В ДОБРЫЙ ПУТЬ!АЫй iСоревнования школьников-автомобилистов«Быть может, через иескольно лет, встретив новые имена в списнах победителей больших автомобильных соревнований, мы еще не .раз вспомним этот день, день первой междугородной спортивной встречи юных водителей Москвы и Ленинграда. Вспомним потому, что в этот день родилась новая традиция, которая, мы верим, будет продолжена...» Так в седьмом номере журнала за 1966 год начинался отчет о первых соревнованиях школьников-автомобилистов на призы «За рулем».' Сегодня, спустя три года, мы вправе сказать, что не обманулись в своих ожиданиях. С этого спортивного сезона двусторонний турнир москвичей и ленинградцев перерос в матч городов — вСтречу на более высоком уровне. Тот, к то побывал на этих соревнованиях нак участник или зритель, ощутил, наверно, их праздничность. Трепетавшие на ветру флаги, военный оркестр, торжественный ритуал открытия. Но больше всего настроение 'приподнятости создавали сами состязания на площадке Московского Дворца пионеров. Один из юных участников, отвечая на вопрос «Что ему больше всего нравится в автоспорте?», весьма точно определил чувства своих товарищей: «Водить автомобиль. Это такая радость!» Соревнования 1969 года отличались не только тем, что м москвичам к ленинградцам присоединились команды Киева и Иркутска, но и более разнообразной программой. На смену юношескому автодвоеборью .(1966 и 1967 гг.) и троеборью (1968) 'пришло полноценное многоборье. Строгие судьи, а их 'возглавлял председатель президиума {Всесоюзной коллегии судей ло автоспорту Нинолай Васильевич Глумов, оценивали умение ре ­ бят водить автомобили в условиях, к ак это принято говорить, '«напряженного движения». И не важно, что вместо улицы была трасса «фигурки», размеченная линиями, флажками, стойнами. Здесь, так же , к акив большом городе, надо было 'показать высокий класс скоростного маневрирования. Техническая 'подготовка [проверялась в упражнении «смена колеса на время», а военно-прикладные навыки — в умении бросать гранату а '«окоп». Но самым сложным оказался новый, четвертый компонент многобрья: разгон и торможение. Помещенная здесь фотография дает представление об этом конкурсе. Водитель должен быстро затормозить, т аккак на трассе возникало препятствие .(его имитировали стойки ic планкой и кегли, отстоящие от них на 30 сантиметров). В переводе на язык 'Положения это значило: «разогнать автомобиль на 20-метровой полосе к остановить так , чтобы сбить находящуюся на высоте бампера планку, не свалив кегли». Ехать медленно нельзя — 'просрочишь контрольное время. Все решала мгновенная реакция , умение рассчитывать каждое движение. Лишь четырем участникам — по одному из каждой команды — удалось без потерь пройти через это испытание. Остальные, затормозив, слышали звуки падающих на асфальт кеглей . Как и ожидалось, закаленные в турнирных сражениях москвичи и ленинградцы превосходили дебютантов. В упорной дуэли между ними трудно было предугадать победителей. iHo Пот стоявшие рядом со мной ленинградские ребята .разом притихли. Радиокомментатор объявил, что старт приняла Галина Воробьева из Ленинграда. Легко к уверенно повела она автомобиль сквозь лабиринты «фигур» .на асфальте. Небольшая неточность, незначительная потеря очков, а дальше до самого финиша все идет как по маслу. Теперь разгон и .торможение. Сигнал стартера — Галя бросается и машине. Автомобиль «разу (набирает скорость и застывает как вкопанный — планка медленно скатывается на землю, не задев ограничители-кегли. В итоге отличная сумма — 140 очков! Галя Воробьева не только показала лучший результат в .«женском зачете». Она набрала столько же очков, сколько и Виктор Мураенко — победитель среди мальчиков, но, что еще важнее, ее успех снлонил чашу весов в пользу ленинградской команды. И вот героиня 'дня — шестнадцатилетняя школьница, член клуба юных автомобилистов Дворца пионеров имени А. А. Жданова, стоит рядом со мной и дает свое первое вжизни интервью. — .По правде говоря, 'победить не мечтала. Просто старалась нзо всех сил. Автоспортом занимаюсь первый год во Дворце пионеров, вначале не очень получалось. Потом два раза была первая. Что нравится в автоспорте? То, что мож ­ но быть первой. Когда финишировал последний участник, перед столиком с многочисленными наградами появился пьедестал почета — тот самый, который был здесь ив 1966 ив прошлом году (один раз соревнования проходили в Ленинграде). И впервые на его верхнюю ступеньку поднялся представитель команды Ленинграда. Счастьем светились глаза победителей. После трех лет надежд и разочарований главный приз — переходящий кубок «За рулем» в их руках . Что ж , м ыотдуши поздравляем ленинградских ребят к их тренера Марка Львовича Форштата. Но 'вынуждены напомнить при этом 'известную истину: удержать кубок нуда труднее, чем завоевать. Москвичи полны решимости вернуть его себе, д аи новички — киевляне к ребята из Иркутскане скрывают своих намерении. 'В будущем году они намерены «драться», к ак сказал иркутский восьмиклассник Валерий Козлов, за победу. Сам |Валерий по облику и характеру совсем еще ребенок, но на трассе он ас. «Только не 'повезло мне, — печально говорит он. — По жребию выпал первый номер. Страшновато было. Дали бы еще раз проехать». Это не ребячье бахвальство. Иркутяне в самом деле отличные водители. Все они воспитанники замечательного педагога Николая Пахомовича Шаткова — организатора и руководителя члены команды Ленинграда;Победители (слева направо): Виктор Мураенко; Галина Воробьева.