в Цвиккау. Некогда в этом саксонском городке находилась штаб-квартира концерна «Ауто-Унион» и два его основных завода — «Хорьх» и «Ауди». Ныне оба они, значительно расширенные и реконструированные, входят в состав народного предприятия «Заксенринг», которое выпускает в год 78 тысяч микролитражек «Трабант-601» (см. «За рулем», 1964, № 5 и 1965, №№ 6 и 11) с пластмассовым кузовом. Но заводам в Эйзенахе и Цвиккау тесно в старых рамках. Производство автомобилей надо расширять, а окружающие их города сдерживают .рост. В Дрездене и Мееране уже на полную мощность работают заводы, поставляющие на оба предприятия детали и комплектные кузова (ом. «За рулем», 1966, № 6). А из Карл-Маркс-Штадта, что в 40 километрах к северо-востоку от Цвиккау, поступают двигатели для «Трабантов». Их строит бывший завод «Вандерер», входивший некогда в пресловутый «Ауто-Унион», а теперь ставший частью предприятия «Баркас». Почти сорок лет назад в Хайнихене, под Карл - МарксШтадтом начала работать небольшая фабрика. Се (продукция — м о тоциклетные карбюраторы, сцепления, седла — вскоре была дополнена трехколесными грузовичками «Фрамо» для развозки мелких товаров. С тех пор производство в Хайнихене и Карл-Маркс-Штадте выросло неизмеримо. Оба завода производят машины «Баркас» а самых .различных модификациях: восьмиместный автобус, пикап и фургон грузоподъемностью в тонну, санитарные и пожарные машины (ом. «За рулем», 1964, № 5 и 1968, № 10). На крайнем юговостоке страны лежит город Циттау, родина машин «Робур». Если на «вартбургах» и «баркасах» применяются двухтактные моторы с водяным охлаждением, то на 2,5-тонных грузовиках этого завода стоят четырехтактные двигатели с воздушным охлаждением как дизели, так и карбюраторные. Последние применяются только на грузовиках в экспортном варианте и автобусах «Робур» на 21 место. Завод, как и предприятие «Баркас», выпускает 6 тысяч машин в год, Другое предприятие, «Эрнст Грубе», специализирующееся на 5—8-тонных автомобильных прицепах, находится в вердау, совсем рядом с Цвиккау. Новый современный завод грузовых автомобилей вырос за последние годы в Людвиге фельде под Берлином. Светлые, просторные цехи, новейшее оборудование, сверкающие свежей эмалью прессы, станки. Тут выпускаются пятитонки ИФА-В-50 (см. «За рулем», 1966, № 9 и 1968, № 10). Они были созданы в Вердау, а затем переданы на новый завод. В настоящее время его годовая производительность — 15 тысяч машин. Но предприятие продолжает строиться, и эта цифра еще далеко не предел.IFAЛОВЦА.Многочисленные фабрики комплектующих изделий и агрегатов, запасных частей в Эрфурте и Гере, Дрездене и Циттау, Галле и Магдебурге и других городах поставляют автозаводам необходимые узлы и детали. Так, заводы в Ренаке и Лимбахе производят тормозное оборудование, а шинный комбинат в Ризе — покрышки «Пневмант» всех размеров. А над чем работают сейчас КБ автозаводов и научно-исследовательские институты ГДР, какие новинки намечают они внедрить в ближайшее время? Очень серьезное внимание уделяется повышению долговечности двигателей, поискам новых материалов для поршневых колец и подшипников, ведутся исследования роторных двигателей (на которые в 1965 году куплена лицензия) и дисковых тормозов, теоретические разработки автоматических передач, пневмогидроподвесок. Все эти работы, несомненно, будут способствовать дальнейшему совершенствованию автомобилей, производимых в ГДР. Что касается количественной стороны, то в настоящее время промышленность республики дает в год около 115 тысяч автомобилей разных марок. После расширения и реконструкции заводов, которая сейчас идет полным ходом, планируется троекратное увеличение выпуска машин. • Эйзенах—Лейпциг—Дрезден—Берлин Ю. КРЕМЕНЕЦ, 'кандидат технических наук18