АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ«Какие легковые автомобили повышенной проходимости выпускались и выпускаются нашими заподами>, — спрашивает москвич М. Боровиков. Это интересует и С. Петренко из Минска, и других читателей. Первый отечественный легковой автомобиль повышеннойпроходимости был построен на Горьновском автозаводе в 1941 году. Он назывался ГАЗ-61. Внешне эта машина мало отличалась от расп ространенной тогда модели ГАЗ-11-73 (М-1 сшестицилиндровым двигателем). Ее мотор рабочим объемом 3,48 ли мощн остью 85 л. с. позволял полноприводному ГАЗ-61 развеивать довольно высои уюскорость — 100 км/час, В 1943 году завод освоил штабнуюмашину ГАЗ-67Б со складывающимся брезентовым тент ом . У нее был четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3,28 ли мощностью 54 п. с. Максимальная скорость не превышала 90 км/час. На смечу этой модели s 1952 году там же был разработан и поставлен на производство автомобиль ГАЗ-69 в двух вариантах: ГАЗ-69 (с грузо - п ассажирским кузовом) и ГАЗ-69А с ( п ассажирским , п ятиместным ) . За ним в 1955 году последовала полноприводная модификация «Победы» — ГАЗ-72. В 1955 году производство ГАЗ-69 и 69А было передано сГорьновского на Ульян овский автомобильный завод. Сейчас разработана ииспытана новая машина — УАЗ-469, которая всноре заменит заслуженный «шестьдесят девятый» (об испытаниях УАЗ-469 — см. «За рулем», 1965, № 12). Делали легковые .вездеходы и на друг ихнаших заводах В 1957 году на агрегатах «Москоича-402» в ыпускалась модель «410». От базовой машины «четыреста десятый» отличался приводом на все колеса иувеличеннымишинами (6,40х 15). С 1958 по 1960 год Московский завод малолитражных автомобилей (ныне автозавод имени Ленинского комсомола) в ыпускалполноприводный «МоСКВИЧ-410Н» (на базе агрегатов «Москвича-407»), а такжеполноприводный «Моснвич-411» с кузовом «универсал». З апорожский автозавод «Коммунар» создал конструкциюполноприводной маш ины — ЗАЗ-969 (об этом автомобиле — с м . «За рулем», 1967, На 1). На базе этого вездехода Луцний автозавод начинает производство переднеприводного автоф ургона (см. «За рулем», 1969, № 5).Эксплуатация и ремонт четырехтакт ­ н ыхмашинтакжев общем сложнее, чем двухтактных , и требует более серьезных знанийинавыков от владельца. Поэтому многие мотоциклисты , особенно молодые или малоквалифицированные , с клоняют ­ ся в пользу более простыхинеприхот ­ ливых двухтактных машин. Не случайно целый ряд мотоциклетных заводов, в ыпускавших ранее известные четырехтактные модели, теперь либо полностьюпереключился на двухтакт ­ ные машины («Цюндапп», «Симеон», «Виктория»), либо вообще прекратил производство («Ариель», НСУ, «Хорекс», «Индиан»). Сегодня престиж «четырех тактов» в мотоциклетном мире отстаивает лишьгруппаанглийских (БСА, «Нортон», «Триумф», «Матчлесс», АЖС, «Велосетт») и итальянских («Дукати», « Г уцци » , «Джилера», «МВ-Агуста», «Лаверда») заводов. В других странах мотоциклыс моторами этого типа строят лишь единичные фирмы : БМВ (ФРГ), «Ратье» ( Ф ран ­ ция), «Хонда» (Япония), «Харлей-Давидсон» (США). За исключением «Хонды», все онипроизводят сверхдорогие маши ­ н ы , р ассчитанные прежде всего на мот оциклетногогурмана , а не на массового мотолюбителя. Неудивительно, что масштабы производства такихмашин более чем скромные , — н апример , БМВ изготовляет лишь около 7тысяч машин в год.КАК СНЯТЬ ДИНАСТАРТЕРВладелец мотороллера «Тула» В. Филатов из г. Орла просит рассказать , как снять династартер при помощи прилагаемого к машине съемника.Для демонтажа династартера сначала удалите нрышку прерывателя иизвлеки ­ те его кулачон . Затем, о твернувчетыре болта крышки вентилятора, с нимите ее вместе с прерывателем. Отверните ивыньте вместе сшайбами болт крепления якоря династартера. Теперь вверните гайкусъемникав отверстие якоря династартера ивращайтевинтсъемни ­ ка. У пираясьв торец цапфыколенчато ­ го вала, он стянет якорь . Крыльчатку вентилятора при этом можноотякоря не отъединять.