Советские спортсмены на зарубежных трассахКУБКУ ДРУЖБЫ НРАВИТСЯ МОСКВАУбедительной победой советских картингистов завершился розыгрыш Кубка Дружбы социалистических стран. Наши гонщики первенствовали « а кв командном, тан ив личном зачетах. Сильнейшим в этих соревнованиях был мастер спорта москвич Александр Сафонов. Первый этап розыгрыша Кубка состоялся, к ак известно, в конце мая в Польше и закончился победой советских картингистов. Затем участники международных соревновании стартовали .в Германской Демократической Республике, где успешно выступили хозяева трассы. Они заняли первые места в командном и личном зачетах. Третий этап проходил в Москве. Здесь снова победа досталась нашим картингистам. 'Перед заключительны»*и гонками на трассе в венгерсном городе Дунайвароше лидировала команда СССР — 895 очков. З а ней следовали гонщики ГДР — 735, Польши — 595 и Венгрии — 39В очков. Таким образом, немецкие спортсмены еще сохраняли шансы на командную победу. Около 15 тысяч жителей этого небольшого венгерского города наблюдали за решающими стартами. От Советского Союза выступали А. Сафонов, р ижанин В. 'Бортниекс, В. Лыткин, О. Шаев (оба из Курска) и В. Орехов (Московская область). На скоростной трассе, с длинными прямыми участками егюртсмены стартовали в шести заездах. Л учшим свидетельством того, насколько упорной была борьба в этом соревновании, будет протокольная запись порядка прихода участников к финишу каждого заезда. Первый заезд: 1. А. Сафонов, 2. Ю. Кох, 3. И. Ангер (оба ГДР), 4. В. Бортниекс,.. 8. О. Шаев,.. 12. В. Лыткин,.. 16. В. Орехов. Второй заезд: 1 . Бортниекс, 2. Сафонов, 3. Ангер,.. 6. Лыткин... 15. Шаев. т ретий заезд: 1 . Ангер, 2. Бортниекс, 3. Сафонов,.. 6. Лыткин,.. 10. Шаев,.. 1 1 . Орехов. Четвертый заезд: 1. X. Винцлер (ГДР), 2. Сафонов, 3 . Бортниекс,.. б. Лыткин,.. 12. Шаев,.. 16. Орехов. Пятый заезд: 1. Винцлер, 2. Бортниекс, 3. Сафонов,.. 6. Лыткин,.. 9. Орехов,.. 12. Шаев. Шестой заезд: 1 . Винцлер, 2. Сафонов, 3. Бортниекс,.. 6. Орехов,.. 8. Лыткин,., 13. Шаев. В итоге команда СССР набрала на этапе 293 очка, на три очка опередив спортсменов ГДР. Это решило судьбу первого места в общем зачете. Наши картингисты второй раз подряд завоевали почетный приз. Второе место досталось команде ГДР, третье — Польши. В личном зачете как на последнем этапе, т аки по итогам всех четырех выступлений в розыгрыше Кубка победил советский гонщик Александр Сафонов. Вторым призером стал такженаш картингист — Владимир Лыткин . Третье место завоевал Хорст Винцлер, четвертое — Юрген Кох (оба ГДР) и пятое — Виктор Бортниекс. Советская команда продемонстрировала на всех этапах соревнования возросшее мастерство, волю и мужество в достижении 'победы. Большой вклад в успех наших картингистов внесли тренер А. Волков-Влодов и механик А. Шилин. Итак, Кубок Дружбы снова остался в Москве.Следует подумать инад тем, достаточно ли двух финальных заездов на первенстве страны. Опыт на мой взгляд, показывает, что недостаточно. Для того чтобы не бы ло случайностей, л учше проводить чемпионат страныв несколько этапов с исключением худшего результата. Тогда можно будет избежатьтаких обидных срывов, к акой произошел, например, с одним из ведущихнаших гонщиков мастером спорта Владимиром Лыткиным. Во время одного из заездов у него отказала свеча в двигателе. Это лишило его возможности показать высокий результат. Кстати, многоэтапная система проведения соревнований картингистов применяется уже в братских социалистических странахи целиком оправдывает себя. А. САФОНОВ, мастер спорта СССР г. Рига Результаты соревнований Личныйзачет . Класс П-А: 1. В. Б ортниекс , 2. И. Шлейтерс (оба «Даугава», Л атвийская ССР), 3. А. Сафонов («Труд», Москва). Класс П-Б; 1. А. Усан («Спартак», Москва), 2. В. Чуваев, 3. О. Шаев (оба автомотоклуб, Курск). Класс III: 1. А. З аградин (автомотоклуб, Ленинград), 2. В. Орехов (автомотоклуб, Московская область), 3. А. Спрингис («Даугава», Л атвийская ССР). Командный зачет. Первенство среди республик: 1. Л атвийская ССР, 2. Москва, 3. Ленинград. Первенство среди низовых коллективов: 1. «Даугава», 1-я команда, 2. Курский автомотоклуб, 3. Дворец пионеров г. Москвы.