Чукотка. Край неоглядной тундры, горных хребтов, быстрых рек. И, конечно, суровой зимы. Пустынной, недоступной казалась Чукотка человеку. Долгие 'годы единственным признаком жизни здесь были редкие стойбища оленеводов. Лишь в годы Советской власти этот далекий край стал осваиваться. Первыми сюда пришли мужественные геологи. Нелегкий их путь тянулся по руслам рек ив глубину тундры. На собачьих упряжках, оленьих иартах, пешком продвигались люди. Осваивали километр за кило-Передовые водители Эгвекинотской автобазы Владимир Бабина (слева) и Николай Каштал.метром, открывали месторождения РУД. угля. Многое теперь позади. Благоустроенные рабочие поселки, электростанции, свои транспортные артерии — такова ныне карта Чукотки. Быстро развивающаяся горнодобывающая промышленность, города и поселки требуют завоза миллионов тонн грузов. Решение этой задачи возложено на автомобильный транспорт, таккак железных дорог здесь нет. Автотранспортники Колымы и Чукотки хорошо это понимают и делают все от них зависящее, чтобы внести свой вклад в дальнейшее экономическое и культурное развитие Крайнего Севера. Наша автобаза входит в систему транспортного управления союзного объединения «Северовостокзолото» Министерства цветной металлургии СССР. Поселок и арктический порт Эпвекинот в свое время явились опорной базой, откуда более 20 лет назад началась прокладка 207-километровой автомобильной дороги к заполярному руднику Иультин. Каждый километр этой дороги приходилось отвоевывать у неласковой Чукотки с боем. Горы и стремительные реки, заболоченную тундру — все преодолели строители. А следом за ними шли электромонтажники. Их путь отмечен опорами высоковольтной линии электропередачи. Капитально сооруженная трасса и особенно зимники позволили автотранспортникам завозить грузы в любую точку полуострова. Топливо, оборудование, продукты, предметы первой необходимости — ничто не минует куЗОЕЭ автомобиля. И люди благодарны автомобилистам, знают: они не подведут. И не подводят. Но это стоит им напряженнейшего труда, стойкости, мужества. Самый опытный шофер, приезжая к нам с «материка», проходит период закалки. Слабые духом отсеиваются, уезжают. И, скажу прямо, никто их не удерживает. Зато на водителей, которые пройдут эти испытания, можно положиться во всем. У нас есть шоферы, техники, инженеры, которые работают здесь по десять—двадцать лет. Около сорока лет отдал Северу начальник транспортного управления А. И. Геренштейн. Орденом Ленина отмечен его труд. Много и хорошо поработал за рулем на Эгвекинотской автобазе М. И. Мордвинкин. Он награжден Орденом Трудового Красного Знамени, является членом бюро райкома партии. Полтора десятка лет за рулем П. В. Годованец. Когда нужно перевезти тяжелый негабаритный груз, пробиться сквозь пургу и выполнить особое срочное задание, первым всегда называют Петра Васильевича. Такие, как Годованец, Мордвинкин, — костяк коллектива. Для них не страшны свирепые вьюги, заносы и морозы. У них учится молодежь. На каких же машинах трудятся наши водители? Когда-то незаменимыми считались ЗИС-5, ЗИЛ-150. Теперь о них только вспоминают. Здорово выручают нас сейчас «Урал-375», которые пришли на смену прежней технике. Их любят наши водители за выносливость, надежность, неприхотливость. Правда, приходится кое-что подправлять, приспосабливать к суровым условиям Чукотки. «Уралы» у нас работают в основном с полуприцепами, которые для нашего северного транспорта делают заводы объединения «Северовостокзолото». Грузоподъемность полуприцепов 12,5 тонны. Серийные же прицепы оказались для нас совершенно неприемлемы — они крайне неудобны при разъездах, подаче назад, маневрировании, да и при движении создают толчки, рывки. При помощи наших полуприцепов усиленной конструкции мы перевозим бульдозеры и другие тяжелые машины и оборудование весом до 1516 тонн. В общем «уралы» получили у нас в Эгвекинотской автобазе постоянную прописку. Откуда же и куда перевозим грузы? Значительная часть их приходит непосредственно к нам в Эгвекинот из Находки и Владивостока. Летом по капитальной дороге машины идут на рудник Иультин, обеспечивают углем электростанцию, работают в морском порту, развозя грузы от судов на склады. Но как только наступают морозы и сковывают тундру, выпадает снег, а это начинается в конце октября, дороясная служба накатывает зимник. Автотранспортники вступают в полосу зимней страды. Непрерывно идет завоз грузов из Эгвекинота на рудники «Полярный» и «Ленинградский». Зимник пересекает весь полуостров от Берингова моря до Чукотского. Протяженность дороги около -500 километров. Сквозь пургу и метели автомобили везуг уголь, продовольствие, горючее, лес от мыса Шмидта и технические грузы из Эгвекинота, все то, что должно обеспечить бесперебойную работу горняков и строителей. Круговой рейс из Эгвекинота составляет почти 1000 километров. При хорошей погоде водители делают за месяц четыре-пять, а некоторые шесть-10