СОТРУДНИКI I ' LГАИIНескончаемо моросит нудный мелкий дождь. Потускнели в туманном ореоле уличные фонари. Они почти не освещают мостовую, лишь вспыхивают отблесками в лужицах и на неровностях асфальта. Но движение не затихает ив непогоду. Снуют пешеходы, проносятся один за другим автомобили, с шипением вздымая фонтанчики брызг. Так продолжается час, другой. И вдруг, в считанные секунды, спокойная монотонная обстановка взрывается. Прохожий, неожиданно свернувший на проезжую часть, начал переходить улицу. Он видел приближающийся автомобиль, но решил, что машина еще далеко. Кроме того, по своему опыту знал, что в случае опасности шофер притормозит, не имеет права не притормозить. Но пешеход не учел особенностей ситуации. В полумраке водитель заметил его на какие-то доли секунды позже, чем это следовало. Шофер, конечно, нажал на тормоза и крутнул руль вправо. Но на мокром асфальте машину занесло. Она выскочила на тротуар, сбила другого, не ожидавшего опасности человека и врезалась в бетонную опору уличного фонаря. С окровавленным лицом водитель выбрался из машины и склонился над пострадавшим. Быстро растет толпа. Возбужденные комментарии происшедшего весьма разноречивы: — Водители гоняют, как сумасшедшие, невнимательны за рулем, а страдают пешеходы! — Пешеходы тоже, как дети малые, лезут прямо под колеса! — Нельзя так резко тормозить на мокром асфальте. Поэтому и занесло... — А что ему оставалось делать? — На прошлой неделе здесь тоже сбили человека! — Тут ночью ничего не видно. Разве можно ездить при таком освещении? Куда смотрит автоинспекция? Спустя две-три минуты у места происшествия раздаются тревожно-нетерпеливые сигналы машин. Образуется пробка. Но продолжается это недолго. Вскоре появляется милицейский мотоцикл, и затор на улице быстро рассасывается. Сотрудник государственной автоинспекции начал действовать. Теперь все зависит от его знаний, профессионального умения, сообразительности, способности найти контакт с людьми. Мы изобразили одно из многих типичное дорожно-транспортное происшествие. Собравшиеся у разбитой машины люди, обсуждая случившееся, назвали, сами о том не задумываясь, основные проблемны обеспечения безопасности движения, к решению которых непосредственное отношение имеет сотрудник ГАИ. Действительно, нужно знать, почему водители и пешеходы нарушают правила, и принимать меры, чтобы этого не было. Нужно изучать взаимосвязь между участниками движения и их отношение к средствам регулирования. Нельзя упускать из-под контроля и профессиональную подготовленность водителей, и условия езды в темное время суток, и многое другое. Проблем, больших и малых, социальных и технических, юридических и медицинских, организационных и психологических много. И от кого бы ни зависело их окончательное решение, поиски его начинаются тут, у места происшествия, а правильность будущего решения во «ногом определяется тем, насколько хорошо выполнит свои обязанности прибывший к месту аварии работник Госавтоинспекции. Обязанностей самых разнообразных у сотрудника ГАИ множество. Нужно немедленно восстановить нормальную работу транспорта, ибо кроме него сделать это никто не имеет права. Необходимо срочно вызвать медицинскую помощь, а до ее прибытия, если время не терпит, оказать первую помощь пострадавшим. Не теряя времени, надо разыскать и опросить очевидцев случившегося и до прибытия следователя сохранить в неприкосновенности обстановку происшествия. Но следователя пришлют только на происшествие с тяжкими последствиями, а если обошлось - без этого, нужно до конца действовать самостоятельно ив точном соответствии с уголовно-процессуальными нормами. Следует по всем правилам судебной фотографии зафиксировать место происшествия, провести замеры и «привязку» следов, составить схемы, планы, протоколы, осмотреть машину и определить ее техническое состояние, сделать слепки с вещественных доказательств. И все эти первичные данные невосполнимы в ходе дальнейшего следствия. Стоит сотруднику ГАИ неточно определить начало и длину тормозного пути, ошибиться в установлении точки наезда, и на скамью подсудимых может сесть невиновный человек. Многое должен знать и уметь сотрудник ГАИ, большая ответственность лежит на его плечах. Поэтому не стоит обижаться, когда он просит посторонних удалиться, не мешать ему. А если вы были очевидцем развернувшихся событий, нельзя уклоняться от дачи показаний из опасения «попасть в свидетели». От этих показаний зависят судьбы человеческие. И все-таки, как ни важны и ответственны действия, о которых мы говорили, не они являются основным в профессии работника ГАИ. Главное для него не фиксировать, а всеми мерами предупреждать дорожно-транспортные происшествия. Этим он занимается ежедневно, ежечасно, пресекая любые, даже самые мелкие нарушения правил движения, которые могли бы привести к трагическим по-19