«Кольцос дистанции в шагНелегко расставаться со спортом, которому отданы многие годы жизни . Но рано или поздно для каждого спортсмена приходит последний старт. XXII лично-командное первенство Советского Союза по шоссейно-кольцевым гонкам было для меня первым соревнованием, в котором выступал я не участником, а тренером команды Вооруженных Сил СССР. Пользуясь случаем, хочу выразить самую искреннюю благодарность эстонским товарищам и всем тем, кто устроил в Таллине мои проводы. Впрочем, слово «проводы» звучит здесь не совсем удачно. Ведь в спорте я остался и получил теперь даже некоторое преимущество — возможность наблюдать за ходом борьбы во всех заездахкак бы со стороны, оценивать достоинства и ошибки в тактич еском мастерстве у своих недавних соперников. Тренеры стоят во время соревнова ний обычно возле самой кромки асфальтированной трассы. Эта ближняя позиция, п озволившая видеть все происходящее крупным планом, и дает мне основания сдел атьряд замечаний о минувшем чемпионате. Как известно, в нынешнем году он был проведен по более широкой программе, чем всегда, — в четыре этапа. Это новшество можно только приветствовать, поскольку оно позволило в очень скудный для кольцевиков календарь внести лишнюю встречу. Четыре этапа дали также возможность более полно и точно определить силы участников первенства. Однако замечу, что не все трассы были равноценныв смысле выявления мастерства гонщиков. Так, если в Риге и Таллине от спортсмена требовалось действительно высокое искусство вуправлении машиной, то на трассев Вильянди, имеющей в основном прямые участки, успех решали более мощные двигатели мотоциклов. Но не только это повлияло на распределение мест в командном иличных зачетах. Давно известно, что полнокровной спортивной жизньюживут только мотоциклисты-кольцевики Латвии, Эстонии и Литвы. Здесь имеются прекрасные трассы, часто проводятся соревнования. Неудивительно, что именно гонщики Прибалтики были фаворитамив основных классах. Спортсмены других республик пока не имеют таких отличных условий для тренировок и подготовки к ответственным стартам. Вот почему сужается география шоссейно-кольцевого спорта. Примечательно, что на нынешнем чемпионате были представлены только республики и города, которые расположены по соседству с Латвией, Эстонией и Литвой, — это Белоруссия, Украина, Р оссийская Федерация. Москва и Ленинград. За исключением двух-трех спортсменов из Азербайджана и Грузии, гонщиков других республик на всесоюзном первенстве не оказалось. Конечно, отсутствие хороших, постоянно действующих кольцевых трасс — л ишьчасть трудностей ,в развитии этого вида спорта. Пожалуй, главная причина — острая нехватка техники. Большинство участников чемпионата выступало на самодельных мотоциклах. В этом, на мой взгляд, можно найти объяснение тому, что на «кольце» мало появляется новых имен. Молодым гонщикам, не имеющим опыта в подготовке машин, трудно соперничать с ветеранами, многие из которых сами конструируют двигатели, такими, к ак Абрамов, Олейников. Силиньш, Штейнбург. На общем фоне безразличия заводов к нуждам кольцевиков особенно ярко видны успехи рижских мотоциклостроителей, ежегодно выставляющих на трассы соревнований 50-кубовые машины. Была и еще одна новинка — 125-кубовый экспериментальный мотоцикл ВНИИМотопрома, на котором выступал Э. Борисенко. Уже то, что Эдуа рд установил несколько рекордов трасс, говорит опрекрасных ходовых качествах этой машины . Каждая новинка вызывает всегда много споров овозможности допустить ее в общий зачет. На нынешнем чемпионате такому же сомнению была подвергнута больш ая группа мотоциклов, имеющих двигатель «Чезет», которые доминировали в своем классе. Видимо, окончательное разрешение всех этих споров можно ожидать на будущих чемпионатах. Предполагается, что в тех классах, где это возможно, появятся две группы машин — «А» и «Б». Первая объединит мотоциклы, специально подготовленные заводами в ограниченном количестве, э кспериментальныеи некоторые из сделанных руками гонщиков. Пока же в числе победителей чемпионата мы увидели старыхзнакомых — р ижан А. Смертьева, Э. Киопе, К. Ошиньши, О. Рикса с колясочником Я. Авотипьшем, москвича Б. Юдина и неизменную золотую пару А. Раутенфёльда и А. Портнягина (РСФСР).Сборная команда советских картингистов перед началом соревнований в польском городе Кошалине (слева направо): В. Лыткин, О. Шаев, В. Орехов, В. Бортниекс, А. Сафонов, т ренер А. Волков-Влодов, руководитель делегации А. Черкасский.14