Несколько неожиданно закончилась борьба на спортивных машинах класса 350 смз. Чемпионом здесь впервые стал молодой эстонский гонщик Л. Тэасалу, опередивший таких грозных соперников, к ак Э. Кииса, Ю. Рандла, в . Хельм. Из-за отсутствия «кворума» не были разыграны медали в классе гоночных машин 350 см". Н. СЕВАСТЬЯНОВ, заслуженный мастер спорта СССР Рига—Вильянди—Таллин Результаты соревнований Класс 50 ем», юноши: 1. С. Мете (Эстонская ССР), 2. X. Голдманис (Латвийская ССР). 3. А. Якименко (РСФСР); мужчины: 1. А. Смертьев, 2. К. Кребс, 3. Э. Цунскис (все Латвийская ССР); 125 сиз, женщины: 1. Э. Киопе, 2. 3. Клейншмите (обе Латвийская ССР); 3. Л. Тулль (Эстонская ССР); 125 смз, мужчины: 1. К. Ошиньш (Латвийская ССР), 2. Э. Ворисенко (РСФСР). 3. Э. Тауниньщ (Латвийская ССР): 175 смз ; 1. Б. Юдин (Москва), 2. К. Цалкаламанидзе (Грузинская ССР), 3. Э. Силиньш (Латвийская ССР); 350 смЗ; 1. Л. Тээсалу, 2. Э. Кийса, 3. А. Калам (все Эстонская ССР); 350 смз с коляской: 1. А. Р аутенфельд — А. Портнягин (РСФСР), 2. А. Канут — У. Кийр (Эстонская ССР), 3. Д. Стуре — П. Камерграузис (РСФСР); 750 смз с коляской: 1. О. Рикс — Я. Авотиньш (Латвийская ССР), 2. А. Рябинин — Н. Горшшенко (Украинская ССР). 3. В. Калюжный — К. Смирнов (Ленинград). Командный зачет среди республик: 1. Латвийская ССР, 2. Эстонская ССР, 3. РСФСР; среди команд ДСО и ведомств: 1. «Даугава» (Латвийская ССР), 2. Советская Армия, 3. «Калев» (Эстонская ССР); среди команд автомотоклубов: 1. СТК «Трудовые резервы» г. Таллина, 2, ЦАМК работников автотранспорта Латвийской ССР, 3, СТК ДОСААФ г. Ленинграда.В ПРЕЗИДИУМЕ ЦК ДОСААФВ июне нынешнего года редакция журнала «За рулем» совместно с Киевским обкомом ДОСААФ и Украинской федерацией мотоспорта организовали в Богуславском районе Киевской области однодневные соревнования сельских мотоциклистов на личных машинах. Они прошли успешно (см. «За рулем», 1969, № 9). Бюро президиума ЦК ДОСААФ, рассмотрев вопрос о проведении массовых военизированных однодневных соревнований на личных мотоциклах, одобрило инициативу журнала «За рулем», Киевского обкома ДОСААФ и Украинской федерации мотоспорта и постановило рассматривать эти соревнования как один из действенных факторов вовлечения в занятия мотоспортом широких масс мотоциклистов, привлечения их к активному участию вV Спартакиаде по военнотехничесним видам спорта. Учитывая, что в стране насчитывается около 6 миллионов мотоциклистов, представляющих большой резерв для массового мотоспорта, республиканским, областным и краевым комитетам ДОСААФ рекомендовано широко использовать однодневные военизированные соревнования на личных мотоциклах для решения задач массового вовлечения в мотоспорт молодежи, и прежде всего допризывного и призывного возрастов; считать необходимым включать эти соревнования * спортивный календарь. Управлению военно-технической подготовки и спорта и Федерации мотоциклетного спорта поручено разработать организационно-методические указания по проведению однодневных соревнований на личных мотоциклах и типовое положение. В целях привлечения мотолюбителей к соревнованиям и поощрения победителей предусмотреть в положении материальное поощрение участников соревнований, занявших первое место.Трассы меняются, проблемы остаютсяСильнейшие мотомногоборцы Советского Союза справляли в нынешнем году новоселье. Хорошо обжитые ими трассы в окрестностях Ужгорода были сменены сложными горными перевалами в районе прикарпатского города Коломыя. Сюда на чемпионат страны прибыли сборные команды союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. В полном составе пожаловали на новые трассы и старые проблемы, которые вот уже многие годы преследуют многодневные соревнования. 211 и 61. Первая цифра — это число участников, стартовавших в первый день чемпионата, вторая — финишировавших в этом мотоциклетном марафоне. Столь большой сход объясняется, на мой взгляд, двумя причинами. Во-первых, многие участники не имеют еще достаточного опыта выступлений в таких сложных соревнованиях, подготовке мотоциклов к серьезным испытаниям в различных дорожных и скоростных условиях. Во-вторых, организаторы чемпионата предложили спортсменам исключительно жесткий график движения, уложиться в который было под силу только опытным многоборцам. Причины большого схода участников с дистанции остались, таким образом, прежними. Приходится вновь сетовать на то, что не все команды всесторонне подготовились к такому важному спортивному экзамену, каким является чемпионат страны по многоборью. Слов нет, многодневка — далеко не самый простой вид мотоциклетных состязаний. Из-за сложности в выборе трассы, организации четкого судейства кое-где на местах до сих пор отказываются от их проведения. И почему-то упорно при атом забывается более простая и удобная форма тренировок к всесоюзному чемпионату — однодневные и двухдневные