Возвращаясь к напечатанномуПочему же опьяняет скоростьСкажем сразу, что сравнение с «экстазом глубины», возникающим под наркотическим действием азота, лишено основания. Во-первых, азотное опьянение возникает лишь на больших глубинах, где давление исчисляется тысячами миллиметров ртутного столба. При скорости пусть даже 100—150 км/час встречный поток воздуха мог бы увеличить давление в легких всего лишь на несколько миллиметров. Во-вторых, по законам аэродинамики, давление, создаваемое воздушной струей в трубке, зависит еще и от направления ее отверстия. Если оно противоположно потоку, давление возрастает; если направлено по касательной, оно мало изменяется; а когда совпадает с течением воздушной струи, давление даже уменьшается (на этом принципе, кстати, основаны сифонные вакуумные насосы). Но ведь никто не ездит с открытым ртом или запрокинутой головой. Напротив, на большой скорости мотоциклисты обычно чуть наклоняются вперед, и тогда давление в легких даже ниже атмосферного. Очевидно, «опьянение» скоростью связано с другими физиологическими явлениями. В их основе — эмоциональное возбуждение, вызванное прежде всего «чувством скорости», которое действительно резче проявляется при езде на мотоцикле, чем в закрытом автомобиле или вагоне поезда. Как известно, волнение усиливает, углубляет дыхание. А за этим и следует «опьянение». Вспомните, когда вы раздували костер, наполняли воздуВ заметке, опубликованной в апрельском номере журнала, ленинградец кандидат физико-математических наук В. Почтарев выдвинул на обсуждение вопрос о причинах, по которым мотоциклист порой испытывает чувство своеобразного ликования при езде с большой скоростью. Возможное объяснение азарту скорости автор увидел в наркотическом действии азота, подобном тому, что знакомо водолазам, погружающимся на большую глубину: «Ведь мотоциклист на большой скорости тоже глотает сжатый воздух, он дышит в самой плотной части воздушной подушки, тормозящей движение открытой машины», — высказывал свои соображения автор и предлагал обратиться с этим вопросом к специалистам в дайной области знаний. Маленькая заметка заинтересовала читателей, вызвала оживленные отклики. Самое категорическое суждение принадлежит И. Иванову из г. Тейково ивановской области: «Я со своим ИЖем дружу семь лет и не знаю случая, чтобы меня опьяняла скорость. Если скорость опьяняет, то такому водителю не место за рулем!» Однако большинство из написавших в редакцию читателей-мотоциклистов не отрицает возникновения ликования, азарта скорости. М. Самсонов из г. Коврова, вспоминая свое падение с мотоцикла, пишет, что просто «захлебнулся воздухом». В. Старчук из Днепродзержинска считает, что чувство ликования при большой скорости возникает после длительного перерыва в езде, например, после зимней паузы. Но все, кто отмечает это явление, уверены, что азотный наркоз не имеет к нему никакого отношения, а разгадку надо искать в области психологии. Харьковчанин Д. Шаройко и ленинградец Ю. Ннколаенко прислали даже сложные математические расчеты, показывающие, что мотоциклист и на предельных скоростях испытывает избыточное давление не больше, чем аквалангист при погружении на... 5—6 сантиметров ниже поверхности воды. Таким образом, с «экстазом глубины» тут не может быть сравнения. Очень интересное письмо прислал испытатель мотоциклов киевлянин В. Лукьяненко. В прошлом, будучи водолазом, он на глубине 75 метров испытал настоящее азотное опьянение ис полным основанием заявляет, что это страшное явление ничего общего с азартом скорости не имеет. Приходилось ем|у совершать и затяжные прыжки с парашютом. И тут, в свободном падении с огромной скоростью, наркотического действия азота не чувствовалось. Он пишет: «Опьянение» скоростью, по-моему, факт чисто психологический и, конечно, заслуживает детального изучения психологами». Что ж, наши читатели правы. Их мнения поддерживает и специалист — кандидат медицинских наук К. Бутейко, сотрудник Института физиологии Сибирского отделения АН СССР, которому мы предоставляем слово в заключение короткой дискуссии.хом походный матрац или волейбольную камеру, вам порой становилось немного дурно. Отчего? Оказывается, глубокое дыхание, сверх меры вентилируя легкие, удаляет из них (и из кроши) и ту углекислоту, без которой не могут происходить биохимические реакции в организме. Чем глубже дыхание и чем меньше в организме углекислого газа (С0 2 ), тем крепче его связь в крови с кислородом. Таким образом, характер дыхания не влияет на степень насыщенности крови кислородом (96—98 процентов постоянно), зато определяет, насколько легко кровь отдает его тканям. Поэтому глубокое дыхание ведет к кислородному голоданию жизненно важных органов. В то же время углекислота является естественным успокаивающим веществом. Недостаток ее разлаживает з. первую очередь центральную нервную систему, возбуждает все ее отделы и еще больше усиливает дыхание. Создается порочный круг, закрепляющий излишнюю вентиляцию, с неизбежным головокружением, сердцебиением, ослабеванием внимания, замедлением реакций и тому подобными симптомами опьянения. Каждому водителю небесполезно знать содержание углекислоты в своем организме (в легких или в крови), проверить свою подверженность глубокому дыханию, которое проявляется именно в те драматические моменты, когда надо иметь трезвую голову. Вот как это можно сделать. Наша лаборатория вывела косвенные показатели уровня углекислого газа в альвеолах легких ив крови человека в состоянии покоя. В таблице приведены отклонения от нормального дыхания по пятибалльной шкале.Характер дыханияСтепень характераЧастота Максимальдыхания ная пауза (количество (сек.) циклов в мин.) 180 150 120 100 8050 40 30 20 10Автоматическая пауза (сек.) 7 — 15 6—12 5—10 48 36 26 14 14СОзв альвеолах (проценты) 7,5 7,4 7,3 7,2 7,1 6,5 6,0 5.5 5,0 4,5 4,0Поверхностное (сверхвыносливость)Норма Глубокое (болезнь)V IV III ИI0I II III IV V3в37 48 49 5—10 6-12 7 — 15 9 — 18 И —22 15 — 28 20—40ео— — —Сопоставив ваши показатели с этими данными, вы сможете приблизительно определить характер и степень вашего дыхания относительно нормы (чем дыхание глубже, тем вы менее выносливы), а по ним — и содержание углекислоты в ваших легких. Имейте при этом в виду, что максимальная пауза — это та, что дается вам без усилий после столь же легкого, без напряжения, но полного выдоха. Если дыхание сорвалось и сразу перешло на глубокое — ошибка! — значит, вы сделали не естественную паузу, а насильственную задержку дыхания; нельзя также перед максимальной паузой делать глубокий вдох. Автоматическая пауза возникает после каждого выдоха помимо вашей воли и внимания (у глубоко и учащенно дышащих этой паузы нет или она слишком мала).Помочь ликвидировать, как говорят медики, гипервеятиляционный синдром может любой врач, прошедший специальную подготовку в нашей лаборатории. Суть дела в том, чтобы усилием воли уменьшить глубину дыхания: полнее и свободнее выдыхать, соблюдать естественную автоматическую паузу и слегка тормозить вдох, не пускать в легкие окружающий нас почти не содержащий углекислоты (всего 0,3 процента) воздух. Тогда в легких и крови станет больше углекислого газа, и синдром «опьянения», нервного шока исчезнет. Нормально дышащий, умеющий владеть собой водитель сохраняет самообладание в самой сложной обстановке и, следуя правилам движения,, я е создает аварийной ситуации..25