КАКОЙ ЖУРНАЛ ВЫБРАТЬМногие наши читатели в связи с началом подписки на 1970 год спрашивают. на какие автомобильные и мотоциклетные журналы социалистических стран лучше всего подписаться. В социалистических странах издается более двухдесятковжурналов , освещающ ихновинки авто- и мототехники , с пор ­ та, безопасности движения , э ксплуатациитранспорта . Остановимся на нескольких из них . Начнем спопулярных еженедельных изданий . П ольский «Мотор» (индекс — 36728) п убликуетразнообразную информ ацию . В нем многоцветных иллюстрац ий . Ж урнал основное внимание уделяет новинкамавтомототехники (и освещает их очень оперативно), вопросам ее эк ­ сплуатации, проблемам автомобилизац ии , безопасности движения , спорту. Примерно таковжекруг тем иу чех ословацкогоеженедельника «Свет мот ору » (45914), но в нем значительноши ­ ре представлен автомотоспорт, в частности освещаются чемпионатымира . Раз в месяц печатается болгарский «Ауто-Мото» (20200). К ан «Мотор» и «Свет мотору » , это журнал для широкогокру ­ га читателей, интересующихся автомототехникой. Издаваемый т Югославии еженедельн ик «Мото-Ревия» (86430) п ишет обо всем {вплоть до истории ) , ч токак - т о связано с автомобилями имотоциклами . Издается он в виде малоформатной газеты , и иллюстрации поэтому недостаточно четки. Венгерский журнал «Ауто-Мотор» (25108), в ыходитдваждыв месяц. Его отличает обилие высононачественных илл юстраций , п редставляющих все новин ­ к и автомотостроения. Для тех, к то знает немецкий язык, м ожно порекомендовать два журнала , издаваемых в ГДР. Первый из них — «Илл юштриртермоторшпорт » (32003) — выходит два раза в месяц. Он пишет преж де всего об автомотоспорте, безопасности движения , т уризме , н овинкахи ист ориитехники . Д ругой — «Крафтфарц ойгтехник » (32223) — е жемесячники скорее рассчитан .на инженера , чем на авто- и мотолюбителя. Для инженерно - т ехнических работник овв основном предназначен и чехословацкий ежемесячник «Аутомобил» (45124). Но чистонаучных статей в нем значительно меньше, чем в «Крафтфарцойгтехнин». На все этижурналыможно подписаться в отделениях «Союзпечати». Чтобы наждый из нихнайти по каталогу , н уж ­ но знать его индекс — эта цифра приводилась вскобках . Для будущих читателей этих журна ­ лов .считаем нужным сообщить, что подп исная цена на нихневысока . Например, с равнительнодорогой еженедельн ик «Мотор» стоит 4рубля 20 копеен о год, а «Ауто-.Мотор» — всего 1рубль 20 нопеек. Подписка на зарубежные журналы заканчивается 25 октября .О «ГОРЯЧИХ» И «ХОЛОДНЫХ» СВЕЧАХВ. Котельников из Ленинграда спрашивает, что означают понятия «холодная» и «горячая» свеча и как связаны они с величиной калильного числа. Н ижняя часть изолятора свечи , находящаяся в цилиндре, при работе двигателя нагревается до определенной темп ературы , к отораязависит от режима работы иконструкциидвигателяи свечи. Эта температура тем выше , чем больше степень сжатияи число оборотов двигателя и чем тоньшеидлиннеенижнийконус изолятора свечи , то есть, чем хуже отвод тепла от него . При температуре изолятора ниже 500 градусов на нем откладывается нагар , в ызывающий шеребои взажигании . При более высокихтемпературах нагар сго ­ рает, и изолятор свечи самоочищается . Однако, к огда он нагревается выше 800 градусов, в озникает калильное зажига ­ ние — воспламенение рабочей смеси не от искры , а от раскаленного изолятора свечи. Применение на . п рактикепонятий «горячая» или «холодная» свеча — относительно; они обозначают лишь степень соответствия тепловых характеристик свечи тепловому .режиму работы двигателя. Если при работе двигателя появляется калильное зажигание , то свеча для него слишком «горячая», и наоборот, у «холодной» свечи на электродах и изоляторе интенсивно откладывается нагар . Одна и та же свеча можетока ­ заться «горячей» для одного двигателя и «холодной» для другого . Более того , свеча, «холодная» для режима малой наг рузки двигателя (или режима холостого хода), м ожетоказатьсяслишком «горячей» для режима длительной работы на полной мощности . Для количественного определения тепл овых свойств свечи введено понятие «налильное число», характеризующее (косвенно) степень отвода тепла от ниж ­ него конусаизоляторасвечи . Калильное число показывает время (в секундах ) , по истечении котороготемпературасвечи , установленной на специальном испытательном двигателе свысокойстепеньюсжатия , поднимается настолько , что начинает вызывать калильное зажигание . Следовательно, чем выше калильное число, тем лучше отвод тепла от изолятора свечи и тем более напряженному тепловому режиму двигателя она соответствует.СУДЬБА «ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ»Свердловчанина Ю. Омельчука интересует, к акие иностранные заводы выпускают в настоящее время мотоциклы с четырехтактными двигателями. Одновременно он просит объяснить причины сокращения их производства. Четырехтактные мотоциклетные двигатели в силу особенностей конструкции (обязательное наличие клапанного механизма и привода к нему), к ак правило, значительно сложнее двухтактных . Это сказывается на их весе и стоимос ти , к оторыеучетырехтактных заметно выше . То же самое относитсяик самим мотоциклам , с набженнымтакими двигателями.30