соревнования. Как показывает опыт, спортсмены очень охотно стартуют в малом многоборье. Минувшее первенство страны еще раз убедило всех в том, что осталась нерешенной проблема судейства. В последнее время опытные арбитры не очень-то охотно выезжают на многодневные трассы. Кое-кто рассуждает так: куда легче отсудить в течение двух часов мотокросс или трековые гонки. В нынешнем году предполагалось вызвать из других городов на чемпионат более сорока судей. Но в Коломыю прибыло только двадцать, и во многом по вине Центрального автомотоклуба, который слишком поздно выслал на места письма с вызовом. Чтобы не сорвать соревнования. в судейскую бригаду приглашали чуть ли не всех желающих. Нужно ли говорить о том, что работа этой сколоченной на скорую руку судейской коллегии не вызвала особых восторгов со стороны участников и тренеров. Можно понять и положение секретариата: каждый год приходится по-новому подсчитывать результаты. Причем некоторые нововведения очень трудно объяснимы. Приведу такой пример. Московский спортсмен А. Хлебников, муясественно продолжавший борьбу несмотря на неполадки в мотоцикле, все же закончил дистанцию до закрытия трассы. И тут выяснилось, что упорство спортсмена дорого обошлось команде Москвы: Хлебников «привез» сумму очков, превышающую ту, которая начисляется за сход. Выходит, будь вместо гонщика, готового отдать борьбе все силы, человек. склонный при первой неудаче отправиться отдыхать, команда так не пострадала бы. Я не знаю, по чьей вине — секретариата или составителей Положения — произошел этот казус, но ясно одно: такой системы на наших соревнованиях не должно быть. К сожалению, можно довольно долго перечислять то, что не должно встречаться на всесоюзных чемпионатах. Нельзя, например, поручать разметку трассы одному начальнику дистанции. Даже самый опытный, знающий все тонкости этой работы человек просто не в силах сам образцово разметить многокилометровую трассу. Не хотелось бы также, чтобы победители в мотомногоборье определялись в основном лучшими ходовыми и динамическими качествами экспериментальных машин, которые стартуют в общем зачете с обычными мотоциклами. На фоне красивых горных пейзажей Прикарпатья в тесном «содружестве» с нерешенными проблемами "и развивались события на чемпионате. Собственно, судьба первого места была решена в самом начале соревнований. Отлично подготовленная команда Российской Федерации, в состав которой входили многие члены сборного коллектива страны, оставила соперников далеко позади. За последующие места с переменным успехом боролись спортсмены Украины, Литвы и Москвы. Драматично для литовских гонщиков сложился заключительный этап чемпионата. Незадолго до финиша в команде, претендовавшей на второе место, сошли с дистанции два спортсмена. В итоге — только шестой результат среди коллективов союзных республик. Значительно лучше могли выступить и мотоциклисты Украины, но их подвели юноши. Здесь хочется отметить успех представителя Львова мастераВОПРЕКИТРАДИЦИИЧетыре команды — «Башкирия» (Уфа), «Нева» (Ленинград), «Локомотив» (Даугавпилс) и «(Восток» (Владивосток) вышли в нынешнем году в финал розыгрыша Кубка СССР то спидвею. Судьба почетного приза решалась на гаревой дорожке ленинградского трека. Стало уже своеобразной традицией, что кубок доставался хозяевам финальных соревнований. И на этот раз гонщики «Невы» своим уверенным выступлением в первых стартах как бы заявили, что не собираются отойти от «правила». Перед вторым, заключительным днем соревнований ленинградцы выигрывали у своих ближайших соперников спортсменов «Локомотива» четыре очка. В последних заездах га реви ки Даугавпилса сделали, казалось, невозможное. А. Петровский, А. Кузьмин, Ю. Ступанов, В. Вольский и И. Рыбников не только ликвидировали разрыв, но и опередили в итоге хозяев трека на шесть очков. Втгрое место заняла «Нева» (56 очков), третье — «Башкирия» (40) и четвертое — «Влстон» (33 очка).В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗЧеркесская команда «Домбай» в четвертый раз подряд завоевала звание чемпиона Советского Союза по мотоболу. Как ив прошлые годы, серебряные медали выиграли спортсмены элистинской «Кометы», отставшие от победителей всего на одно очко. Судьба третьего места оставалась неясной буквально до последнего тура. На «бронзу» претендовали два коллектива — «Кавказ» из Невинномыссна и зеленокумская «Молния». Спор между ними решили мотоболисты «Вымпела» (Полтава). Выиграв у «Молнии» со счетом 6 : 4 , они «передвинули» зеленонумцев на четвертое место. Третьим призером чемпионата стал, таким образом, «Кавказ». Последние, восьмое и девятое, места заняли соответственно красноярский «Енисей» и «Норд» (Баку). Этим двум командам придется в будущем году покинуть высшую лигу, а открывшиеся вакансии займут победители из класса «Б» — омский «Омич» и «Горняк» из города Шахты.15