мел наладить производство очень неплохих покрышек для картов. На минувшем чемпионате страны мы увидели и новинки. Все три призера в формуле 3 выступали на автомобилях «Эстония-9М». По сравнению с прежней у новой модели —- модернизированная передняя подвеска с наружными пружинами и стойкой от «Москвича-408». Изменилась и рама, которая позволяет теперь устанавливать двигатель как в вертикальном, так ив горизонтальном положении. Кстати, вертикальному расположению двигателя «Вартбург» отдала предпочтение треть участников. Очень пестрым был состав автомобилей формулы 1. Вместе с 7-литровыми ЗИЛ-112С семилетней давности стартовал автомобиль автозавода «Коммунар», построенный в соответствии с требованиями формулы «Юность» на базе агрегатов серийного «Запорожца». И. Кошкин за рулем новой модели в Минске и Риге финишировал десятым. К сожалению, ВАЗ построил лишь опытные образцы и, по имеющимся сведениям, не намерен серийно производить автомобили формулы «Юность». Весьма интересную машину выставил на чемпионат харьковокий автомотоклуб «Трудовые резервы». Ее конструктором является известный рекордсмен Э. Лорент. Во многом она подобна существующим автомобилям формулы 3. Литые магниевые колеса, мощные колодочные тормоза, сварные алюминиевые стойки подвески — вот некоторые ее отличительные черты. На автомобиле установлен двигатель «Москвич-412» с облегченными поршнями и коромыслами, увеличенной до 12 единиц степенью сжатия, системой смазки с сухим картером. За рулем новой машины в Риге дебютировал В. Лорент, сын конструктора, но вышедшая из строя прокладка головки не позволила ему пройти всю дистанцию гонки. Спортсмены автозавода имени Ленинского комсомола приехали в Ригу на двух новых машинах «Мосжвич-Г5» (В. Щавелев и В. Ржечицкий) и испытанном «Москвиче-Г4М» (Н. Шевченко), на которых стоял двигатель «Моск-вич-412», оборудованный головкой с двумя верхними кулачковыми валами 3 (1478 см , 100 л. с. при 5800 об/мин). Как ив прошлые годы, на гоночных «Москвичах» применялись два двухкамерных горизонтальных карбюратора «Вебер-40ДКО». В то же время один из главных претендентов на победу в формуле 1 М. Лайв на двигателе «Волга» своей «Эстонии-14» заменил два вертикальных двухкамерных карбюратора К-21 одним двухкамерным «Вебер». Приемистость машины на выходах из поворотов от такой замены ощутимо повысилась. Три карбюратора установил на 1000-кубоаом двигателе «Эстония-9» москвич Ю. Андреев, выступавший на этот раз в формуле 1. В значительной мере способствовал улучшению динамики машин формулы 4 (на ленинградской трассе средняя скорость победителя выросла с 96,7 в прошлом году до 103,7 км/час) переход с одного карбюратора на два. Так сделали почти 50 процентов участников. Около трети отказались от батарейного зажигания и установили магнето. В заключение — несколько слов об организации чемпионата. Он проводился в четыре этапа на четырех трассах: Минском кольце (4030 м), Кольце скорости (3662 м) и Кольце мастерства (3580 м) в Риге и традиционном Невском кольце (3260 м). На первых двух решающее значение имеет высокая мощность двигателя, на остальных — мастерство спортсмена. Таким образом, удалось более объективно оценить возможности гонщиков и машин. Правда, система начисления очков (10, 7, 5, 3, 2 и1 за первые шесть мест на каждом этапе), на наш взгляд, оказалась не очень удачной — она не стимулировала • борьбу за места во второй половине десятки сильнейших. В целом же чемпионат был 'Организован и проведен на высоком уровне. Л. ШУГУРОВ, член президиума Федерации автомобильного спорта СССР«МЕДВЕДЬ» В ДВУХ ЛИЦАХЯрославское авторалли «Медведь» привлекло о этом году 68 экипажей . Т ут были спортсмены из Свердловска и Ижевс ка , Нальчика и Иваново, Куйбышева и Новгорода, из Москвы и других городов. На этот раз традиционное соревнование совместило в себе первенство Российской Федерации и открытое первенство области. Трасса протяженностью свыше 3000 ки ­ лометров проходила по 10 областям РСФСР. вОО километров пути пролегали по лесам и проселкам, разбитому булыжнику. Прошедший накануне дождь особенно затруднил движение на некоторых участках. В этом году впервые дополнительные соревнования включали стрельбу из малокалиберной винтовки.Большого успеха добились спортсмены Ярославской области. Они завоевали первое командное место. Среди клубных команд победили ижевцы. На снимке — чемпионы РСФСР в отдельных классах машин: А. Брум к С. Брундза («Москвич-412», Ижевск); В. Гурьев и Е. Буйиов («Волга», Горький); И. Воробьев иB. Пеньков(«Москвич-408», Ярославль). И. ДУДКО Фото С. БулгаковаЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ БРАТЬЕВ ОСИПОВЫХВ первенстве страны по автомодельному спорту, которое состоялось в Таганроге, участвовали спортсмены тринадцати союзных республик, Москвы и Ленинграда. Не было и на «тот раз команд Киргизской' и Таджикской ССР. Сенсацией явилась победа команды Азербайджансной ССР. Она на 702 очка опередила спортсменов РСФСР, занимавш их до этого не раз первое место. Две золотые медали завоевали бакинцы братья Михаил и Юрий Осиповы. Серебряными призерами стали А. Колтаков, Э. Желтобрюхов и С. Саэонеино. Команда Российской Федерации выступила почти целиком в обновленном составе. Л ишь один В. Соловьев (гоночные модели 10 смз) не первый раз участвовал втаких соревнованиях. В целом техническое состояние моделей и скорости, показанные на первенстве, значительно превышали прошлогодний уровень.РезультатысоревнованийФормула 1: 1. В. Ржечицкий, Москва — 24 очка (места на этапах — 3, 2,3, 2); 2."М. Лайв. Таллин — 23 (1. 4, 1, 0) 3. Н. Шевченко. Москва — 16 (6. 3, О 1) , 4. В. Щавелев. Москва — 14 (2, 0, 2, 0) 5. Ю. Андреев, Москва — 13 (0, 1, 4. 0) 6. В. Глурджидзе, Тбилиси — 12 (4. 5 5. 3). Формула 3: 1. Э. Гриффель, Тал лин — 35 (1. 1, 3. 1): 2. В. Греков, Крас нодар — 28 (2, 2, 2, 2); 3. X. Саарм, Тал лин — 13 /4, О, 1, 0); 4. А. Шувалов, Москва — 10 (19, 3, 0, 3); 5. Ш. Мамрикишвили, Тбилиси — в (3. 0, в. 0); 6. А. Себейкин, Ленинград — 4 (6, 8. 9, 4). Формула 4: 1. В. Генералов, Ленинград — 25 (2, 1, 4. 3); 2. А. Вайно. Вяндра (Эстонская ССР) — 22 (0, 3. 1, 2); 3. П. Лаансоо, Таллин — 20 (3, 2. 3, 4); 4. Ю. Адамсон, Таллин — 19 (1, 0, 2, 5); 5. В. Киселев, Грозный — 12 (0, 17, 5, 1): в. А. Вески, Таллин — 5 (4, 5, 7, 0).Формула 3 привлекла максимум участников. Сорок спортсменов стартовали в чемпионате.Результаты соревнований. Командный зачет. 1. Азербайджанская ССР (2094 очка), 2. РСФСР (1392), 3. Ленинград (1264Ь Личный зачет. Гоночные модели. 1,5 см-; 1. О. Маслов (Ташкент), 2. М. Вакшис (Вильнюс), 3. С Струкин (Ярославль). 2JS смЗ; 1. Г. Дзенытыс (Рига), 2. Б. Еремеев (Тамбов). 3. Г. Чудаев (Ташкент). 5 смЗ: 1. М. Осипов <Баку), 2. В. Якубович (Жуковский. Московской области), 3. Н. тронев (Ленинград). 10 см-: 1. В. Соловьев (Москва), 2. А. Колтаков (Баку). 3. В. Гусев (Ленинград). Модели-копии. 1,5 см': 1. В. Сакун (Ленинград). 2. Э. Желтобрюхов (Баку). 3. А. Гаркушнн (Талды-Курган). 2,5 смЗ: 1. А. Вазникин (Минск). 2. C. СаэонеНко (Баку), 3. Г. Хачатрян (Ереван). Радиоуправляемые модели. 1. Ю. Осипов (Баку), 2. В. Аргарян (Ереван), 3. Б. Афанасьев (Ленинград).13